Зеркало перемен. Часть 4.
Акулина спешила по тихой улице на литургию в приходскую церковь. День был базарный и площадь перед монастырём шумела людским многоголосьем:
-Дешевле рублика, два с маком бублика! Берите, милые, да поскорей!
-Тары-бары растабары есть хорошие товары! Не товар, а сущий клад разбирайте на расхват!
-Иголки не ломки, нитки, тесёмки, налетай, разбирай!
-Люди! Подходите! Платки поглядите. Один красный, другой синий, а уж третий-то хорош, покупай-ка на свой грош!
Вообще в Далматово проводилось несколько ярмарок (зимняя Николаевская), торжки (Васильевский, Успенский), и еженедельные базары по субботам, на которых в основном продавали мясо и сало, привозилась рыба: осетрина, стерлядь, нельма. Имелось в продаже и масло, семя конопляное, льняное. Город в то время являлся важнейшим перевалочным центром продовольственного снабжения промышленного Урала, ведь продаваемый здесь товар шел на заводы и крупные города. Хорошо продавались и изделия местных мастеров: корзины короба, бочки, верёвки и даже кареты.
Ярмарки и торжки давали хорошие обороты, но Акулина слыхала, как бранился отец на то, что некоторые местные крестьяне, да и жители города, участвующие в них в качестве продавцов, оставляли после себя свалки, состоящие из требухи, обрези и гнилых кусков мяса. Он боялся, что они, разлагаясь, могут заразить домашний скот. Отец даже предложил настоятелю монастыря перенести Николаевскую ярмарку в другое более просторное место и добился своего, чем безмерно гордился.
Он любил этот городишко, больше напоминающий большое село, хотя на тот момент в нем уже было шестнадцать кабаков, харчевен и портерных и жили здесь мировой судья, судебный следователь, становой пристав, волостной старшина, писарь, сельский староста и урядник с сотскими.
В другой раз девочка обязательно бы поглазела на товар, но волнение перед тем, что должно было произойти гнало её вперёд. После литургии ей предстояло принять участие в крёстном ходе, а народа, по случаю базарного дня вокруг было очень много, а это значит и зевак будет не меньше, такое событие в городе грех пропустить.
Мало кто учил девочек в те времена. Участь их была определена с детства: быть матерью, хорошей послушной хозяйкой сначала в хозяйстве родителей, затем в семье мужа. Поэтому, уже в пять лет девочку старались приучить к веретену; вначале доверяли только «сучить», с 6 лет сажали за прялку.
К десяти годам она уже умела шить и жать, водилась с младшими братьями и сестрами, домовничала во время страды.
К 14 годам будущая мать уже ткала на кроснах, проворно жала и косила, умела вышивать, вымачивать холсты, шить рубахи. Она доила коров, ухаживала за скотом.
К 17-18 годам девушка становилась полноправной работницей в доме, выполняла все работы на поле, знала все сорта холста, шитье одежды. Но примечательно, что готовить её особо не учили, особливо, варить и печь в своем доме, ведь она не должна нести традиции своей семьи в дом мужа, а получить их от будущей свекрови. И конечно ни о каком обучении в школе не могло и быть речи, но Акулине повезло, ведь о судьбе крестьянских девочек задумалась Павла Асафовна Черемухина, которая открыла в Далматово женское училище и стала в нём первой учительницей. Она была женой священника Николаевской церкви, уговорив мужа стать в нём законоучителем.
Павла Асафовна долго искала подходящее помещение, пока отец Акулины не отдал на благое дело пустовавший без дел дом. Он очень любил свою умненькую дочь, помогавшую ему в торговых делах. Понимая, что за образованием будущее, он не колеблясь отправил её учиться. Перед этим он долго и дотошно выспрашивал у учительницы чем же конкретно они будут заниматься в училище и успокоился, узнав, что в нём помимо чтения, письма, закона божьего, священной истории, катехизиса будет ещё и рукоделие: шитьё крестом, вязание чулок и кружев, плетение последних и вышивание по канве.
Сегодня, оставив лавку на помощника, он быстро смахнул слезу с бородатой щеки, глядя на девочек, выстроенных по две в ряд, шагающих к училищному дому. Жена, стоящая рядом с ним, незаметно пожала ему руку и улыбнулась раскрасневшейся Акулине.
Многие в городе осудили стремление её мужа начать обучение дочери. Мальчиков учили абы как, многие пропускали занятия, а тут девчонки, им бы замуж, да деток побольше родить, а не это вот всё. Если бы не муж, лично она никогда бы не разрешила дочери учиться, считая учёбу пустой тратой времени.
-Идём Фрося, молебен сейчас начнётся, - отвлек её от мыслей муж, прокладывая им дорогу в толпе зевак.
