Найти тему

Вся правда о грамотности в Российской Империи

При Николае II

После революции была создана целая серия мифов о царском образовании – о том, что оно было недоступно, о том, что учили только молиться, о том, к 1913 году грамотными были всего 21% населения. Иногда в качестве подтверждения “столь низкой грамотности” приводятся ссылки на разные источники, вырванные из контекста. Так, например Русский календарь Суворина за 1917 год действительно содержат данные о грамотности в 21%.

Но в чём подвох? В календаре указаны сведения 1897 года, то есть данные 20-летней давности, относящиеся к периоду до преобразований Николая II.

(на основании данных переписи 1897 г.)
(на основании данных переписи 1897 г.)

Достоверных данных о средней грамотности среди населения в 1910-е годы не существует. Известен лишь уровень грамотности среди призванных на военную службу. За 20 лет, с 1893 по 1913 год, этот показатель растет с 35,7 до 67,8%.

-3

Статистика из другого источника:

-4

Показатели общего уровня грамотности к 1917 году могут лишь быть оценочными. Полные и достоверные сведения должна была зафиксировать перепись 1917 года, но она была сорвана из-за революции.

-5

Рост уровня грамотности в Империи происходит на фоне интенсивного развития народного образования. В 1908 году в Российской Империи начинается формирование системы всеобщего образования. С 1894-1914 Расходы на министерство народного просвещения за 20 лет выросли в 7 раз.

-6

Разворачивается масштабное школьное строительство. Строится более 60 тыс. школ – рекордный показатель.

На более длительных исторических циклах динамика выглядит следующим образом: С 1888 по 1914 год (26 лет) прирост составил 81,2 тыс. школ, с 1914 по 1940 (26 лет) – 68 тыс. школ, с 1940

по 1966 год (26 лет) – 10 тыс. школ.

Развитие народного образования – один из ключевых приоритетов внутренней политики Императора Николая II. Особенно быстрыми темпами образование развивается с 1908 года, когда в Империи начинается создание системы всеобщего бесплатного обучения. Устанавливается чёткая цель: <каждая школа должна обслуживать район с радиусом не свыше трёх вёрст (примерно 3200 км.) В 1910-е годы в России открывается в среднем 5 тыс. школ ежегодно. С учётом уже достигнутых объемов ежегодного строительства с 1914 по 1937 год прирост должен был составить около 100 тыс. новых школ. Рост числа школ в Российской Империи дополняется их качественным изменением.

В 1894 году основными типами школ были начальные школы и элементарные школы грамоты (простейший тип школ, где давались базовые навыки письма, чтения и арифметики).

Школы грамоты, как правило, не имели собственных зданий. Занятия проводились в домах родителей учеников либо в арендуемых помещениях. При Николае ll школы грамоты почти полностью исчезают, вместо них десятками тысяч строятся полноценные начальные школы – фундамент образовательной системы.

На базе стандартных начальных школ постепенно формируются расширенные - <двухклассные>. Срок обучения в них составлял 5 лет. Под вторым классом подразумевается стандартная трёхлетняя программа, включающая ряд предметов средней школы: естествознание, физика, химия, черчение, история.

-7

По всей Империи строятся также <Высшие начальные училища> - учебные заведения, находящиеся по уровню программы между начальной и средней школой. Начальные школы по мере своего развития постепенно приближались к средней школе в современном её понимании (хотя ещё назывались начальными). В тоже время средняя школа обеспечивала качественно новый уровень знаний – здесь изучались два современных иностранных языка (немецкий и французский), два древних языка (латинский и греческий), русский язык, литература, закон Божий, философия, логика, история (история Отечества, история Церкви, история древних народов, история Востока, история Греции, история европейских стран), география, алгебра, геометрия, физика, законоведение (государственное право, гражданское право, уголовное право). Развивается также специализированного коммерческого среднего образования (коммерческие училища), где дополнительно к общеобразовательным предметам изучаются основы экономики и предпринимательской деятельности. Формируются и средние специальные учебные заведения других направлений – военные, технические, медицинские. По мере охвата всего населения системой начальных школ становится возможен переход к массовому среднему образованию. В начале XX средняя школа уже поучает импульс к развитию, хотя пока процессы только запускаются и набирают свой оборот.

