Знаете ли вы, что самый северный арабский дворец в мире находится не в Альгамбре, а в Сарагосе, одном из самых живописных городов Испании? Это одна из самых выдающихся жемчужин исторического и художественного наследия Испании. Его история начинается в эпоху мусульманского господства, когда дворец служил замком султанов древней Саракусты. Его превосходное состояние сохранности поразительно, учитывая тысячелетнюю историю. Исторический центр Сарагосы, второй по величине в стране, охватывает территорию, ограниченную стенами древнеримского города, включая расширения, предшествовавшие XX веку.
Пласа-дель-Пилар, крупнейшая пешеходная площадь в Европейском Союзе и вторая по величине на континенте после Красной площади в Москве, также заслуживает внимания. Примечательно, что это единственная испанская площадь с двумя соборами, благодаря чему она носит название Пласа-де-лас-Собораль.
Самый северный арабский дворец в мире
Дворец Альхаферия – один из самых знаковых памятников Арагона. Признанный во всем мире благодаря своим художественным ценностям, этот ансамбль также примечателен тем, что был одним из ключевых мест в истории и политической жизни этого автономного сообщества.
Самым старым сохранившимся зданием ансамбля является Башня Трубадура, одна из старейших частей дворца, до сих пор вызывающая споры среди ученых о дате ее постройки. Нижние этажи датируются IX веком, и она была интегрирована в мусульманский дворец, построенный в XI веке Бану Худ, монархами Сарагосской Тайфы. Интересно, что название башни связано с поэтическим произведением XIX века и либретто оперы «Трубадур» Джузеппе Верди.
Дворец радости
Во второй половине XI века, во время правления династии Худи, был построен сам дворец. Известный как «Дворец радости», он поражал гостей своим архитектурным великолепием, пышными садами, изысканными фонтанами и прудами. Это величественное сооружение служило резиденцией и местом проведения торжеств для султанов и их гостей.
Этот дворец и сегодня считается одной из вершин испано-мусульманского искусства. Типологически ансамбль был вдохновлен дворцами Омейядов в пустыне VIII века, окруженными квадратной в плане стеной с полотнами, усиленными полукруглыми башнями. Внутри, на центральной оси, идущей с севера на юг, находятся жилые постройки дворца Тайфал, отличающиеся большой декоративной красотой. Здесь находится двор Санта-Исабель прямоугольной формы под открытым небом с бассейнами на коротких сторонах и портиком, который окружает его, предшествуя помещениям. С северной стороны расположены наиболее важные помещения, такие как Мраморный зал или Тронный зал, а с обеих сторон – две квадратные комнаты, похожие на королевские альковы. Этот район выделялся своей декоративной пышностью, хотя отдельные фрагменты сохранились и сегодня, а также использованием смешанной арки, характерной для Альхаферии. На восточном фланге Северного портика находится небольшая оратория, предназначенная исключительно для монарха и его двора. Его план имеет квадратную форму, которая по высоте становится восьмиугольной, а на одной из его сторон, обращенной на юго-восток, подковообразной аркой открывается ниша михраба. От первоначальной оратории на первом этаже сохранилось богатое убранство, основанное на смешанных арках, атаурике и фризе с куфической легендой, а над ним – галерея лопастных арок с остатками живописного убранства.
После завоевания Сарагосы Альфонсо I в 1118 году дворец неоднократно перестраивался. Большинство сохранившихся до наших дней останков средневековья относятся к периоду правления Петра IV Церемониального в XIV веке. Они расположены на первом, среднем и верхнем этажах и соответствуют мудехарской части ансамбля. Входные ворота дворца ведут во внутренний двор Сан-Мартин, откуда можно попасть в мудехарскую церковь, посвященную самому святому. На южной стороне двора Санта-Исабель находится зал Святого Георгия, а на северной – нижний зал дворца Мудехар, покрытый впечатляющей декоративной керамикой с геральдическими мотивами. В северном секторе, над мусульманским дворцом, расположены три комнаты, принадлежащие дворцу Педро IV, такие как зал, названный в честь самого монарха, альков Санта-Изабель и верхний этаж башни Трубадуров.
Католические короли
Католические короли возвели свой дворец между 1488 и 1495 годами над северным крылом исламского ансамбля, разрушив часть средневекового дворца, а также покрытие мечети. В новом пристройке сочетаются различные художественные стили, от поздней готики до эпохи Возрождения, через мудехар великолепного качества, в том, что стало называться «стилем католических королей». Чтобы попасть в главные комнаты этого дворца XV века, была проделана благородная лестница, ведущая в верхнюю галерею или коридор. В этот момент мы стоим перед дверью Золотого зала или Тронного зала, из которого распределены остальные помещения дворца. Изюминкой зала является впечатляющая резная деревянная крыша, позолоченная и полихромная, состоящая из балок и перекладин, украшенных трещинами, которые на пересечении образуют восьмиконечные звезды.
