Найти в Дзене

ИИ в образовании: что ждет университеты?

Завершила серию круглых столов масштабного форума «ИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: Педагогические вызовы и перспективы российских университетов» встреча на тему «ИИ и трансформации университета».

Ольга Назайкинская, Центр трансформации образования МШУ СКОЛКОВО:

Внедрение искусственного интеллекта очень серьезный вопрос. Сейчас какие-то инструменты ИИ в университетах внедряются очень точечно, а иногда и в таком партизанском режиме. Наша задача, в том числе, понять, какие управленческие механизмы должны быть, чтобы внедрение происходило максимально оперативно и адекватно, а самое главное – работало на стратегические цели университета.

В качестве экспертов выступили: Илья Обабков, директор Института радиоэлектроники и информационных технологий РТФ УрФУ, Денис Наумов, первый проректор Ярославского государственного технического университета, Инна Шевченко, ректор Южного федерального университета, Владимир Колодкин, проректор РАНХиГС.

В центре обсуждения – принятие управленческих решений с помощью ИИ и трудности с формированием доверия к ним, а также работа с новыми функциональными ролями в образовательном процессе.

-2

Инна Шевченко:

ИИ усиливает роль человека, несмотря на связанные с его появлением некоторые упрощения и автоматизацию. При этом какие-то функции человека будут отпадать. Другой станет форма коммуникации, следовательно, поменяется протокол управления. В другой логике будет построено пространство принятия решений ректора. Изменятся требования к квалификации персонала.
Вторая позиция – ответственность. Видимо, нам придется отказаться от большинства догм, нормативов и нарративов в управлении. Мы будем все больше переходить на гибкие нестандартизированные нормы.
Безусловно, будут меняться ролевые модели не только у преподавателя, но и у всех позиций, какие есть в университете.
Таким образом, нетиповые решения, с одной стороны, будут тормозить, внедрение всех этих изменений, а с другой – заставлять нас думать больше повышать свою квалификацию, заботиться о разнообразии и искать новые форматы действия в этом неструктурированном мире.

В перспективе 3-х лет университеты могут пережить серьезную трансформацию: они будут создавать экспериментальные зоны для исследования технологии, развивать институт консультирования и поддержки учебного процесса с использованием ИИ и разрабатывать механизмы верификации данных и управления доверием.

Но пока появляются новые ассистирующие технологии, которые мы учимся применять, важно решить, в чем смысл, назначение и принципы работы с ИИ в университете, и начать формировать новую культуру взаимодействия с ним.