-8

В СССР до начала 1930-х годов также строятся в основном начальные школы (прирост числа школьных зданий идёт как за счёт строительства, так и за счёт изъятия бывших жилых домов у «кулаков»). К 1930/1931 году в СССР будет действовать 134 тыс. начальных школ, 12,4 тыс. неполных средних школ, 0,6 тыс. средних школ. Уже в 1930-е годы, после завершения создания сети начальных школ, рост средних школ возобновится. К 1937 году число средних школ поднимается до 9,9 тыс. В этот период начальные школы преобразуются в неполные средние, а затем в средние. То есть начальные школы, как и в Империи, были фундаментом, но в Империи этот фундамент закладывался быстрее. Общее число школ растёт рекордными темпами.

Чтобы создать иллюзию «великих достижений» большевиков, после революции сведения об образовательной системе Империи подверглись искажению. Был создан целый ряд мифов.

Одни из таких мифов гласит: якобы все начальные школы Империи были церковными и не обеспечивали светских знаний. В действительности основу образовательной системы при Николае II составляют светские школы Министерства Народного Просвещения. Создаваемая система всеобщего обучения опиралась именно на них. Именно светские школы с 1908 года строятся по 5 тыс. в год. Что касается церковных школ, то они гармонично дополняли светскую общеобразовательную систему. В 1894 году в Российской Империи существовало 29,3 тыс. церковных начальных школ. В 1914 году - 38,1 тыс. (рост в 1,3 раза). Как видим, этот тип учебных заведений тоже развивается, хотя и не так быстро, как светская образовательная система. Церковные школы, как и светские, обеспечивали базовое начальное образование и способствовали скорейшему повышению грамотности.

Существует также миф о том, что образовательная система Российской Империи в начале XХ века была сугубо классовой. Например, крестьянам было запрещено поступать в среднюю школу - в гимназии и прогимназии. Якобы такие учебные заведения были предусмотрены только для дворян. Это не так. Представители крестьянского сословия (как и любого другого) поступают и в гимназии, и в прогимназии, и даже в Императорские университеты (наиболее привилегированные высшие учебные заведения страны). По мере развития всеобщего начального образования всё больше крестьян открывает себе дорогу к последующим уровням образовательной системы. К 1903 году доля крестьян в гимназиях и прогимназиях составляет 12%, к 1913 году - 22% (остальной процент приходится на детей рабочих, служащих, купцов, дворян и другие социальные группы). Как видим, крестьяне присутствуют. Они ещё не обладают большинством, но их доля быстро растёт. И это при том, что создание системы всеобщего обучения было начато совсем недавно. В дальнейшем указанный процент должен был расти и дальше.

Встречается также утверждение о том, что внедрение системы всеобщего обучения было лишь намерением. Якобы всё ограничилось единственным законопроектом, отклонённым в 1912 году. Это не так. В 1912 году действительно был отклонён один из законопроектов. Об этом различные любители коммунизма спешат упомянуть при каждом удобном случае, но этот законопроект был не единственным. Кроме него существовал целый ряд других, успешно принятых - в 1908, 1909, том же 1912 и 1913 годах. Становление системы всеобщего обучения было успешно начато, причём не только на бумаге. Новые школы строятся десятками тысяч, на нужды народного образования выделяется всё больше государственных средств.

Рост числа школ в Империи происходит одновременно с их укрупнением. В 1894 году в среднем на одну начальную школу Министерства народного просвещения (основной тип школ) приходится 66 учеников, в 1914 году - 73 ученика. В 1910-е годы разворачивается строительство школ на 100, 150 и 200 человек. В крупных населённых пунктах возводятся школы вместительностью до 800 человек. Рост числа школ одновременно с ростом их вместительности приводит к резкому росту числа учеников. С 1894 по 1914 год этот показатель возрастает в 3 раза - с 3 до 10 млн человек с тенденцией к дальнейшему росту в прогрессии.

Ежегодно в Российской Империи открывались тысячи новых школ. Эти школы ежегодно обеспечивались тысячами новых преподавательских кадров. К 1913 году в средне-специальных учебных заведениях обучалось свыше 30 тыс. человек (будущие учителя начальных школ), в высших педагогических учебных заведениях - свыше 2 тыс. человек (будущие учителя средних школ). Всего за одно десятилетие - с 1903 по 1913 год - эти показатели растут примерно в 4 раза.