Они представляют собой тридцать богато украшенных внутри казематов с кокеткой и стрелами, эмблемами монархов Фердинанда и Изабеллы, с растительными мотивами и с эффектно свисающими сосновыми шишками, символика которых связана с плодородием и бессмертием. Под кессонным потолком проходит галерея с конопиальными арками, а внизу на фризе расположена латинская надпись готическими иероглифами, восхваляющая добродетели и подвиги католических монархов. Вокруг Золотого зала расположены зал Затерянных ступеней, состоящий из трех небольших комнат: зала Святой Елизаветы, зала заседаний и зала Петра IV. Все они имеют великолепные крыши, украшенные различными геометрическими и растительными мотивами, всегда присутствуют пучок стрел королевы Елизаветы и ярмо с Гордиевым узлом и фраза короля Фердинанда «Танто Монтана».
В Moderna La Aljafería был проведен ряд реформ, которые повысили бы оборонительный характер здания. От проекта, разработанного инженером Тибурсио Спаночи для Филиппа II в конце XVI века, сохранился только ров, окружающий комплекс. Впоследствии, в последней трети восемнадцатого века, во время правления Карла III, была возведена серия казарменных построек, которые в значительной степени сохранились до наших дней в западной трети замка, образуя внутри большой плац.
После многочисленных реформ Дворец Альхаферия стал резиденцией кортесов Арагона, вновь обретя тем самым политическое значение прошлых лет, адаптированное к нынешним временам.
История
Оригинальное сооружение. XI век. Стиль: Тайфал
Строительство Альхаферии связано со вторым монархом династии Бану Худ, Абу Джафаром Ахмадом ибн Сулейманом (аль-Муктадиром), правившим с 1046 по 1082 год. От его имени происходит нынешнее название дворца: от Джафара — аль-Джафария, затем Алиафария и, наконец, Альхаферия. Изначально он был известен как “Каср аль-Сурур” или “Дворец радости” и был построен как пятое место отдыха королей Тайфы за пределами мусульманского города, среди садов и канав. Самой старой частью ансамбля является Башня Трубадура, построенная как сторожевая башня и оборонительный бастион в конце IX века, в период правления первого Туйби Мухаммеда Аланкара. Башня получила своё название в честь романтической драмы Антонио Гарсии Гутьерреса “Трубадур”, история которой, как предполагается, разворачивается в этой башне Альхаферии. В 1853 году это произведение было преобразовано в либретто к опере Джузеппе Верди “Трубадур”.
Расширение. XII – XIV века. Стиль: Мудехар
В 1118 году Альфонсо I Сражающийся отвоевал Сарагосу, и после этого Альхаферия стала резиденцией христианских монархов. На протяжении веков они проводили многочисленные работы по расширению и благоустройству здания, так и не превратив его в архитектурную единицу. Одним из самых плодотворных периодов строительства в истории памятника было правление Петра IV Церемониального между 1336 и 1387 годами. Во время его правления были выполнены такие важные работы, как дворец Мудехар, названный в его честь, и часовни Святого Мартина и Святого Георгия. В то время Альхаферия была главным политическим центром города.
Пятнадцатый век, 1486 г.
В 1486 году Трибунал Святой канцелярии инквизиции был размещен в некоторых помещениях дворца, в основном в районе внутреннего двора и церкви Сан-Мартин. Вероятно, примерно в это же время Башня Трубадура стала использоваться как тюрьма. В 1706 году штаб-квартира этого органа была перенесена в городской центр Сарагосы.
Расширение. Пятнадцатый век, 1488 – 1495 гг.
В 1488 году католические короли начали строительство своего роскошного дворца над северным крылом исламского комплекса, создав таким образом второй этаж, перекрывающий этаж мусульманского дворца. Таким образом монархи символически демонстрировали своё превосходство над Аль-Андалусом. В работах участвовала команда мудехарских архитекторов во главе с Фараигом де Гали. Этот мастер вместе с Мухаммедом Паласио и Брахемом Муферрихом организовал в апреле 1493 года строительство великолепного кессонного фасада Тронного зала.
XVI век, 1591 г.
В 1591 году Антонио Перес, бывший секретарь монарха Филиппа II, был переведен из тюрьмы юстиции Арагона в тюрьму инквизиции, расположенную во дворце Альхаферия, действуя таким образом против правосудия и судебных органов Арагона. Это привело к восстанию, известному как беспорядки в Сарагосе, поскольку народ расценил эти действия как нарушение форестального права со стороны Филиппа II. Эти восстания и побег Антонио Переса из тюрьмы имели непосредственные последствия: казнь юстициария Арагона Хуана де Лануса и других дворян, связанных с восстанием, а также ограничение полномочий Арагона.
Расширение. XVI век, 1592 – 1593 гг.
Между 1592 и 1593 годами Филипп II поставил перед собой задачу укрепить территорию Альхаферии, чтобы предотвратить в будущем возможные восстания, подобные восстанию 1591 года. Проект был разработан инженером Тибурсио Спаночи по образцу фортов или цитаделей, сконфигурированных в соответствии с оборонительными системами “а-ля Moderna”, которые должны были адаптироваться к новой военной тактике, такой как использование артиллерии и огнестрельного оружия. Комплекс был окружен насыпным барьером с пятиугольными бастионами по углам и широким рвом, который сохранился до наших дней.
Изменение использования. Восемнадцатый век
Начиная с правления Фердинанда VI, дворец использовался как постоянные казармы для войск. В последней трети XVIII века и особенно во время правления Карла III были построены тюремные здания для размещения целого ряда подразделений артиллерии, кавалерии и пехоты, а также складских помещений и вспомогательных служб.
Смена владельца. XIX век, 1862 г.
В 1862 году Альхаферия перестала быть королевским наследием и перешла в собственность несуществующего военного министерства. Это привело к разработке ряда проектов по его преобразованию в казармы, которые предполагали перестройку внутренней части территории, что привело к повреждению исторических памятников. Снаружи главный фасад был реконструирован, а по углам четырёх башен, тогда известных как кварталы “Санта-Изабель” и “Принсипи”, были размещены башни в неоготическом стиле, две из которых сохранились до наших дней.
XIX век, 1866 г.
В апреле 1866 года была создана Комиссия по охране памятников Сарагосы, которая приказала передать Музею Сарагосы и Национальному археологическому музею Мадрида некоторые художественные остатки мусульманского дворца, такие как штукатурка, капители или арки, целостность которых находилась под угрозой.
Декларация. XX век
4 июня 1931 года Дворец Альхаферия был объявлен национальным памятником историко-художественного интереса. Официальный вестник Арагона от 23 января 2002 г. публикует Приказ Департамента культуры и туризма от 2 января 2002 г., которым завершается первоначальная декларация культурного наследия так называемого Дворца Альхаферия в Сарагосе в соответствии с Первым переходным положением Закона 3/1999 от 10 марта, Культурное наследие Арагона.
Реставрация. XX век
На протяжении всего XX века в здании проводились многочисленные реставрационные работы. В 1947 году эти работы начались под руководством Д. Франсиско Иньигеса Альмеха и при поддержке Коллегии Арагона и Совета Института Фердинанда Католика. После смерти Иньигеса Альмеха работы продолжались под руководством архитектора Д. Анхеля Перопадре Муниеса.
Смена владельца. XX век, 1980 г.
В марте 1980 года городской совет Сарагосы приобрел замок и прилегающие территории у вооружённых сил в рамках операции, широко известной как “операция казармы”, и обязался восстановить его и создать вокруг него общественный парк.
В 1983 году было принято решение о размещении автономного парламента Арагона во дворце Альхаферия. Архитекторы Д. Луис Франко Лахос и Мариано Пеман Гавин в 1985 году взяли на себя руководство созданием автономного парламента Арагона в Альхаферии. В мае 1986 года принц Астурийский заложил первый камень в фундамент новой резиденции кортесов Арагона, а 20 мая 1987 года был открыт новый парламентский полукруг.
Расширение. XX век, 1993-1995 гг.
В период с 1993 по 1995 год были проведены работы по расширению официальной штаб-квартиры кортесов Арагона в северо-западном секторе Альхаферии.
Передача здания кортесам Арагона. XX век, 1994 г.
29 апреля 1994 года городской совет Сарагосы одобрил окончательную передачу здания и территории Дворца Альхаферия в полное владение кортесам Арагона.
Декларация. XXI век
14 декабря 2001 года Дворец Альхаферия был объявлен объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, поскольку считается одним из главных образцов арагонского искусства мудехар.
Сегодня Дворец Альхаферия, самый северный арабский дворец в мире, продолжает впечатлять всех, кто его посещает. Его величие и богатая история делают его обязательным к посещению как для новых посетителей, так и для тех, кто возвращается вновь, чтобы еще раз восхититься его красотой.
Viva España