Привет, уважаемая публика!
В июне у меня на длительном тесте был отечественный электромобиль Москвич 3е. Что самое главное для любого электромобиля? Конечно же, запас хода! Вот его я и решил проверить в первую очередь!
Вместо предисловия
Для начала несколько технических подробностей. Итак, имеем электромобиль Москвич 3е:
- длина = 4410 мм
- ширина = 1800 мм
- высота = 1660 мм
- колёсная база = 2620 мм
- снаряжённая масса = 1800 кг.
Компактный кроссовер, который, на мой взгляд, "застрял" где-то между B- и C-классами.
У машины передний привод, мощность электродвигателя: 193 л.с. в пике. Ёмкость батареи внушает оптимизм: 65,7 кВтч. Кто-то наверняка скажет, что по современным меркам это немного и, возможно, будет прав, но... дочитайте до конца.
Трасса + город
В моём эксперименте по замеру реального летнего запаса хода была езда как по трассе, так и по городу. Большая часть - это поездка из Нижнего Новгорода в Казань по автодороге М7, остальное - поездки по Казани.
Всё это - в условиях серьёзной жары, (в пике воздух прогревался до +29 градусов), и, разумеется, с постоянно работающим климат-контролем.
Ожидание...
Сначала обратимся к паспортным данным. В спецификации на официальном сайте марки указан запас хода по циклу WLTP - 410 км:
Как известно, цикл WLTP достаточно далёк от реальности, и когда брал машину на тест, я полагал, что в действительности электро-Москвич проедет километров на 50 меньше, но... дочитайте до конца. :-)
Теперь обратимся к приборной панели. Закончил свои дела в Нижнем Новгороде и приехал в местную МЕГу. Приборка показала следующее:
Мне было важно зарядиться до 100%, поэтому есть время на обед и лёгкий шопинг... К слову, процесс зарядки продолжался чуть дольше, чем обещала машина:
На момент выезда из "МЕГи" автомобиль обещал 410 км запаса хода. Запомните это число.
На момент выезда:
заряд: 100%,
запас хода: 410 км.
одометр: 5907 км.
Кстати, обратил внимание на то, что Москвич при полной зарядке всегда показывает один и тот же запас хода: 410 км. То есть его прогнозометр не зависит от того, с каким расходом происходили предыдущие поездки, (как это реализовано у большинства других моделей электричек). Вот так его настроили - хорошо это или плохо, пусть каждый ответит себе сам.
... и реальность!
Выехал из нижегородской МЕГи и взял курс Казань. Путь держал по трассе М7, двигался с максимальной скоростью 90-100 км/ч. Там, где это разрешено, разумеется. На М7 много ограничений и населённых пунктов, так что средняя скорость движения в реальности намного ниже.
Почему 90-100 км/ч, а не 110 км/ч или не 80 км/ч?
За 2,5 года езды на электромобиле пришёл к выводу, что именно 90 - 100 км/ч - оптимальная скорость движения по трассе для любой электрички. Ибо с одной стороны, двигаясь в таком режиме, ты не создаёшь помех для остальных участников движения, а с другой - расход электричества удаётся удержать в разумных пределах. При скорости выше 100 км/ч большинство электромобилей начинают расходовать энергию в значительно бОльших объёмах, и запас хода снижается критически.
В машине было 3 человека, ну и немного багажа. Климат-контроль работал в авто-режиме на 23-25 градусов. Как ни странно, но даже при 25 выставленных градусах в салоне не было жарко - любит этот Москвич дуть холодным...
В этой поездке мне повезло - заторов на пути вообще не было. От Нижнего до собственного дома в Казани доехал за 5 часов 22 минуты - по опыту могу сказать, что это достаточно быстро с учётом выбранного скоростного режима и одной 10-минутной остановки. Подчеркну, что для зарядки батареи я не останавливался.
Когда припарковался у дома, бортовой компьютер показал следующее:
Что ж, как видите, за одну поездку "Нижний Новгород - Казань" разрядить батарею электрического Москвича полностью не удалось.
На момент приезда домой в Казань:
заряд: 11%,
запас хода: 44 км.
одометр: 6284 км. (проехал 377 км)
Таким образом, я проехал 377 км и имею на остатке ещё 44 км, что в сумме даёт 421 км. Неужели электро-Москвич проедет больше, чем обещал? Узнаем на следующий день.
Оставляю машину ночевать без зарядки, а утром отправляюсь по делам в разные, (короткие и не очень), поездки по городу.
В какой-то момент на приборке появляется жёлтый значок "аккумулятора". В отличие от моего Nissan Leaf здесь значок именно аккумулятора, а не зарядной колонки с кабелем. Кстати, запас хода в этот момент обнулился и отображался в виде прочерков:
На момент появления предупреждения о низком уровне заряда:
заряд: 4%,
запас хода: ---
одометр: 6304 км. (проехал 397 км)
Ну и когда оставался 1% заряда - тоже заскринил:
Каков же был итоговый пробег на момент, когда уровень заряда опустился до нуля? Возможно, многие сейчас удивятся, но он оказался выше, чем обещал электро-Москвич:
На момент обнуления уровня заряда:
заряд: 0%,
запас хода: ---
одометр: 6319 км. (проехал 412 км)
412 (четыреста двенадцать километров) удалось проехать на электрическом Москвиче 3Е в смешанном режиме! При том, что машина обещала 410 км. И при том, что бОльшая часть из этого пробега - по трассе, где, как известно, любой электромобиль показывает более высокий расход, чем в городских условиях. Неплохо, не правда ли?
Отмечу, что даже после того, как уровень заряда опустился до нуля, машина не потеряла способность ехать. Никакого ограничения мощности я не почувствовал. Климат-контроль продолжал работать в обычном режиме.
Скажу больше: даже на нулевом уровне заряда электро-Москвич способен ездить достаточно долго - я проверил, расскажу об этом отдельно.
Шины
Рассказ о запасе хода был бы неполным, если бы я не упомянул про шины. Электро-Москвичи, (в отличие от своих бензиновых собратьев), по умолчанию обуты в дорогие, (я бы даже сказал - премиальные), покрышки Michelin Primacy 4:
Размерность: 225/45 R18. Думаю, если заменить их на более лёгкие 17-ые или 16-ые колёса, запас хода электро-Москвича станет ещё больше.
Что ж, электрический Москвич 3е порадовал меня своим честным запасом хода. В отличие от множества других электромобилей, реальный запас хода которых меньше, чем цифры на приборной панели, он показал по факту больше, чем обещал. И это при далеко не идеальных условиях эксплуатации.
-------
Как считаете, реальный летний запас хода 412 км в смешанном режиме - это много или мало в современной жизни? Как относитесь к электромобилям в России? Сколько по факту проезжает ваша электричка, (если она есть)? Высказывайтесь в комментариях и подписывайтесь на канал - впереди много интересного, (в том числе и про Москвич 3е).
-------