Особое внимание правительства при Николае II было обращено на улучшение условий педагогического труда. В деле Министерства Народного Просвещения о повышении материального положения учителей средних школ от 4 апреля 1909 года содержится такая формулировка:

«Едва ли можно сомневаться в том, что учительский труд принадлежит, наряду с немногими другими профессиями, к числу наиболее утомительных, тяжёлых и истощающих: поэтому и для привлечения к педагогической деятельности желательных лиц необходимо не только дать преподавателям вознаграждение, обеспечивающее им безбедное существование, но и вселить в них уверенность, что по мере прохождения службы материальное благосостояние их будет увеличиваться, а с окончанием педагогического поприща они получат достойную пенсию»

Для преподавателей наук и языков в гимназиях устанавливается зарплата размером в 900 рублей в год (примерно 110 тыс. рублей в месяц по современному курсу), с каждым пятилетием стажа была предусмотрена дополнительная прибавка - 200 рублей в год (25 000 рублей в месяц по современному курсу). Стаж в 20 лет позволял получать зарплату свыше 200000 рублей в месяц в переводе на современные деньги. Для учителей со стажем 25 лет предусматривается возможность выхода на пенсию. Помимо повышения заработной платы в средней школе вводятся комфортные нормативы трудозатрат - не более 24 уроков в неделю на преподавателя. Министерство обосновывает этот шаг следующим образом:

«Привлечение к педагогической деятельности образованных и способных людей невозможно без улучшения условий труда и ограничения времени преподавания»

В образовательный процесс внедряются современные технологии. Помимо книг и классических бумажных учебных материалов, создаётся учебный кинематограф. В 1916 году в составе Министерства Народного Просвещения формируется Кинематографический отдел. МНП приобретает кинокомпанию «Российское кинодело» для производства образовательных фильмов.

Результатом развития образовательной системы является рост грамотности населения. Полных сведений о грамотности в начале XX века нет, подробные сведения известны лишь о грамотности призывников, но и они отражают общие процессы, происходившие в обществе. В 1893 году грамотность принятых на военную службу составляла 35,7%, в 1913-м - 67,8%. Согласно тенденции, в 1930-е годы грамотность призывников должна была составить около 100 %. Среди общества в целом, по-видимому, меньше - в основном из-за взрослого населения, ранее не охваченного системой всеобщего обучения. Тем не менее движение к всеобщей грамотности имеется. Между тем по факту в СССР к 1939 году грамотность населения в возрасте от 9 до 49 лет составляла 89%. Говорить о каком-либо прорыве нет оснований. Был лишь продолжен процесс, начатый при Николае II.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1) Русский календарь на 1917 год. А. Суворина. Пг1956. С. 130

2) Статистический ежегодник России 1915 год. Пг. 1916 С. 97

3) Население России за 100 лет (1813 – 1913). М. 1956. С. 304.

4) (1) Ватоадмин – Экономика Российской империи: колосс на глиняных ногах или рвущийся вперёд локомотив? - YouTube

5) Извлечение из всеподданнейшего отчёта министра народного просвещения за 1894 год. СПб. 1898; Всеподданнейший отчёт Обер-прокурора Святейшего синода по ведомству православного исповедания за 1894 и 1895 годы. СПб. 1898. Прил. С. 137.

6) Всеподданнейший отчёт министра народного просвещения за 1913 год. Пг. 1916; Всеподданнейший отчёт Обер-прокурора Святейшего синода по ведомству православного исповедания за 1914 год. Пг. 1916; Статистические сведения о состоянии учебных заведений, подведомственных Учебному отделу Министерства торговли и промышленности. 1912-1913 уч. год. П. 1914; Начальные училища ведомства Министерства Народного Просвещения в 1914 году. Пг. 1916; Объяснительная записка к смете Министерства народного просвещения на 1916 г. Пг. 1915.

7) Извлечение из всеподданнейшего отчёта министра народного просвещения за 1894 год. СПб. 1898; Всеподданнейший отчёт Обер-прокурора Святейшего синода по ведомству православного исповедания за 1894 и 1895 годы. СПб. 1898. Прил. С.

8) Всеподданнейший отчёт министра народного просвещения за 1913 год. Пг. 1916; Всеподданнейший отчёт Обер-прокурора Святейшего синода по ведомству православного исповедания за 1914 год. Пг. 1916; Статистические сведения о состоянии учебных заведений, подведомственных Учебному отделу Министерства торговли и промышленности. 1912-1913 уч. год. П. 1914; Начальные училища ведомства Министерства Народного Просвещения в 1914 году. Пг. 1916; Объяснительная записка к смете Министерства народного просвещения на 1916 г. Пг. 1915. Извлечение из отчёта по Ведомству духовных дел православного исповедания за 1874 год. СПб. 1876; Извлечение из всеподданнейшего отчёта министра народного просвещения за 1874 год. СПб. 1876; Культурное строительство СССР. М. 1940. С. 37; Народное хозяйство СССР в 1958 г. М. 1959. С. 812, 813.

