Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

История русского туризма с VI века до революции 1917 года. Из варяг в греки

Первыми путешественниками были купцы и паломники — они странствовали по миру с глубокой древности. Однако вплоть до времен Петра I люди считали, что покидать свой дом без причины — занятие странное и даже опасное. Всего за несколько столетий путешествия из досадной необходимости превратились в популярный и дорогой вид развлечения. Что такое паспорт паломника, как работали визы и почему Пушкин остался невыездным — в новом материале «Культура.РФ» рассказываем об истории заграничных путешествий в дореволюционной России.

Виктор Свешников. Афанасий Никитин в Индии. 1956. Ивангородский музей, Ивангород, Ленинградская область Гез. Интерьер храма Святой Софии (фрагмент). Лист из серии «Виды Константинополя и его окрестностей». 1833. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств, Ирбит, Свердловская область
Виктор Свешников. Афанасий Никитин в Индии. 1956. Ивангородский музей, Ивангород, Ленинградская область Гез. Интерьер храма Святой Софии (фрагмент). Лист из серии «Виды Константинополя и его окрестностей». 1833. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств, Ирбит, Свердловская область

Первые заграничные поездки совершали купцы и паломники. Еще в VI веке торговые люди выходили к берегам Мраморного, Эгейского и Адриатического морей.

Когда Русь в X веке приняла христианство, сложилась традиция паломничества, или «хождения», к святыням. Первой паломницей можно считать великую княгиню Ольгу, которая в 957 году посетила Константинополь и приняла крещение в храме Святой Софии. А первым человеком, описавшим свое путешествие, был игумен Даниил, который в начале XII века побывал в Константинополе и Иерусалиме. Письменные воспоминания паломников на протяжении нескольких столетий оставались практически единственным источником информации о жизни за пределами Руси. Подобные записки стали отдельным литературным жанром, они так и назывались, например «Хожение Антония Новгородского в Царьград» или «Хожение Авраамия Суздальского». Путешественник Афанасий Никитин, добравшийся до Индии, паломником не был, но по традиции назвал свои знаменитые путевые заметки «Хожение за три моря».

Василий Поленов. Палестина (фрагмент). XIX век. Тамбовская областная картинная галерея, Тамбов
Василий Поленов. Палестина (фрагмент). XIX век. Тамбовская областная картинная галерея, Тамбов

Паломники шли в Палестину, Иерусалим, на гору Афон. Идти нужно было пешком, путь до Иерусалима по суше занимал почти год. На дорогу до Святой земли люди могли копить всю жизнь, бывало, что крестьяне собирали деньги для паломника всей деревней. Самые бедные выживали в пути с помощью подаяний.

Первые заграничные поездки совершали купцы и паломники. Еще в VI веке торговые люди выходили к берегам Мраморного, Эгейского и Адриатического морей.
Первые заграничные поездки совершали купцы и паломники. Еще в VI веке торговые люди выходили к берегам Мраморного, Эгейского и Адриатического морей.

В 1649 году при Алексее Михайловиче в Соборном уложении появился первый закон, который регулировал заграничные поездки. Звучал он следующим образом:

А буде кому случится ехать из Московского государства для торгового промыслу или иного какого своего дела в иное государство, с Московским государством мирное, тому на Москве бити челом государю, а в городах воеводам о проезжей грамоте.

При Алексее Михайловиче на перемещения по стране и за ее пределы выдавали грамоты двух видов: московскую подорожную и проезжую. Первая была нужна для поездки «по казенной надобности», например для купцов или дипломатов, а вторую выписывали частным лицам.

Автор: Полина Пендина