Найти в Дзене
КУЛЬТУРА.РФ

Места, которые притягивали художников. Валаам Архипа Куинджи

Виды с берегов Оки, Волги, Ладожского озера, Финского залива и Черного моря запечатлены на многих картинах. В XIX–XX веках в эти живописные места художники часто отправлялись на пленэр или вовсе переезжали жить. Читайте, где искал вдохновение Исаак Левитан и устраивал званые обеды Илья Репин. А также как Константин Коровин увлекся пейзажем, Архип Куинджи чуть не утонул, а Василий Поленов построил «Аббатство».

Архип Куинджи. Ладожское озеро. 1873. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Архип Куинджи. Ладожское озеро. 1873. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В середине XIX века игуменом Валаамского монастыря на острове в Ладожском озере стал отец Дамаскин. Он построил новые скиты, церкви, дома, удобные дороги и гостиницу, привлек в обитель множество паломников и живописцев. Студенты Академии художеств начали приезжать сюда курсами. От них Архип Куинджи и узнал о красотах этого края и в 1871 году тоже отправился на Валаам. Илья Репин говорил о Куинджи: «Только после посещения Валаама, где он проработал с натуры все лето и откуда привез превосходные этюды, началась его оригинальная творческая деятельность».

Архип Куинджи. На острове Валаам (фрагмент). 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Архип Куинджи. На острове Валаам (фрагмент). 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Через два года художник снова посетил остров. В этой поездке он начал знаменитую картину «На острове Валаам», которую закончил уже в Петербурге. Федор Достоевский писал в своем дневнике: «…на первом плане болото… на заднем — лес; оттуда… сыростью вас как будто проницает всего, вы почти ее чувствуете, и на средине, между лесом и вами, две белые березки, яркие, твердые… Что тут характерного, а между тем как это хорошо!» Полотно стало первой работой Куинджи, которую купил коллекционер Павел Третьяков. Так художник получил признание и деньги и наконец женился на Вере Кетчерджи: до этого ее отец был против свадьбы. А осенью 1875 года супруги отправились на Валаам уже вдвоем. Куинджи хотел показать жене место, которое его вдохновляет. Однако корабль попал в сильный шторм и разбился о скалу. Пассажиры чудом спаслись на шлюпке, а краски, кисти и холсты утонули. Поэтому в этот раз художник пробыл на Ладоге недолго и вернулся без работ.

Архип Куинджи. На Валааме (фрагмент). 1873. Национальный музей Чеченской Республики, Грозный
Архип Куинджи. На Валааме (фрагмент). 1873. Национальный музей Чеченской Республики, Грозный

Также на Валааме Куинджи начал скандально известное полотно «Ладожское озеро». На нем он визуально соединил озеро и небо, а также тщательно прописал игру света и тени. Через 10 лет маринист Руфин Судковский использовал похожие приемы в полотне «Мертвый штиль», за это Куинджи обвинил его в плагиате. В творческом сообществе возник спор: некоторые художники защищали Судковского, но правым все равно признали Куинджи.

Автор: Дарья Мартыненко