Найти в Дзене
КУЛЬТУРА.РФ

Места, которые притягивали художников. «Пенаты» Ильи Репина

Виды с берегов Оки, Волги, Ладожского озера, Финского залива и Черного моря запечатлены на многих картинах. В XIX–XX веках в эти живописные места художники часто отправлялись на пленэр или вовсе переезжали жить. Читайте, где искал вдохновение Исаак Левитан и устраивал званые обеды Илья Репин. А также как Константин Коровин увлекся пейзажем, Архип Куинджи чуть не утонул, а Василий Поленов построил «Аббатство».

Илья Репин. Конец черноморской вольницы (фрагмент). 1900-е. Частное собрание
Илья Репин. Конец черноморской вольницы (фрагмент). 1900-е. Частное собрание

В 1899 году 55-летний Илья Репин приобрел два гектара земли в 45 километрах от Петербурга — в деревне Куоккала на берегу Финского залива. В конце XIX — начале ХХ века в эти места на лето уезжали многие жители столицы. Вскоре заросший участок превратился в усадьбу с аллеями, прудами и беседками. Дом обустраивали постепенно: по мере необходимости пристраивали новые комнаты и террасы. Жена художника Наталья Нордман назвала усадьбу «Пенаты» — в честь древнеримских хранителей домашнего очага.

Илья Репин. Автопортрет с Натальей Нордман (фрагмент). 1903. Художественный музей Атенеум, Хельсинки, Финляндия
Илья Репин. Автопортрет с Натальей Нордман (фрагмент). 1903. Художественный музей Атенеум, Хельсинки, Финляндия

В усадьбу Репин часто приглашал писателей и художников: писал портреты и просил их позировать для своих жанровых картин. Например, на полотне «Черноморская вольница» он изобразил писателя Корнея Чуковского, художника Николая Струнникова и поэта Владимира Маяковского казаками, которые возвращались с добычей от турецких берегов и попали в бурю.

Илья Репин. Портрет Марии Андреевой (фрагмент). 1905. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск, Республика Беларусь
Илья Репин. Портрет Марии Андреевой (фрагмент). 1905. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск, Республика Беларусь

Каждую среду Репин устраивал званые обеды — в этот день к нему мог приехать любой желающий. Сначала художник вел гостей в свою мастерскую и показывал новые картины. А потом устраивал литературно-музыкальные вечера. На них часто пел Федор Шаляпин, читали свои произведения Сергей Есенин, Максим Горький и Корней Чуковский. Заканчивались «среды» шумными застольями. Репин и Нордман были вегетарианцами, поэтому подавали только растительные блюда. Также в доме действовали правила самопомощи: гости сами снимали пальто, открывали дверь, подвигали к себе блюда и убирали грязную посуду в ящики. А нарушители поднимались на трибуну и произносили остроумную речь.

Автор: Дарья Мартыненко