Первыми путешественниками были купцы и паломники — они странствовали по миру с глубокой древности. Однако вплоть до времен Петра I люди считали, что покидать свой дом без причины — занятие странное и даже опасное. Всего за несколько столетий путешествия из досадной необходимости превратились в популярный и дорогой вид развлечения. Что такое паспорт паломника, как работали визы и почему Пушкин остался невыездным — в новом материале «Культура.РФ» рассказываем об истории заграничных путешествий в дореволюционной России.
Путешествия на рубеже веков становились все более комфортабельными. В моду вошли морские круизы. Иван Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» писал: «Пароход — знаменитая «Атлантида» — был похож на громадный отель со всеми удобствами, — с ночным баром, с восточными банями, с собственной газетой, — и жизнь на нем протекала весьма размеренно». В 1914 году были построены два самых больших отечественных теплохода того времени — «Великая княжна Ольга Николаевна» и «Великая княжна Татьяна Николаевна».
В целом к началу XX века стоимость поездок существенно снизилась. По воспоминаниям современников, заграничный вояж в 1910 году мог обойтись дешевле путешествия по России. На французских и итальянских морских курортах начали открываться «русские пансионы», ориентированные исключительно на соотечественников.
«Одним словом, дурак тот, кто не едет в Венецию. Жизнь здесь дешева. Квартира и стол в неделю стоят 18 франков, т. е. 6 рублей с человека, а в месяц 25 р., гондольер за час берет 1 франк, т. е. 30 коп. В музеи, академию и проч. пускают даром», — писал Антон Чехов. Он много путешествовал, причем по регионам, которые считались экзотическими. Из своего путешествия на Сахалин Чехов вернулся длинным путем по морю — через Индийский океан, Средиземное и Черное моря, посетив Японию, Гонконг, Сингапур, Цейлон и Константинополь. Поездку оплатил издатель Алексей Суворин, он же потом опубликовал путевые записки писателя.
В начале XX века не потеряли актуальности и паломнические поездки. Например, в 1914 году поклониться Гробу Господню приехали около 40 тысяч россиян, и по большей части это были простые крестьяне. Поэт Андрей Белый вспоминал о Пасхе 1911 года: «Пол-Иерусалима говорят по-русски… сейчас здесь 6000 паломников — мужичков».
После Октябрьской революции правительство ввело первые ограничения на выезд: кроме загранпаспортов, нужно было получить специальное разрешение. С 1922 года покидать территорию страны можно было только «по особому разрешению Народного комиссариата по иностранным делам». С 1927 года начала работу специальная комиссия по выездам за границу: выехать можно было только в составе делегации или в статусе командированного. Возрождение зарубежного туризма началось в 1960-х годах: с упрощения выезда в страны так называемой народной демократии — Болгарию, Венгрию, Польшу и другие.
Автор: Полина Пендина