Сегодня, крупный и красивый город федерального значения, славный и древний Санкт-Петербург, по праву считается культурной столицей Российской Федерации. Этот высокий статус заложен в самой истории образования северного мегаполиса, ибо именно сюда, как во времена Петра I, так и во время всего царствования Романовых, стекалась вся интеллигенция Российской империи, закладывая уникальную «генетическую» базу для дальнейшего развития местного сообщества.
Но всё это – лирика. Ибо на протяжении трёх столетий, очень многие поколения петербуржцев и россиян задаются весьма закономерным вопросом: «Почему Пётр I Великий построил новую столицу в столь неблагоприятном месте, с точки зрения удобства и климата»? И, изучая историю основания северной столицы, я пришёл к самому что ни на есть простому ответу – целый ряд ключевых решений был принят спонтанно. Но потом, в ближайшие же годы после основания, выявились такие плюсы и достоинства, что они перекрыли все сложности этапа строительства.
Но давайте же обо всём поговорим по порядку.
Земля под Петербургом до Петербурга
Разговор следует начать с того, что миллионы лет назад в месте нынешнего расположения культурной столицы текли полноводные реки и шумели лиственные леса. Когда наступила эра глобальных холодов, данная территория ушла под толщи материкового льда. И могучий ледник, чья толщина достигала 1 километра, «никого не трогая» лежал в этих местах вплоть до 25 тысяч лет до нашей эры, когда началось активное потепление и за 12 тысяч лет от огромного массива многовекового льда не осталось и следа.
Очень часто Санкт-Петербург поэтично называют «город на Неве». Но сама Нева появилась примерно 10-7,5 тысяч лет назад. Вместо неё было две небольших речушки, которые сохранились и сейчас и носят название Мга и Тосна.
«Прорыв» Ладожского озера и сливание рек в один поток, который пошёл по-новому руслу, произошло примерно 4 тысячи лет назад. Но всего 2,5 тысячи лет назад, что миг по меркам истории человечества, эта могучая северная река приобрела свои современные очертания.
В этот период – от ледника до появления Невы, в данные широты пришли «первые россияне» - палеоевропейские племена, оставившие здесь следы своей жизни и деятельности. Причём сейчас существует весьма экстравагантная историческая версия появления названия реки – «Нева», согласно которой оно возникло ещё в тот момент, когда данную местность населяли первые индоевропейские племена.
Что оно значит – неведомо (тарабарщина для русского слуха), однако индоевропейцы «передали» название прибалтийско-финским народам, пришедшим в эти края с верховьев Волги. А прибалтийско-финские народы, в свою очередь, после завоевания – славянским племенам, которые снова вернулись сюда, окончательно сформировавшись в вятичей и кривичей.
Примерно в IX веке земли будущего Санкт-Петербурга начал контролировать Новгород, который только готовился стать «Господином». А так как Новгородское княжество – родина великих торговцев, на территории северной столицы был найден даже клад арабского серебра, Бог весь как здесь оказавшийся в IX веке нашей эры. К слову, точная принадлежность этого клада не установлена до сих пор, несмотря на чёткую дату изготовления некоторых монет – 804 и 806 годы.
На земли нынешнего Санкт-Петербурга испокон веков претендовала Швеция, которая постоянно оказывала давление на Новгородское княжество и в период татаро-монгольского нашествия попыталась начать активную экспансию в 1240 и 1242 годах. Обе попытки были решительно пресечены воинами Александра Невского, после чего, вплоть до следующего века, швед практически тихо сидел «за бугром» и не показывал своего носа. Однако в 1300 году, в устье реки Охта была заложена крепость Ландскрона, которая уже в 1301 году была захвачена новгородцами.
Это обстоятельство значительно увеличило присутствие русских сил в этом регионе, отчего примерно в 1470-е годы в границах нынешнего города было несколько деревень, – в районе Александро-Невской лавры, в Адмиралтейской части и на Петроградской стороне. Причём последняя деревня была самой крупной и имела около 30 дворов, что установили современные археологи и любители «покопаться в архивах».
