Из рабочего процесса:
У детей большая разница в возрасте – 12 лет. У младшего сейчас такой возраст хулиганистый. Он буквально жаждет внимания старшего, а тот его игнорирует. Какое-то показное равнодушие демонстрирует. Мелкий довольно изобретателен в способах привлечения внимания, в основном, конечно, надо признать, деструктивен – то, утащит что-то из комнаты у старшего, то сломает. Но расположения не добивается.
Разговаривали со старшим, просили быть повнимательнее к брату. Бесполезно. Как об стенку горох. Делает во время таких разговоров каменное лицо и игнорирует уже родителей.
К детям относимся одинаково, никого не выделяем. Старший, когда был помладше, просил сестренку или братишку. Долго не получалось, так бы, конечно, разница была меньше. Как нормализовать отношения между детьми?
Когда разница в возрасте превышает 8-10 лет, дети растут как единственные, каждый из них. Дети до 9-10 лет находятся под максимальным влиянием семьи – все самые важные люди находятся в семье, обычно это родители. С наступлением подросткового возраста ситуация меняется – наиболее важные люди – друзья по собственному выбору – оказываются вне семьи. Ваш старший мальчик как раз достиг этого возраста.
Учитывая все сказанное выше ваш старший сын ведет себя очень корректно в семье, его выдержке можно позавидовать. Он в качестве самозащиты выбрал игнорирование, а не агрессию в адрес младшего, который регулярно вторгается в пространство старшего и крушит там то, что считает нужным. Да, Вы отмечаете, что младший бывает деструктивен, но одновременно восхищаетесь его находчивостью и творческим подходом. Это устанавливает в сознании младшего ребенка крепкую связку: вредить старшему – это радовать и восхищать родителей. В ответ на такое поведение Вы ждете восхищения и умиления от подростка в адрес малыша, выражаете недовольство его отстраненностью.
Между тем отстраненность – это наиболее гуманный для окружающих способ реагирования, хотя стоит старшему мальчику, скорее всего большого количества усилий.
Представьте, что младший сын забрался в запасы Вашей косметики, украшений и белья в комоде и перевернул все там креативно, как он умеет: что-то смешал, чем-то покрыл белье, что-то на себе попробовал… Какой будет Ваша реакция? Скорее всего, Вам не удастся сохранить спокойствие и конструктивный настрой. Рискую предположить, что реакция будет эмоциональной. А Ваш старший сын выдерживает происходящее с завидной регулярностью стоически. Все это вместе взятое указывает на то, что его реакция (игнорирование брата) адекватная ситуации, учитывая, что он чувствует Ваше негласное поощрение младшего брата в его действиях.
Для того чтобы отношения детей нормализовались, необходимо сделать следующее:
1. Ввести четкие правила для младшего: куда он может заходить, и что может брать, а чего не может. Имевший много воли ребенок будет проверять новоявленные запреты, к этому нужно быть готовыми и сохранять твердость.
2. Чаще и больше говорить младшему о достойном подражания в старшем брате. Стоит говорить это так, чтобы и старший тоже слышал это, хотя бы иногда.
3. Старшему рассказывать о том, как младший к нему тянется, стремится быть на него похожим. Эти истории можно рассказывать бабушкам и друзьям, на фоне восхищения, какое Вы сейчас испытываете, когда говорите о креативности младшего в его стремлении добиться внимания старшего. Пусть старший тоже ощутит Ваше восхищение и удовольствие от его действий, направленных на взаимодействие с младшим.
4. Слова о том, что они братья, что он старший, - будут раздражать, к желаемому Вами эффекту вести не будут. Старший сейчас, учитывая рассказанное Вами, держится из последних сил. Помогите ему справиться с ролью старшего брата без физического, морального и психологического ущерба.
Анна Бердникова
Записаться на консультацию можно здесь