Виды с берегов Оки, Волги, Ладожского озера, Финского залива и Черного моря запечатлены на многих картинах. В XIX–XX веках в эти живописные места художники часто отправлялись на пленэр или вовсе переезжали жить. Читайте, где искал вдохновение Исаак Левитан и устраивал званые обеды Илья Репин. А также как Константин Коровин увлекся пейзажем, Архип Куинджи чуть не утонул, а Василий Поленов построил «Аббатство».
В середине XIX века игуменом Валаамского монастыря на острове в Ладожском озере стал отец Дамаскин. Он построил новые скиты, церкви, дома, удобные дороги и гостиницу, привлек в обитель множество паломников и живописцев. Студенты Академии художеств начали приезжать сюда курсами. От них Архип Куинджи и узнал о красотах этого края и в 1871 году тоже отправился на Валаам. Илья Репин говорил о Куинджи: «Только после посещения Валаама, где он проработал с натуры все лето и откуда привез превосходные этюды, началась его оригинальная творческая деятельность».
Через два года художник снова посетил остров. В этой поездке он начал знаменитую картину «На острове Валаам», которую закончил уже в Петербурге. Федор Достоевский писал в своем дневнике: «…на первом плане болото… на заднем — лес; оттуда… сыростью вас как будто проницает всего, вы почти ее чувствуете, и на средине, между лесом и вами, две белые березки, яркие, твердые… Что тут характерного, а между тем как это хорошо!» Полотно стало первой работой Куинджи, которую купил коллекционер Павел Третьяков. Так художник получил признание и деньги и наконец женился на Вере Кетчерджи: до этого ее отец был против свадьбы. А осенью 1875 года супруги отправились на Валаам уже вдвоем. Куинджи хотел показать жене место, которое его вдохновляет. Однако корабль попал в сильный шторм и разбился о скалу. Пассажиры чудом спаслись на шлюпке, а краски, кисти и холсты утонули. Поэтому в этот раз художник пробыл на Ладоге недолго и вернулся без работ.
Также на Валааме Куинджи начал скандально известное полотно «Ладожское озеро». На нем он визуально соединил озеро и небо, а также тщательно прописал игру света и тени. Через 10 лет маринист Руфин Судковский использовал похожие приемы в полотне «Мертвый штиль», за это Куинджи обвинил его в плагиате. В творческом сообществе возник спор: некоторые художники защищали Судковского, но правым все равно признали Куинджи.
Автор: Дарья Мартыненко