Open-space, коворкинги, хотдексинг — всё это типы офисов, число которых растёт каждый день. Хотя строгих категорий рабочего пространства нет. Офисы классифицируют по разным признакам, а на деле чаще всего встречаются сочетания нескольких типов одновременно.
Рассмотрим несколько вариантов классификаций.
По схеме владения
Офис может быть в собственности, в долгосрочной или краткосрочной аренде вплоть до рабочих мест. Как в коворкинге — платите за количество часов, а взамен получаете письменный стол, стул, интернет и оборудованные зоны. При такой классификации с одной стороны, свой офис «навсегда», с другой — рабочее место, арендованное на несколько часов.
Фронт-офис и бэк-офис
Фронт-офис — это чисто представительское помещение, куда приходят посетители и клиенты. Такой офис больше напоминает шоурум или выставку достижений компании.
Бэк-офис — это место, где работают сотрудники компании. Посторонние не смогут сюда попасть.
Большинство предпринимателей выбирает, конечно, «золотую середину»: офис делят на представительскую и рабочую зоны. Иногда это подчёркивают разным дизайном интерьера, иногда деление условное.
Открытый, кабинетный и комбинированный офис
Здесь главный признак — господствующая планировка помещений. Есть открытые и закрытые офисы. В открытых нет перегородок, и сотрудники видят, чем заняты коллеги. В закрытом же офисе много коридоров, кабинетов и отдельных помещений для отдыха, переговоров и обедов.
Большинство офисов строят с комбинированной планировкой. Часть сотрудников работает в открытом пространстве, например, менеджеры и айтишники. Остальные сидят в кабинетах — часто это руководители, бухгалтеры, служба безопасности.
Традиционный офис, хотдескинг, отеллинг
В традиционном офисе у каждого сотрудника есть своё рабочее место: с кактусом, тумбочкой, фотографией семьи и сменной обувью.
Отеллинг — это метод организации офиса, где рабочие места закреплены не за сотрудником, а за отделом. У каждого есть своё место, но без привязки к конкретному столу. Выбираешь и садишься, где свободно.
В некоторых офисах вообще нет фиксированных рабочих мест. Ни у отделов, ни у конкретных специалистов. Это хотдексинг. При таком подходе сотрудники приходят на работу и занимают свободное место или бронируют заранее.
Иерархический, технологический и ABW-офис
В иерархическом типе офиса сотрудники группируются по должностям: VIP-отдел, блок менеджеров, рабочие отделения.
Пространства, в основе которых функции специалистов, называют технологическими. Например, программисты на одном этаже, бухгалтерия с главбухом на втором, руководство на третьем.
ABW-офисы основываются на подходе Activity-Based Working. Сотрудников никто не группирует. Они сами выбирают своё рабочее место в зависимости от задач, которые планируют сегодня решить.
Формальный, неформальный и бутик-офис
В основе этой классификации лежит подход к работе. К формальным офисам относятся банки, юридические конторы, госучреждения. Серьёзность профессиональной деятельности выражается через материалы, мебель, ограничения в дизайне. Главное — офис должен выглядеть серьёзно.
Противоположностью формальным стали офисы, где поощряют творчество, инициативность, коллаборации. И это отражается в дизайне. Интерьер помещения может быть смелым и эпатажным или даже напоминать жилое пространство.
Имиджевые или бутик-офисы выглядят как дорогие магазины, клубы или рестораны. Обычно деятельность таких компаний связана с этой же сферой. Цель таких помещений — создать образ шика и роскоши.
Жёсткий, гибкий и трансформируемый
Традиционный офис строился на годы. Помещения разделяли кирпичными перегородками, что делало устройство помещений жёстким. Чтобы что-то изменить, требовался капитальный ремонт.
Современные офисы представляют собой пространство, которое меняют под нужды компании. Хоть каждый день. Раздвижные перегородки, передвижная мебель, электрические и ИТ-системы — всё это позволяет трансформировать «ландшафт» офиса за несколько минут. Утром — open-space, вечером — три отдельных кабинета из перегородок или шкафов на колесиках.
Некоторые компании предпочитают гибкий офис. Чтобы не тратить время на перестановки, персонал использует одно и то же пространство по-разному. Например, в кафетерии собираются на планёрки или устраивают корпоративы.
Что в итоге
Современный офис больше не строго регламентированное место, как 50–70 лет назад. Это специфическое рабочее пространство, типология которого меняется. На разных концах спектра оказываются пространства, которые и офисами-то в привычном понимании назвать сложно. Важно понимать — особенно тем, кто привык к традиционному офису — возможности организации рабочего пространства как никогда широки. Это не какое-то баловство. Предложив сотрудникам оптимальные условия для их работы, компания обречена прокачать бизнес и получить лояльный персонал.