Замечательную старую сказку о трех деревьях рассказывают на многих языках. На вершине горы росли три дерева и мечтали о том, какими они будут, когда вырастут. Первое дерево мечтало о бриллиантах и рубинах и хотело когда-нибудь стать сундуком с сокровищами. Второе дерево мечтало о путешествиях и приключениях и хотело со временем стать большим кораблем, который возил бы по морям-океанам царей. Третье дерево и не думало о том, чтобы когда-нибудь покинуть гору. Напротив, его единственным желанием было стоять прямо и высоко на своем месте, указывая людям на Бога.
Прошли годы, и деревья выросли высокими и могучими. Однажды на гору поднялись три дровосека в поисках подходящих деревьев. Один дровосек подошел к первому дереву и сказал: “Вот такое дерево мне и нужно”, — и срубил его. Второй подошел ко второму дереву и сказал то же самое, после чего тоже срубил его. Третий дровосек пробормотал, что для его целей ему подошло бы любое старое дерево, и без раздумий срубил оставшееся дерево.
Когда из первого дерева сделали ящик, оно подумало, что сбывается его мечта стать сундуком для сокровищ. Однако вскоре дерево поняло, что из него смастерили всего лишь простую, грубо отесанную кормушку, в которую крестьянин клал сено для домашних животных. Второе дерево увидело, что его мечта стать огромным кораблем рухнула, когда поняло, что из него сделали маленькую лодку, которая нигде, кроме как по озеру, плавать не будет. Третьему дереву не повезло больше всех. На нем обрубили ветви, свалили вместе с другими бревнами и забыли о нем.
Шло время, и деревьям пришлось пережить разные впечатления. То, что стало ящиком, однажды вечером пригодилось молодой крестьянской семье, у которой родился младенец, но для которой не оказалось места на постоялом дворе. Они постелили свежей соломы в ясли и воспользовались ими как колыбелью. Когда в яслях лежал новорожденный, дерево поняло, что дало приют величайшему сокровищу в мире. То, что стало лодкой, однажды ночью с группой людей плыло, с трудом преодолевая волны, по бурному озеру. Оно боялось, что утонет и потеряет всех, кто находился в лодке, и его поразило, как один спавший пассажир проснулся и сказал буре: “Умолкни, перестань!” Озеро внезапно успокоилось, и дерево поняло, что везет Царя Царей. Третье дерево однажды вытащили из штабеля и положили на кровоточащую спину Человека, которого повели по улицам в сопровождении злобной толпы, требовавшей Его смерти. За городом Человека пригвоздили к дереву и подняли умирать. И пока все это происходило, у третьего дерева разрывалось сердце, потому что оно не могло себе представить ничего более ужасного, чем то, что делали с этим Человеком. Ведь все, чего оно хотело, это указывать людям на Бога. Три дня спустя мир изменился: Человек восстал из мертвых, и третье дерево теперь знало, что, когда бы люди ни смотрели на него, они всегда будут думать о Боге! Три дерева, имевшие разные надежды и мечты, каждое по-своему, прославили Бога.
“Слава”, как мы уже видели, является важной темой Евангелия от Иоанна. С ней мы встретились в начале этого Евангелия, где Иоанн писал: “И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца” (1:14). Глагол “славить” в Евангелии от Иоанна встречается двадцать три раза, а существительное “слава” — восемнадцать раз. Не вызывает сомнений, что Иоанн в своем повествовании о жизни Иисуса во главу угла ставит славу!
БОЖЬЯ СЛАВА И ИИСУС
В начале 12 главы Евангелия от Иоанна мы видим Иерусалим, возбужденный праздником Пасхи, и толпы людей, с нетерпением ожидающих Иисуса. Как Он придет? Что Он будет делать? Объявит ли Он на сей раз, что Он — долгожданный Мессия, и станет ли Царем Израиля? Все только и говорили, что об Иисусе.
Когда настал день входа Иисуса в Иерусалим, за стены города Ему навстречу вышло много народу. Люди махали пальмовыми ветвями и кричали: “Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!” (12:13), тем самым оказывая Иисусу царские почести. Исполняя пророчество, записанное в Зах. 9:9, Иисус въехал в Иерусалим на молодом осле. Иоанн пишет, что вся эта сцена привела учеников Иисуса в смятение и что они не понимали значения происходившего до тех пор, пока не “прославился Иисус” (Ин. 12:16). Слава, как мы снова видим, отражалась в каждой грани жизни Иисуса, но ярче всего она проявилась на кресте. Мир всегда связывает славу с властью, известностью и богатством, но слава Божья наиболее ярко проявляется в любви, смирении и жертве распятия.
Затем некие эллины сказали Филиппу: “Господин! Нам хочется видеть Иисуса” (12:21). Филипп пошел к Андрею, и вместе они передали Иисусу просьбу греков. Иисус ответил: “Пришел час прославиться Сыну Человеческому” (Ин. 12:23). И вновь “слава” означает крест. Это становится ясно из последующих стихов, где Иисус говорит о том, что пшеничное зерно, прежде чем принести много зерен, должно упасть в землю и умереть. Говоря о Своем распятии, Иисус призвал учеников последовать Его примеру преданности и жертвы. В таком случае, сказал Он, Отец почтит их.
Его слова плавно переходят в молитву, которая начинается со стиха 28: “Отче! Прославь имя Твое” (12:28). И тогда голос с небес ответил: “И прославил и еще прославлю” (12:28).