В 1478 году закончилась самостоятельность Новгородской республики, которая была полностью подчинена Москве. Именно так, над местными деревнями, установили власть московские воеводы и бояре, начавшие «кормиться» с захваченных территорий. Место дислокации Санкт-Петербурга в документах называлось чудаковато – Новгородская земля, Водская пятина, Ореховский уезд. И, к началу XVI века, на этой территории уже числилось 21 поселение на 138 дворов.
В 1583 году Швеция предприняла новую попытку захватить Ореховский уезд и кое-где преуспела. Однако устье Невы всё же осталось за Русским княжеством.
В Смутное время, по договорённости с Василием Шуйским, в 1609 году Карельский уезд перешёл к Швеции, что стало предтечей перехода большей части местных земель во владение соседнего государства. В 1611 году, с возрастанием нестабильности в Русском царстве, Швеция продолжила экспансию и захватила ряд других земель, закрепив завоевания Столбовским миром, а так же созданием крепости Ниеншанц в этом же году.
Примерно в это же время, неподалёку от крепости был заложен город Ниен, что говорило обо всей серьёзности шведов обосноваться здесь надолго.
Так как былая вражда была давно позабыта, граждане и купцы Ниена активно торговали с Русским государством и стали одними из самых богатых подданных шведского короля. Небольшая «оплошность» произошла только в годы Русской-шведской войны 1656-1658 года, когда крепость была временно захвачена казаками и стрельцами. Впрочем, данная война окончилась неудачно для русской стороны, отчего закрепиться в данных широтах не удалось.
Буквально накануне Великой Северной войны, прогнозируя дальнейшее развитие событий, шведская сторона начала укрепление Ниена и Ниеншанца. И 23 апреля 1703 года, подводя своеобразный итог этому огромному разделу статьи, армия Шереметьева подошла к данной местности и 1 мая успешно выполнила боевую задачу, захватив и город, и крепость.
В этот-то момент и встал очень острый и своевременный вопрос – заложить в данном месте какую-то крупную крепость, чтобы окончательно утвердить власть России над этими регионами. И Пётр Алексеевич, принимая решение, не решал вопрос о закладке города, но желал установить прочные и современные фортификации, которые начали возводиться на Заячьем острове.
Начало Санкт-Петербурга
16 мая 1703 года была заложена крепость Санкт-Петербург (Санктпетерсбург), которая несколько позже «подарила» своё название новому городу. Старое укрепление – Ниеншанц не подходило для обороны региона, так как устарела и стояла в неправильном месте.
Название выбирал лично Пётр I, выбрав покровителем новосозданной крепости апостола Петра. Но оригинальное название прижилось не сразу. И поэтому в первых документах фигурируют такие «разновидности», как «Sankt-Piter-Burch», «S. Петрополис», «Питерпол» и «Петрополь».
До 1720 года разрастающаяся крепость именовалась не иначе как «Санкт-Питербурх». И только ближе к окончанию Великой Северной войны разницу толкований исключили, выпустив особый указ, в котором было велено называть новый населённый пункт на иностранный лад – Санкт-Петербург. Но в народе тут же появилось ещё одно негласное название на русский лад - «Питер-град» или, попросту, «Питер».
Здесь присутствует одна важная юридическая коллизия – в день основания Санкт-Петербург находился на территории Швеции. И только по договору от 1721 года «закрепился» за Российской империей.
Несмотря на это, совсем скоро, по старой русской традиции, за пределами защитных стен, начали появляться первые дома по берегу реки. Причём именно крестьяне и служилые люди начали высушивать местные болота, чтобы заселить и разработать дельту Невы.
Чуть позже, когда статус и значение Санкт-Петербурга значительно возросло, по мере того, как Россия громила Швецию, к строительству нового города были привлечены иностранные инженеры.