Под окном взревела машина, завизжали тормоза, раздалась отборная брань, Надя с удивлением обнаружила что задремала, облокотившись на стол.
-Надо же какие мне сны снятся,- пробормотала она, взглянув на спящую Антонину Ивановну. Проверив, что у неё есть всё необходимое, она тихонько вышла в подъезд, чтобы подняться к себе домой. Лиза с телефоном в руках валялась на кровати, на столе горкой громоздилась грязная посуда.
-Лиза! –крикнула женщина, сгружая посуду в раковину,- иди - ка сюда! Что, сложно за собой вымыть посуду? - сердито сказала она, ставя чайник на плиту.
-Вымою сейчас, - бункнула девочка себе под нос и добавила, чуть тише, чтобы мать не расслышала: тоже мне трагедия! Пока остающаяся в неведении мать ухаживала за чужой старухой, она усиленно следила за Ликой в социальных сетях.
Для этого девочка создала анонимные профили и напросилась к разлучнице в друзья, чтобы увидеть, что она постит на своих закрытых страницах. К её огорчению компромата на них не нашлось, но выяснилось родство с Тамарой Петровной, которое та тщательно скрывала. План возник моментально отомстить Морковке за то, что отец девочки похаживает к Лике.
Подростки зачастую делают глупости, ибо не обладают житейским опытом, терпением и не умеют бесконфликтно решать свои проблемы. К делу был подключен одноклассник Женька, тайно влюбленный в девочку и план мести начал воплощаться в жизнь. Первое, что сделала Лиза, записала крик и ругань Морковки на уроке. Та, не стесняясь, костерила учеников почём зря, используя совсем не литературные слова.
Дальше-больше, запись, анонимно загруженная в сеть, разлетелась в мгновение ока, словно её там только и ждали. Растиражированная по всем каналам и блогам она вызвала массовые дискуссии среди людей. Одни с пеной у рта утверждали, что современные дети вполне достойны подобного ора, ибо совершенно перестали учиться и слушаться взрослых, другие требовали гнать училку из школы поганой метлой.
Тамаре Петровне пришлось нелегко, многочисленные объяснительные надолго отвлекли женщину от устройства дальнейшей судьбы Лики, нужно было спасать собственную шкуру, особенно после того, как выяснилось, что она берёт деньги за дополнительные занятия, которые проводила после уроков прямо в школе и лишь острая нехватка кадров, позволили ей удержаться на своём месте.
Не секрет, что ситуация с педагогами ухудшается с каждым годом. Молодые специалисты, напуганные предложенной заплатой несоизмеримой с нагрузкой, в школы, не спешат. Измотанные пенсионеры, работающие на износ, бегут отсюда, как только появляется такая возможность. Переезжать в село никто особо не спешит, как правило до города далеко, а это значит и до больниц тоже, а тут ещё повсеместно отменили коммунальные выплаты, позволяющие раньше не платить за газ, электричество или купить дрова, уголь, и остались педагоги на голой зарплате, сущих копейках в условиях реального времени.
Да и сама школа очень изменилась. Престиж профессии сильно упал, свою лепту внесли и журналисты, раздувающие из каждой истории сенсацию, да и государство расстаралось, отнеся учительство к категории услуг. А тут, как всем известно, кто платит, тот и танцует музыку.
Нет, в большинстве случаев остались детьми, добрыми, любознательными, а вот некоторые родители, изучив все пункты в статье о своих правах, ногой открывали двери в школьные кабинеты, зубатились с педагогами, писали жалобы по малейшему поводу во все инстанции, забывая, что следом за их правами идут и обязанности. Вот и сегодня урок Надежды Григорьевны прервал стук в дверь.
-Надежда Григорьевна, вас директор приглашает, - сказала ей секретарша Леночка, в прошлом году закончившая школу.
-У меня же урок! - возмутилась педагог, - это срочно, -Лена помахала рукой, показывая эту самую срочность и предложила, - я послежу за детьми. Надя обречённо вздохнула, срывать с урока учителя с урока стало привычным делом, то срочный звонок, то немедленный отчёт, то родитель в школу явился, вот как сегодня, например.
В кабинете директора сидела местная звезда –Лидия Гавриловна, директор клуба, считающая себя актрисой, певицей, сценаристом, режиссером в одном флаконе. Будучи женой местного руководителя крестьянского хозяйства, она искренне верила в свой талант и всячески подчеркивала свою звёздность, постя в социальных сетях фото с выступлений и видео с концертов.
В семье имелось дитятко, рожденный матерью в позднем возрасте, великовозрастный детина, неоценённый, по мнению родителей, учителями. Егор с трудом закончил девять классов и должен был в дальнейшем получать какою-нибудь рабочую профессию, но отец с матерью решили иначе, и парень был зачислен в 10, профильный класс, где количество часов на предметы естественно-научного профиля было увеличено.
