Алексей Хотеев
Адрес статьи: https://naukaverakuljtura.com/святитель-георгий-могилевский-как-ар/
«Во что верую – то и исповедую»
(свт. Георгий Конисский).
На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви состоялось общецерковное прославление свт. Георгия Могилевского (1717—1795). О нем можно говорить в разных контекстах: как историке, богослове, как о выдающемся проповеднике, поэте, литераторе, ученом, педагоге. Но поскольку он был священнослужителем, естественно сказать о нем как о пастыре. В самом деле, архипастырь, т.е. епископ, должен оставаться пастырем душ человеческих при всех своих административных обязанностях.
После своего назначения на Могилевскую кафедру святитель сказал Слово во вступление в паству, в котором обозначил те приоритеты, которым собирался следовать в своей деятельности. Здесь он вспоминает примеры выдающихся святителей, вспоминает благовестнические труды святых апостолов. При этом свт. Георгий восклицает: «Как они звание свое проходили? Спали или молчали? Одними только молитвами и поставлением пресвитеров занимались? Ах, не так, не так! Святая Церковь безгласных епископов не называет вселенскими учителями, богогласными трубами, златыми устами. Спящих и дремлющих не именует она столпами веры, утверждением истины, поборниками благочестия». Отсюда становится ясным, в каком смысле видел себя могилевский святитель продолжателем апостольского служения. Здесь же говорит он: «Должность моя есть учительская: а учителя добрые и не лукавые себя первее учат, нежели других».
Орудиями учителя-проповедника являются слово и собственный пример. Так, свт. Георгий сам постоянно проповедовал. Сохранились и были изданы далеко не все его проповеди и торжественные речи (известно их более 80). Старался он также воздействовать на священников, через которых христианское учение могло быть усвоено простыми людьми. Для этого он решил не вызывать к себе пастырей на обучение или беседовать с каждым по-отдельности, но рассылать специальные поучения. Известны три таких послания свт. Георгия к белорусскому духовенству.
В первом увещании к духовенству, разосланном в 1757 г., он напомнил об обязанности учить паству евангельским заповедям и основам веры. Вместе с посланием по приходам был разослан Катехизис, т.е. краткое наставление основам христианской веры.
«Катехизис сей прежде всего должны сами вы изучить, чтобы силу написанного совершенно знали и твердо памятовали; потом всепрележно поучать тому и людей, вам от Бога порученных, чтобы всякая душа христианская, и старые и малые, и мужеский пол и женский, ведали, во что и как веровать, и по вере как богоугодно жить подобает, чтобы вечной погибели избегнуть и блаженную жизнь получить могли».
Во втором увещании к духовенству 1783 г. свт. Георгий обратился к практике совершения таинства Крещения. Дело в том, что в Белоруссии был очень распространен обычай крестить обливанием, когда на крещаемого из кружки трижды возливалась вода. Этот обычай был перенят у католиков и был удобным для совершения таинства. Святитель напомнил, что крещение обливанием было разрешено только для больных как исключение. Могилевский архипастырь детально объяснил, как должно совершать крещение младенческое, погружая ребенка в воду по шею, а затем возливая рукой или кружкой воду на голову крещаемого. Так трижды. Думается, что эта рекомендация актуальна и для нашего времени.
В третьем послании 1789 г. святитель обратился к теме исповеди и напомнил пастырям, что их священнический долг есть исправление греховных нравов. Допуская к святому Причащению тех, кто не исправляет свой образ жизни, священники попустительствуют греху и не используют важнейшее средство к воспитанию пасомых. Некоторые поступали так по боязни перед знатными и богатыми лицами. Это люди, от которых священники не редко зависели материально, так сказать, спонсоры храмов. Они не всегда, к сожалению, были благочестивы и много исполняли лишь внешне, по традиции. Священники же испытывали неловкость перед разными чинами и, конечно, не так строго критиковали их, как, может быть, людей простых. Поэтому свт. Георгий обращал внимание на то, что священник не должен быть лицеприятный и что он должен помнить о своем пастырском долге. Право священников допускать или не допускать к Святому Причащению, предоставляет возможность воспитывать христианина, как-то повлиять на него, чтобы он оставлял хотя бы явные грехи.
Еще на одну сторону деятельности могилевского архипастыря хотелось бы обратить внимание. Как он реагировал на модные увлечения своего времени. Одна из них и для нашего времени актуальна, а именно: распространение неверия. Св. Георгий обращался к этой теме в разных своих поучениях, в частности, есть его проповедь в день памяти святых апостолов Петра и Павла. На литургии в этот день читается известный отрывок из евангелия от Матфея, где Христос беседует со Своими учениками и спрашивает «За кого почитают меня люди?» В ответ апостол Петр произносит исповедание: «Ты, Христос, Сын Бога Живаго». Отталкиваясь от этого вопроса, святитель Георгий обращается и к современникам, говоря: «А как бы мы ответили на этот вопрос?». Ведь, к сожалению, если обратиться к истории древней, то люди из языческого неверия, приходили к вере, и для них это было настоящим просвещением, подлинным чудом и радостью, обретением полноты жизни. Но теперь, говорит свт. Георгий, происходит обратное: из Церкви люди уходят и становятся какими-то сторонними, чужими. Рассуждая над тем, почему так происходит, он приводит характерные слова критика или скептика, что в Евангелии есть какие-то темные места, неясности, даже более того, есть противоречия, поэтому эта книга не имеет такого священного характера, как Церковь учит, мол, не нужно так все воспринимать, как там написано. Возражая, св. Георгий указывает, что ведь проблема в том, что люди так говорящие, не читали книг церковных, судят понаслышке, мало углубляясь. Если бы они познакомились с трудами христианскими, начиная от отцов древности, даже до времен расцвета христианского богословия, они бы увидели, что многие неясные места пояснены, что многие противоречия также объясняются. Век, когда жил свт. Георгий, называется веком Просвещения, но именно невежество уводило и уводит из Церкви. Помимо того есть и еще одна проблема, также актуальная для нашего времени, — это леность. Ведь в церкви, на богослужении надо стоять, а не комфортно сидеть. Во время свт. Георгия господам нужно было стоять с простецами, от которых, простите, пахнет потом. Как же может такой «господин», так сказать, находиться в подобной среде! Не лучше ли ему побыть где-то в своих покоях и там порассуждать о вере, вместо того, чтобы помолиться. Есть и еще одна, прямо скажем, более пикантная причина: распущенность нравственная. Вот что, на самом деле, отталкивает или уводит человека от истинной веры.
Такие примеры пастырских размышлений находятся в некоторых словах свт. Георгия Конисского, и в этих мудрых, глубоких поучениях он выступает как учитель для священников и белорусской паствы. Думается, в них немало полезного найдет и современный читатель.