В ту пору Пётр Алексеевич, просто обожавший кораблестроение и грезивший о создании Балтийского флота, уже явно вынашивал планы обосноваться здесь очень основательно, отчего начал массированное каменное строительство. При этом прибегнул к одному интересному и весьма противоречивому приёму – запретил каменное строительство везде, кроме нового города, отчего в Санкт-Петербург, в виду полного отсутствия альтернатив, потянулись каменщики со всей Российской империи. Причём с каждого специалиста взимался «каменный налог» выраженный либо в деньгах, либо в строительном материале, привезённом с собой.
К слову, Пётр I вовсе не был самодуром – в ноябре 1703 года в Санкт-Петербург пришёл первый голландский корабль. И, тогда ещё царь, но совсем скоро – император Российской империи, просто прекрасно понимал торговый и экономический потенциал данных суровых мест, отчего и начал активное расширение крепости.
В 1710 году вся царская семья прибыла в «Питер-град». И уже в 1712 году отказалась покидать разрастающийся каменный город. И именно в 1710-1712 году в город постепенно потянулись промышленные и торговые люди, дворяне, придворные и государственные сановники, что стало предтечей «смены столицы».
Уже в 1716 году в Петербурге жило больше 150 тысяч человек. Преимущественно – рабочие, приехавшие со всех концов империи на небывалую стройку. Причём большее количество «рабочих», которые строили первые каменные дома и высушивали болота, прибыли сюда не по своей воле, в рамках «трудовой повинности» и мобилизации крепостного крестьянства.
Но никто не оставался на годы – после 3-4 месяцев, отработав минимальную трудовую повинность, крестьянин отправлялся домой, а на его место приходил новый. Причём каждый получал плату за свои труды (1 рубль за 1 месяц). Согласитесь, что это никак не вяжется с образом амбициозного и самонадеянного императора, который гнал крестьян «на убой», чтобы любой ценой «построить город на костях»?
Репрессиям подвергались только те рабочие, которые сбегали по дороге, чтобы избежать трудовой повинности. Тогда за одного «отступника» из его семьи изымался другой человек и трудился на строительстве до того момента, пока не прибывал беглец.
Всего, согласно отчётности, в годы активного строительства, с 1703 по 1717 год, на Неве побывало около 300 тысяч рабочих, которые под руководством иностранных специалистов и каменщиков и создали тот неповторимый облик северного города, который прослеживается до сих пор. Никаких данных о гибели десятков тысяч людей нет – даже советский археолог Грач, искавший места массовых захоронений «жертв петровского царизма» не нашёл ни одной зацепки, чтобы подтвердить эту «городскую легенду». Только ямы с пищевыми отходами – неизбежное следствие необходимости кормить огромную массу людей.
Историк О.Г. Агеев, подробно разбирая архивы, смог установить, что смертность на строительстве Санкт-Петербурга составила 0,74 процента, что является показателем, намного меньшим, в сравнении с массированным строительством тех же европейских городов. Это наглядно говорит о высокой организованности стройки и полностью уничтожает миф о самодурстве Петра Алексеевича.
В 1712 году Санкт-Петербург «восставший из болот» улицами и проспектами, несмотря на практически полное отсутствие солнечных дней в году и то, что в указанное время он всё-таки формально принадлежал Швеции, стал столицей Российской империи. И вплоть до 1918 года практически не менял свой статус, лишь при Петре II ненадолго «отдав» «столичное звание» Москве.
К слову, и этот противоречивый перенос столицы на спорные земли, по мнению Ю.М. Лотмана, являлся продуманным шагом Петра I, который таким образом показал всей Европе о переориентации обновлённой Российской империи на европейские же ценности и порядки и, одновременно, заявил о своих имперских амбициях в Старом Свете.
Так что не стоит верить всему, что говорят в массах – о гибели тысяч людей и о глупости императора. Любой шаг на таком уровне распланирован, проверен и десятки, а то и сотни раз обговорён с советниками. Именно поэтому, если само основание Санкт-Петербурга – дело случая, то анализ удачного расположения, близость к Балтийскому морю и создание абсолютно нового архитектурного стиля – последовательные шаги, которые и подвели «город на Неве» к совершенно новому статусу.
С уважением, Иван Вологдин.
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки, пишите комментарии и делайте репосты – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.