Я тоже сомневалась, но со временем поняла: возможно.
Жизнь бросала меня из стороны в сторону, из профессии в профессию. Вот я учитель музыки после окончания музучилища, но ненадолго, на один учебный год. Надоело: дети капризные, родители привередливые, никто меня не понимает, а главное я не понимаю, что я тут делаю. И вообще злые вы, ухожу я от вас...Перерыв на университет.
Вот я молодой преподаватель советского вуза. История повторяется с той лишь разницей, что многие мои студенты меня старше и на мои хилые попытки учить их жизни, они мягко и ненавязчиво отвечают: ну, да, ну,да, доживёте до наших лет, Ирина Владимировна, посмотрим, что вы скажете. Одним словом, опять меня никто не понимает, и хоть вы совсем не злые, но ухожу я от вас. Перерыв на аспирантуру.
Аспирантура - время перемен (изменился, государственный строй, название страны и несколько правительств, что называется, до кучи). О том, чем я занималась в аспирантуре и как после этого защищала кандидатскую, я уже писала. Вот ссылка:
Вторая часть для тех, кто заинтересовался темой:
Вот я уже молодой кандидат наук, доцент, и уже авторские программы, и курсы, и первые научные публикации. А на каникулах я ещё и переводчик на зарубежных контрактах, и тьютор жён новоиспечённых олигархов, и консультант по этикету. И всё равно не то, и хоть хорошие вы, но ухожу я от вас. Надоело мне быть на вторых ролях, хочу на первые. Перерыв на выборы в областную Думу.
Уф, можно выдохнуть, добрались до сути вопроса, вернее, до того времени, когда он в моей голове возник впервые (если кто забыл, вопрос про два Советских Союза). А не возникнуть он попросту не мог, уж слишком ситуация была нестандартной: никому не известный бюджетник, не только попала в областную Думу, но и на раз-два-три избралась председателем комиссии по социальной политике, то есть не просто прорвалась в ряды номенклатуры, но и стала ею реально руководить. Вот это был фокус.
Сразу же замечу: сейчас не буду писать про то, как я ходила первые полгода с растаращенными глазами, откровенно ничего не понимая, как меня использовали втёмную в подковёрных играх. Не об этом речь. Речь о тусовках. На них мой рот был в постоянном удивлённо-приоткрытом состоянии. Почему? Всё просто. Мои новые сослуживцы-подчинённые ностальгировали по СССР. И вот тогда у меня впервые и закралась мысль о том, что мы с ними по сути жили в разных странах.
Первый Советский Союз. В нём жили они. Отдых в санатории на море (летом!) каждый год (!!) по бесплатным путёвкам (!!!), для оплаты дороги могли ещё и премию выписать(!!!!), 13-я зарплата и прогрессивки, подписка на Всемирную литературу, поездки в капстраны для себя и детские летние лагеря (опять же на море!) для отпрысков. Про спецпайки и продуктовые наборы к праздникам писать не буду, это просто рутина. А главное - как в песенке "почти всё задаром, когда оплачен счёт ". За моих новых коллег, старых номенклатурщиков, счета явно были оплачены из общего советского кармана.
Справедливости ради скажу, что это было не только для номенклатуры. В первом Советском Союзе жили и рабочие крупных заводов, у которых были свои пансионаты, детские сады, профилактории и оздоровительные центры. Если этого не хватало, то в ход пускались профсоюзные средства для покупки путёвок в санатории для работников. Перед руководителями профсоюзов всегда стояла одна задача: выполнить план по охвату, отправке, оздоровлению. И если они не справлялись, то часть благ отправлялись во второй Советский Союз.
Во втором Советском Союзе было немного по-другому. Тут я поделюсь личным опытом, потому что я жила именно в нём. Да, там была копеечная квартплата, но на квартиры в очередях стояли по много лет, а потом могли получить (как наша семья) частично благоустроенные, хотя и отдельные. Да, там ездили к морю, но дикарём или (если очень повезёт) за полную стоимость путёвки, хотя чаще курсовки (это когда разрешалось заплатить за лечение, а жить надо было на свои в частном секторе). Что такое тринадцатая зарплата и прогрессивка там слышали, но в руках не держали.
Кто жил в этой стране? Да, такие же как моя семья - работники непроизводствнной сферы, они же по-нынешнему говоря, бюджетники: врачи, учителя, библиотекари, преподаватели. Объяснялось им всё это очень просто: вы же НИЧЕГО не производите, вот и получаете по остаточному принципу. Вот, смотрите, на этот год нам выделили 2 путёвки в пионерский лагерь, 2 в санаторий, 2 в профилакторий. Профсоюз распределит. Ждите своей очереди. Поясню сразу - моя до меня так и не дошла, я из пионерского возраста вышла. Но это не значит, что в пионерский лагерь я так и не попала. Как так? Рассказываю.
Во втором Советском Союзе каждый искал решения сам, что называется, подручными средствами. Об этом я уже написала здесь:
Эти две страны постоянно пересекались, что неудивительно. Мы все ходили в одни и те же школы (бесплатные), кружки (бесплатные), секции (тоже бесплатные), смотрели одни и те же фильмы, дружили меж собой. Был налажен чёткий товаро-услуго-обмен. Сколько себя помню, конфеты из спецпайков родителей-начальников их дети приносили в школу и мы их честно делили на переменах, как, впрочем, и карамельки, принесённые нами. Жёны шишек приносили дефицит из спецмагазинов в подарок учителям, врачам, тренерам и воспитателям. Родители-работяги записывали в летние лагеря подруг дочерей под видом племянниц и потом ещё разводили руками: извини, Викторовна, дорогу Ирке оплатить не получается, тебе же премию не выпишешь. Зато мы их до места проводим, проследим, не переживай. Так и ещё много как эти две страны пересекались в моём детстве.
Во взрослом же возрасте пересеклись только один раз. На какой-то тусовке одна из сотрудниц аппарата (уж не помню по какому поводу) стала рассказывать, как её чуть ли не насильно отправляли в санаторий отдыхать. Она так не хотела, так не хотела, но чтоб путёвки не пропадали... Я, обычно молчавшая, решила вставить свои пять копеек: а я помню, как моей маме срочно понадобился этот санаторий. Они пошли с отцом в профком, где им сказали, что путёвки в него давно не поступали, так как это очень востребованный профиль, и вообще каждый советский человек имеет право отдохнуть в санатории только один раз в жизни, и её очередь ещё не подошла.
Я не стала продолжать про то, как отец бросил всё, обзанимал всех друзей, и как они с бабушкой вытаскивали маму. За столом и так повисло неловкое молчание. Все всё поняли. Первый Советский Союз проиграл второму, и то, что я теперь руковожу теми, кто в нём жил, а не наоборот, и есть результат проигрыша.
Написала и почему-то стала считать, сколько лет прошло с того разговора. Бог мой, почти 30...
P.S. Так и слышу, как кто-то сейчас говорит: но тогда всё равно хорошего было больше. Да, для меня бесспорно, что хорошего было больше, но этот рассказ немного о другом. А про то, что было хорошего, вот:
И вот: