У каждого урока своя цель, в соответствии с которой он принадлежит к определённому типу. Давайте посмотрим, какие типы уроков бывают.
Урок - практика
Эти уроки направлены на развитие навыков аудирования/чтения/говорения/письма. Нужно отметить, что очень редко практикуется только один аспект, чаще присутствуют несколько, ведь по сути мы практикуем язык в целом. Такие уроки должны занимать не менее 60-70% отведённого времени.
Важно, что учащиеся работают сами, а не слушают учителя. От учителя - только инструкции и поддержка. В основном на уроках практики используются комплексные задания, которые обязательно включают в себя продуктивные упражнения или задания открытого типа.
Все уроки практики построены на отработке пройденного материала, ничего нового не вводится. За исключением тех слов и выражений, которые потребуются учащимся, и они сами об этом попросят. Цель таких уроков - практиковать в разных формах то, что уже знаешь и параллельно развивать речевые умения.
Урок по грамматике
Урок по грамматике говорит сам за себя. Это презентация и первичная отработка нового грамматического материала или повторное погружение в уже изученный. На него по плану отводится 10%, то есть один урок из десяти.
Наш учебник переполнен грамматикой, но не будем забывать, что один из принципов, на которых строится учебник - это принцип избыточности. Поэтому можно выбрать только самое важное и с этим как следует поработать.
Ещё один принцип - принцип цикличности, когда один и тот же материал повторяется из года в год, немного усложняясь. Именно поэтому одного урока достаточно, чтобы вспомнить теорию, а практиковаться можно и обязательно нужно на уроках практики.
Тематический урок
В основе урока лежит презентация и отработка новой лексики по определённой теме. В данном случае мы не отталкиваемся от какого-нибудь текста, а берём конкретную тему из школьной программы, например, "Семья и взаимоотношения в семье" и т.д. Урок проводится в соответствии с технологией введения и первичной отработки нового лексического материала с выходом в речь/на продуктивные виды речевой деятельности. Фокусируемся именно на лексике, обогащаем и расширяем словарный запас по этой теме. И тратим тоже примерно 10% от всего учебного времени.
Резервный урок
На таком уроке всего понемножку. Чаще всего это набор несвязанных друг с другом заданий, когда нет определённой цели. Единственная цель может быть - повторить материал, например, перед контрольной или проверочной работой. Такие уроки проходят редко, и чаще всего - это резервные уроки. Они и планируются на всякий случай, и если по какой-то причине пропадает урок, то безболезненно можно убрать именно этот.
Сама себе задаю вопрос: зачем вообще планировать такой урок?) Лучше провести ещё одну практику, запасную.
Урок самостоятельной работы
На такой урок лучше иметь заготовку заранее, так как он проходит в случае непредвиденных обстоятельств. Например, учитель должен срочно выполнять другую работу (бывает и такое), а урок никто не отменял. Вот здесь учащиеся и получают задание на весь урок и такое, чтобы отлынивать было некогда, при этом вполне доступное для самостоятельной работы.
Урок контроля
Урок контроля подразумевает контрольную или проверочную работу. Мы (учителя нашей школы) сократили количество контрольных работ (её дети пишут весь урок) до 2-3х раз в течение учебного года, проверочные работы пишем чаще, но не на весь урок. Есть ещё устные опросы. Поэтому контроль проходит регулярно, но не более 10% от всего количества учебного времени.
Заключительный урок
Заключительный урок регулярно проходит в конце темы/модуля/раздела/четверти. Цель - подвести итог, обобщить изученный материал, может быть, проанализировать результаты проверочной работы по теме. Вообще-то очень важный урок, так как он должен показать результат работы за определённый период времени и каким-то образом мотивировать ребят стараться дальше. Лучше, если он будет позитивным, ярким и интересным.
Здесь подойдут нестандартные формы работы, игровые и соревновательные элементы. Можно попробовать что-нибудь новое и необычное.
Конечно, каждый учитель решает сам какие уроки он будет проводить и в каком соотношении, основываясь на своём опыте и убеждениях.