Данное направление было ориентировано на такие сферы деятельности, как медицина и биотехнологии, а Лидия Гавриловна спала и видела сына врачом. Вот только Егорушке было не до учёбы и все ночи он проводил в сетевой игре, приходя в школу отсыпаться.
-Вот, Надежда Григорьевна, - сказала директриса Светлана Павловна, жестом показывая ей где можно сесть, - жалоба на вас поступила от Лидии Гавриловны на качество домашних заданий, тех, что вы даёте детям!
-Не поняла о каком качестве идёт речь? –удивилась Надя,- обычные задачи, формулы ничего особенного.
-Ну вот, например, вчера у вас был урок, и Егор получил два за домашнее задание, можете объяснить его маме за что?
-Тут просто всё, он его не сделал, поэтому и получил два, - спокойно ответила Надежда.
-Но позвольте! – возмутилась посетительница, - почему Егор должен выполнять какое-то дурацкое задание по физике? Может нам ещё по ОБЖ его делать? Мой сын будущий врач, физика нам совершенно не понадобится, как и другие предметы, так зачем на них тратить своё время?
-А вы на работе все свои трудовые функции выполняете или нет? –директор школы еле сдерживалась, зная скандальный характер Лидии Гавриловны, - думаю, что да! Для Егора учёба сейчас –это его работа так почему он должен выполнять её через раз?
-Ну знаете ли, я, работая в Доме культуры, несу людям радость, а ваша задача научить сына учиться и если он этого не умеет, то грош цена вашей работе! И потом, что это за задание, приготовить сообщение? Как будто из прошлого века? А если у человека нет интернета, то где он должен его взять?
-В библиотеке, например,- подсказала Надежда Григорьевна,- у нас там много энциклопедий, справочников, вполне возможно выписать нужное и приготовить небольшое сообщение на 2 минуты.
-В смысле выписать? Руками? – мать Егора вытащила из сумочки платочек и начала обмахивать разгорячённое спором лицо, по кабинету поплыл тяжелый, душный запах её парфюма.
-Да, взять ручку и листок и выписать требуемое, - Надежда оставалась спокойной, чувствуя свою правоту, -так мы учим детей находить информацию в разных источниках и умению выделять главное. Ничего сложного в этом нет, даже пятиклашка с ним справится, - сказала она, умолчав о том, что Егору и такие действия сложны, парень совершенно не хотел учиться.
На уроки он являлся, в лучшем случае с листочком и ручкой, садился за последнюю парту и просто спал на уроке, игнорируя учителя. Зная его родителей, которые уже не раз писали жалобы на школу, педагоги с Егором периодически разговаривали, убеждали, требовали, но воз так и оставался там.
-Ну знаете! Я этого так не оставлю! Везде новые технологии 3Д принтеры, шлемы виртуальной реальности и только в нашей школе всё по старинке - листочек и ручка!
-Если бы вы, Лидия Гавриловна, чуточку больше уделяли времени своему сыну, то вы бы знали, что в нашей школе всё это имеется только вашему сыну это неинтересно, он предпочитает на уроках спать. Представляете? Просто спит и всё! Интересно, чем он ночью занимается? –не выдержала Надя.
-А тебе бы, Надька, лучше за мужем своим последить чтобы он не шлялся по чужим бабам, а с сыном уж я как-нибудь сама разберусь! – всё воспитание слезло с посетительницы как кожура с переспелого банана, явив миру хабалистое нутро, которое она тщательно скрывала.
Надя как будто получила удар в солнечное сплетение, попыталась вдохнуть воздуха, но не смогла, комок встал в горле, выручила директор школы, под локоток выведшая родительницу из кабинета.
-Ну-ну, не раскисать! –это вернувшаяся Светлана Павловна присела рядом, сунула в руку стакан с водой.
-Ох уж эта Лида! Совсем не изменилась, а ведь я её со школы помню! Хабалкой была, хабалкой и осталась! Не слушай её, со зла ляпнула сама, не понимая, что несёт! Ты посиди здесь, а я тебя на уроке заменю, до перемены десять минут осталось, не надо тебе сейчас к детям, - она вышла из кабинета Надя беспомощно оглянулась вокруг, что сейчас было? Почему мама Егора так сказала?
-Нет! Ерунда какая! –возмутилась она про себя, -отпивая из стакана воду, - Андрей любит меня! –успокаивала она саму себя, но малюсенький червячок сомнений уже поселился в ней.
Друзья, спасибо за терпение! Мой творческий кризис закончился, надеюсь, воодушевленная вашими комментариями и поддержкой пишу дальше! Так соскучилась по каналу, по вам оказывается писать -"это моё"))