Найти в Дзене
Анна Бердникова

Подростка "заклинило". Что делать?

Из рабочего процесса: Поругались с ребенком в конце учебного года, до сих пор спокойствия никому нет. Сын закончил восьмой класс, закончил так себе – средний балл аттестата 3.7. Но почему-то сын решил, что на окончание школы мы ему подарим мопед, должны подарить. Эта тема у нас неоднократно обсуждалась. Но всякий раз мы с отцом твердо ему говорили: будет 17, подарим тебе сумму, нужную для обучения на права, чтобы научиться водить нормальную машину. А с мопедом или мотоциклом решишь сам, когда будешь самостоятельным и способным купить себе то, что захочешь. Сын несколько раз к этой теме возвращался под разными соусами в течение года: то было бы здорово получить на день рождения такой подарок, какой хочется, подразумевая мопед. То не написать ли ему письмо Деду Морозу, тряхнуть стариной, так сказать… Но день рождения и Новый год проходили как-то более или менее спокойно. А в конце года закусился – почему-то решил, что мы пообещали, он совершенно точно так понял. Всем его друзьям подарил

Из рабочего процесса:

Фото из свободного источника
Фото из свободного источника

Поругались с ребенком в конце учебного года, до сих пор спокойствия никому нет. Сын закончил восьмой класс, закончил так себе – средний балл аттестата 3.7. Но почему-то сын решил, что на окончание школы мы ему подарим мопед, должны подарить. Эта тема у нас неоднократно обсуждалась. Но всякий раз мы с отцом твердо ему говорили: будет 17, подарим тебе сумму, нужную для обучения на права, чтобы научиться водить нормальную машину. А с мопедом или мотоциклом решишь сам, когда будешь самостоятельным и способным купить себе то, что захочешь.
Сын несколько раз к этой теме возвращался под разными соусами в течение года: то было бы здорово получить на день рождения такой подарок, какой хочется, подразумевая мопед. То не написать ли ему письмо Деду Морозу, тряхнуть стариной, так сказать… Но день рождения и Новый год проходили как-то более или менее спокойно.
А в конце года закусился – почему-то решил, что мы пообещали, он совершенно точно так понял. Всем его друзьям подарили, а он один, как лох, ездит на велосипеде. И вот уже больше месяца, о чем бы ни заходила речь, мы упираемся в этот несчастный мопед. Мы уже даже сказали: дай телефон родителей своих друзей, которые купили мопед своим детям. Мы с ними пообщаемся, попробуем понять, что двигало родителями и как они со своими тревогами справлялись. Нет, тишина.
Как будто в голове сына что-то заклинило и никак его на эту тему не расклинит.

Я бы предложила составить последний в этом году тематический разговор. Последний, подчеркнуть для сына, потому что больше мы к этой теме в этом году (или вообще) не возвращаемся.

В нем выделить несколько блоков и детализировать. Начать с того, что подойти к теме с позиции законодательной базы: с какого возраста, каким средством человек может управлять, какие здесь у человека пятнадцати лет есть права и обязанности, и кто несет наказание, если упомянутый пятнадцатилетний человек избыточно увлекается своими правами и чрезмерно нарушает правила.

Этими юридическими правилами очерчивается пространство, где возможны маневры. Поэтому хорошо их знать, вместе с сыном. Где заканчиваются его обязательства и начинаются обязательства его родителей, поскольку он несовершеннолетний.

Следующий блок психологический: в нем тоже можно выделить подпункты. Первый связан с тем, что Вы на протяжении полутора месяцев живете под психологическим прессингом или даже подвергаетесь террору. Каково Вам внутри этой ситуации.

Второй психологический блок связан с тем, что сын видит выход из-под психологического прессинга только в одном направлении – в переживание и тревоги, связанные с тем, что несовершеннолетний сын, каждый день, выходя из дома, будет подвергать свою жизнь физической опасности. Таким образом, возникает большой открытый вопрос: с чем справиться легче? Получается, что с первым. Здесь, по крайней мере, все живы и здоровы, под уголовное преследование никто не попадает, проблема остается локализованной внутри семьи.

Поэтому, как Вы и говорили ранее, Вами принято твердое решение. Вы на нем настаиваете. Однако, готовы обсуждать различные другие виды досуга, доступные в каникулы. Вам тоже крайне досадно, что лето проходит, а приятные новые впечатления не копятся. У Вас есть несколько идей по тому, где и как эти новые впечатления накопить, если у сына есть свои идеи, Вы готовы обсудить и их. А идея получения новых эмоций через приобретение мопеда закрыта. Можно взять время на раздумья и вернуться к разговору о новых впечатлениях, например, завтра.

Можно в ходе разговора предложить ссылки на приемлемые форматы времяпрепровождения сына или всей семьей, это уже особого значения не имеет.

Мопед приобрел в сознании подростка вид сверхценности, к тому же недоступной. Предлагаемый формат разговора – это способ сместить образовавшуюся доминанту или хотя бы предположить такую возможность. Лето уходит, его можно провести не только на мопеде…

Анна Бердникова

Записаться на консультацию можно здесь