Некоторым в толпе показалось, что они услышали раскаты грома. Другие утверждали, что слышали голос ангела. Иисус же сказал им, что они слышали голос, обращенный к ним, а не к Нему. Да, это говорил Отец. И снова слава, о которой Он говорил, относилась, в первую очередь, к кресту. Иисус прославил Отца всем, что говорил и делал в Своей жизни, но величайшая слава проявится через несколько дней, когда Иисус будет распят и воскрешен из мертвых. Иисус Сам указал на это, сказав: “И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе” (12:32). Иоанн комментирует: “Он говорил это, чтобы показать, какой смертью Он умрет” (12:33).
Затем люди спросили Иисуса о том, что они “слышали из закона” (12:34). За сотни лет до того израильтяне своими ушами слышали Божий глас на горе Синай (см. Исх. 20; Втор. 5:22). Израиль тогда стал свидетелем лишь небольшой доли Божьей славы, которая явилась в громе, молнии, звуках трубы и вздымавшихся клубах дыма. Теперь же, через столько лет, они, глядя на Иисуса и слушая Его, увидели еще большую Божью славу. Но они не понимали этого — не понимали, что скоро Своим распятием и воскресением Иисус явит гораздо большую, небывалую славу!
Войдя в Иерусалим с царскими почестями и сказав все то, о чем повествует эта глава, Иисус отошел от народа и скрылся. Иисус уже сказал людям слова истины и раскрыл Свою личность и силу через совершенные Им знамения и теперь испытывал душевную боль оттого, что в людях не было веры. Иоанн замечает, что сбылись пророчества Исаии: “Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?” (Ис. 53:1). “Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их” (Ис. 6:10). Апостол пишет: “Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем” (12:41). Здесь в четвертый раз в этой главе “слава” означает смерть Иисуса, Его погребение и воскресение.
БОЖЬЯ СЛАВА И МЫ
Через все высказывания Иисуса в этой главе о Себе и Божьей славе красной нитью проходит ясное и прямое обращение к нам и указание на то, как эта “слава” должна воздействовать на нашу жизнь. Иисус говорит Своим ученикам: “Пришел час прославиться Сыну Человеческому” (12:23). Он объясняет необходимость Своей смерти (12:24), а затем продолжает: “Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет; и кто Мне служит, того почтит Отец Мой” (12:25, 26).
Мысль, заключенная в этом отрывке, состоит в следующем: Христос близок к тому, чтобы прославиться. Однако, в противоположность ожидаемому, для этого Ему нужно умереть. И точно так же его ученики обретут вечную жизнь и явят славу Божию, если позволят своей гордости, эгоизму и любви к этому миру “умереть” ради того, чтобы повиноваться Богу.
Ближе к концу главы мы видим поразительный контраст между тем, к чему Иисус призывал уверовавших в Него в 12:25, 26, и тем, что делали скрывавшие свою веру: “Впрочем и из начальников многие уверовали в Него, но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги; ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию” (12:42, 43).
Человеческая слава проявляется в гордости, стремлении властвовать, заботе о собственной безопасности и саморекламе. Божья слава лучше всего видна в смирении, жертвенности и самоотречении.
Позже в своем Евангелии Иоанн скажет о необычном пророчестве Иисуса Петру: “Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состареешься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь” (21:18).
Иоанн поясняет: “Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога” (21:19). И вновь в учении этого Евангелия мы находим неразрывную связь между славой и жертвой!
Христиане должны жить во славу Божию. Все в нас должно отражать Божью славу (1 Кор. 10:31). На протяжении веков многие пытаются воздать славу Богу, возводя грандиозные храмы или создавая царства в Его имя. В Евангелии от Иоанна Иисус многократно показывает, что Божья слава лучше всего видна в простых, смиренных делах. Божья слава лучше всего видна сегодня в той любви и той жертве, которые мир может даже не заметить:
• Слава Божья — в заботливой любви матери к своему ребенку.
• Слава Божья — в заботе о престарелых родителях или соседях.
• Слава Божья — в выслушивании и утешении страдающего.
• Слава Божья — в преданности и доброте по отношению к супругу или супруге.
• Слава Божья — в помощи нуждающемуся.
Один учитель, рассказывая однажды о великих проповедниках, сказал: “Величайшие проповеди читаются сейчас людьми, о которых вы никогда не слышали, и в местах, где вы никогда не бывали”. Я думаю, что эти замечательные слова близки к наставлениям Иисуса в Ин. 12!
Когда австралийский поэт Виктор Дейли умирал в больнице, больничный персонал за ним очень заботливо ухаживал. Чуть ли последним из всего, что он сделал перед своей кончиной, была благодарность медсестрам за их доброту. Они ответили: “Мы здесь ни при чем. Это все благодать Божья”. Дейли возразил: “Но разве вы не Божья благодать?” Думаю, он был прав. Мы с вами тоже видели и обрели Божью славу, и теперь нам нужно быть Его славой. Только в смиренном, жертвенном служении мы можем стать зримой славой Божьей в нашем мире.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
У трех деревьев были великие мечты о том, что они могли бы сделать для Бога. Парадоксально, но только тогда их смогли использовать во славу Божию, когда срубили, распилили на куски и, казалось, забыли. Иисус утверждал, что то же относится к Его жизни — равно как и к нашей! Так давайте же каждый день молиться простой молитвой: “Господи, будь прославлен в нашей жизни сегодня”.
👉🏻 Российский сервис путешествий №1 (Реклама. ООО «Новые Туристические Технологии». ИНН 7724929270)