9) Извлечение из всеподданнейшего отчёта министра Народного Просвещения за 1888 и 1889 годы. СПб. 1893; Всеподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего синода за 1888 и 1889 годы. СПБ. 1891; то же за 1914 год. Пг. 1916; Всеподданнейший отчет министра народного просвещения за 1913 год. Пг. 1916; Статистические сведения о состоянии учебных заведений, подведомственных Учебному отделу Министерства торговли и промышленности. 1912-1913 уч. год. П. 1914; Начальные училища ведомства Министерства Народного Просвещения в 1914 году. Пг. 1916; Объяснительная записка к смете Министерства народного просвещения на 1916 г. Пг. 1915; Народное хозяйство СССР за 1913-1956 гг.; то же в 1967 М. 1968. С. 178.

10) РГИА. Ф. 1276 Оп. 2 д. 495. Л. 22.

11) Всеподданнейший отчет министра народного просвещения за 1910 год. СПб. 1910; то же за 1913 год. Пг. 1916; Всеподданнейший отчёт Обер-прокурора Святейшего синода по ведомству православного исповедания за 1910 год. Пг. 1913. То же за 1914 год. Пг. 1916;

12) Правила и программы классических гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения, и подробные программы испытания зрелости в испытательных комитетах при учебных округах. М. 1912.

13) Извлечение из всеподданнейшего отчёта министра народного просвещения за 1894 год. СПб. 1898; Всеподданнейший отчёт Обер-прокурора Святейшего синода по ведомству православного исповедания. за 1894 и 1895 годы. СПб. 1898; то же за 1914 год. Пг. 1916; Всеподданнейший отчет министра народного просвещения за 1913 год. Пг. 1916; Статистические сведения о состоянии учебных заведений, подведомственных Учебному отделу Министерства торговли и промышленности. 1912-1913 уч. год. П. 1914; Начальные училища ведомства Министерства Народного Просвещения в 1914 году. Пг. 1916. Объяснительная записка к смете Министерства народного просвещения на 1916 г. Пг. 1915.

14) Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР за 1930 г. М. 1930. С. 711-715.

15) Культурное строительство СССР. (Статистический сборник). М. Л. 1940. С. 37.

16) Там же.

17) Всеподданнейший отчёт министра народного просвещения за 1908 год. СПб. 1910. То же за 1913 год. Пг. 1916.

18) Всеподданнейший отчёт Обер-прокурора Святейшего синода по ведомству православного исповедания за 1894 и 1895 годы. СПб. 1898; то же за 1914 год. Пг. 1916.

19) Всеподданнейший отчёт министра народного просвещения за 1903 год. СПб. 1905. С. 50-105. 20) Всеподданнейший отчёт министра народного просвещения за 1913 год. Пг. 1916. С. 16-57.

21) РГИА. Ф. 1276. Оп. 12. Д. 1605. Л. 70.

22) Россия. Министерство финансов. 1802-1902. - СПб. 1902. Т. 1. С. 616- 639, Т. 2. С. 640-649 ; Статистический ежегодник России 1912 г. СПб. 1913. Ч. XII. С. 12, 13; Статистический ежегодник России 1914 г. Пг. 1915. Ч. XII. C. 14, 15. Закон о государственной росписи доходов и расходов на 1916 г. Библиотека Минфина России: historylib.minfin.ru/items/browse C. 17.

23) РГИА. Ф. 733. Оп. 233. Д. 607. Л. 4.

24) Россия 1913 год. Статистико-документальный справочник. СПб. 1905. С. 342; Народное хозяйство СССР за 1913-1956 гг. (Краткий статистический сборник). (Опубликован: http://istmat.info/node/36699 со ссылкой на: РГАЭ. Ф. 1562. (ЦСУ СССР). Оп. 33. Д. 2310.). С. 147.

25) Ежегодник России 1905 г. СПб. 1906. С. 518, 528; Статистический еже- годник России 1915 г. Ч. I. С. 118, 139.

26) РГИА. Ф. 733. Оп. 196. Д. 326. Л. 3.

27) РГИА. Ф. 1276. Оп. 5. Д. 640. Л. 23.

28) РГИА. Ф. 733. Оп. 196. Д. 326. Л. 3.

29) РГИА. Ф. 733. Оп. 196. Д. 1087. Л. 10, 21.

30) Рашин А. Г. Население России за 100 лет (1813-1913). М. 1956. С. 304.

31) Народное хозяйство СССР в 1960 году М. 1961. С. 24.