Виды с берегов Оки, Волги, Ладожского озера, Финского залива и Черного моря запечатлены на многих картинах. В XIX–XX веках в эти живописные места художники часто отправлялись на пленэр или вовсе переезжали жить. Читайте, где искал вдохновение Исаак Левитан и устраивал званые обеды Илья Репин. А также как Константин Коровин увлекся пейзажем, Архип Куинджи чуть не утонул, а Василий Поленов построил «Аббатство».
В 1899 году 55-летний Илья Репин приобрел два гектара земли в 45 километрах от Петербурга — в деревне Куоккала на берегу Финского залива. В конце XIX — начале ХХ века в эти места на лето уезжали многие жители столицы. Вскоре заросший участок превратился в усадьбу с аллеями, прудами и беседками. Дом обустраивали постепенно: по мере необходимости пристраивали новые комнаты и террасы. Жена художника Наталья Нордман назвала усадьбу «Пенаты» — в честь древнеримских хранителей домашнего очага.
В усадьбу Репин часто приглашал писателей и художников: писал портреты и просил их позировать для своих жанровых картин. Например, на полотне «Черноморская вольница» он изобразил писателя Корнея Чуковского, художника Николая Струнникова и поэта Владимира Маяковского казаками, которые возвращались с добычей от турецких берегов и попали в бурю.
Каждую среду Репин устраивал званые обеды — в этот день к нему мог приехать любой желающий. Сначала художник вел гостей в свою мастерскую и показывал новые картины. А потом устраивал литературно-музыкальные вечера. На них часто пел Федор Шаляпин, читали свои произведения Сергей Есенин, Максим Горький и Корней Чуковский. Заканчивались «среды» шумными застольями. Репин и Нордман были вегетарианцами, поэтому подавали только растительные блюда. Также в доме действовали правила самопомощи: гости сами снимали пальто, открывали дверь, подвигали к себе блюда и убирали грязную посуду в ящики. А нарушители поднимались на трибуну и произносили остроумную речь.
Автор: Дарья Мартыненко