Найти в Дзене
КУЛЬТУРА.РФ

История русского туризма с VI века до революции 1917 года. Чужие берега: запреты на эмиграцию

Первыми путешественниками были купцы и паломники — они странствовали по миру с глубокой древности. Однако вплоть до времен Петра I люди считали, что покидать свой дом без причины — занятие странное и даже опасное. Всего за несколько столетий путешествия из досадной необходимости превратились в популярный и дорогой вид развлечения. Что такое паспорт паломника, как работали визы и почему Пушкин остался невыездным — в новом материале «Культура.РФ» рассказываем об истории заграничных путешествий в дореволюционной России.

Ольга Шаюнова. Усадьба Пушкина в Михайловском. 2019. Курганский областной художественный музей им. Г.А. Травникова, Курган
Ольга Шаюнова. Усадьба Пушкина в Михайловском. 2019. Курганский областной художественный музей им. Г.А. Травникова, Курган

Чтобы выехать за рубеж при Екатерине II, требовался только «пашпорт». Документ можно было оформить в Коллегии иностранных дел примерно за 25 копеек. За копейку на тот момент можно было купить буханку ржаного хлеба. Система усложнилась при Павле I— опасаясь вольнодумства и заговоров, император запретил молодым людям выезжать в Европу. Александр I запрет отца снял, но при Николае I правила снова ужесточились. Император считал, что основное образование молодежь должна получать на родине.

18 февраля 1831 года Николай I подписал указ «О воспитании российского юношества предпочтительно в отечественных учебных заведениях»: «Молодые люди возвращаются иногда в Россию с самыми ложными понятиями. Не зная ее истинных потребностей, законов, нравов, порядка, а нередко и языка, они являются чуждыми посреди всего отечественного». В Европе, однако, можно было учиться живописи, торговле и естественным наукам.

Жить за рубежом можно было только в течение пяти лет. Нарушение этого срока расценивалось как преступление, за которым следовало наказание — лишение титула и состояния. Но и выехать на эти пять лет стало значительно сложнее: стоимость паспорта выросла до 500 серебряных рублей. Для сравнения — за 200 рублей в 1830 году можно было купить лошадь. Личное дело каждого путешественника проверяла полиция, а для пересечения границы должна была найтись серьезная причина, например проблемы со здоровьем и необходимость лечения в другом климате. Чуть позже срок пребывания с пяти лет сократился до двух.

.В 1825 году Александр Пушкин попытался уехать из России якобы на лечение, однако получил рекомендацию найти хирурга в Пскове: так поэту-вольнодумцу намекнули на его место ссылки — родовое имение Михайловское.

«Аневризмом своим дорожил я пять лет как последним предлогом к избавлению — и вдруг последняя моя надежда разрушена проклятым дозволением ехать лечиться в ссылку!» — возмущался поэт в письме к другу Петру Вяземскому.

Борис Новицкий. Крейсер «Герцог Эдинбургский». 1960-е. Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого, Санкт-Петербург
Борис Новицкий. Крейсер «Герцог Эдинбургский». 1960-е. Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого, Санкт-Петербург

Крепостным паспорта были не нужны. Этим Пушкин тоже хотел воспользоваться при помощи своего друга и соседа Алексея Вульфа: «Между прочим, предложил я ему такой проект: я выхлопочу себе заграничный паспорт и Пушкина, в роли своего крепостного слуги, увезу с собой за границу», — вспоминал он. До дела, правда, не дошло: Пушкин легально получил право покидать пределы Псковской области, а вот с заграницей у него до конца жизни так и не сложилось, поэт остался невыездным.

После 1851 года за каждые полгода пребывания за границей стали взимать пошлину по 250 рублей или по 50 в случае болезни. Александр II в 1856 году постановил пошлины не взыскивать и заменить их сбором в размере пяти рублей. Благодаря этому география поездок расширилась и количество путешественников существенно увеличилось. Одним из самых популярных маршрутов было путешествие из Петербурга через Прибалтику в Германию. Берлин был главной транспортной развязкой, откуда отправлялись в любую европейскую страну.

В 1862 году завершилось строительство Петербургско-Варшавской железной дороги, по которой можно было доехать до Пруссии, а в 1870-м открылось железнодорожное сообщение между Петербургом и Финляндией. Путешествия стали не только комфортнее, но и дешевле. В 1869 году в столице издали «Путеводитель по России и за границей», где были описаны популярные маршруты и достопримечательности.

Орест Верейский. Город Тампере, Финляндия. 1958. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва
Орест Верейский. Город Тампере, Финляндия. 1958. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва

В 1881 году великие князья Сергей Александрович, Павел Александрович и Константин Константинович на фрегате «Герцог Эдинбургский» совершили паломническую поездку в Палестину. После этого император Александр III издал указ о создании Императорского православного палестинского общества. Организацию можно сравнить с современным турбюро: она покупала на Ближнем Востоке недвижимость и организовывала путешествия на Святую землю. В Обществе можно было получить паспорт паломника и заказать самый настоящий тур, в стоимость которого входили все транспортные расходы, проводники, справочная информация. Кроме того, в Палестине по паспорту паломника можно было поселиться в специальной гостинице за минимальную сумму — всего 13 копеек в сутки. В нее входило спальное место, чай, каша и мыло.

Первой отечественной турфирмой для обычных граждан стало «Предприятие для общественных путешествий во все страны света Леопольда Липсона», которое открылось в Петербурге в 1885 году. Рекламная брошюра гласила: «Руководствуясь своим знанием всех стран света, контора изыскивает наиболее интересное направление путешествия; она устанавливает целесообразный план последнего, принимая во внимание климатические особенности и средства сообщения». Удовольствие было недешевым: тур по Италии стоил примерно 800 рублей, три недели в скандинавских странах — около 350 рублей, а самым дорогим предложением было «большое путешествие на Восток по Дунаю, обратно через Италию и Париж». За 120 дней фирма Липсона брала 2500 рублей. В стоимость входило посещение 12 стран, транспортные расходы — места в вагонах первого класса — и гостиницы. Постоянные клиенты получали пятипроцентную скидку. Это была неподъемная сумма даже для многих знатных семей: на тот момент за два рубля можно было купить пуд — около 16 килограммов — мяса.

Автор: Полина Пендина