Фильм «Однажды 20 лет спустя» я пересматривала не просто так. А чтобы на его примере показать, что не так с идеей многодетности. И почему не надо ее пропагандировать всем.
Основная статья будет скоро, а пока фильм. Если фильм и пропаганда, то он все равно хороший. В нем постарались показать и радости, и трудности жизнь многодетной семьи.
Что забыть объяснить, зачем они стремились иметь ТАК много детей, не пять и даже не шесть, – об этом я уже писала. Само собой, религиозной основы под этим не могло быть, такое в кино не показали бы. А другой основы не нашли.
Так вот. Радости, трудности показали. Даже нелепые и неожиданные ситуации. Например, когда дочь, девятиклассница Валя, внезапно хочет замуж за какого-то тюбика.
Но вот что в этом фильме есть, однако сразу в глаза не бросается. Я только пересматривая недавно, поняла это. Почти всегда Надя – только с кем-то одним из детей!
Я сама мать одного ребенка и я не из многодетной семьи, поэтому и не сразу поняла этот момент.
Почти все важные ситуации, которые всплывают в памяти Нади, связаны лишь с одним из ее детей. А где же тогда были остальные?
Будь это реальная жизнь, остальные бы путались под ногами, мамкали, еще что-то просили, требовали решить и их проблемы тоже! А может не требовали, а у них были бы настоящие проблемы. Например, кто-то травмировался и попал в больницу.
Вот ужасный момент, когда Надю задерживает милиционер, подозревая, что она спекулянтка. С ней одна дочь.
Эпизод выше, когда дочка Валя знакомит родителей со своим «женихом». Старших нет, это ладно, они уже большие. А где ВСЕ 6–7 (!) младших? Откуда и куда несутся родители на машине с одной Валей?
Вот в самом начале Надя ходит по разным родительским собраниям, ведь у нее в каждом классе по ребенку.
И везде собрания в одно время. И везде учителя милостиво ждут ее. Никуда не торопятся, никакие организационные проблемы не вклиниваются, проблемы других детей и родителей тоже. Все обсуждают детей Нади тогда, когда удобно Наде.
Можно списать на огромное уважение к многодетной матери, только в реальности этого уважения не сыщешь днем с огнем.
Эпизод с платьем. Сначала на заднем фоне все-таки видно, что детей несколько! (В тот момент их всего пять). Дети, конечно, заняты. Потом Кирилл просто прикрывает дверку, и вот уже оно, уединение.
Можно найти оправдание, что в многодетных семьях дети не висят на матери постоянно. А играют друг с другом и вообще более самостоятельны.
Чуть позже Надя утешает дочку, которая пострадала в школе – ее дразнили за обноски. Утешает как настоящий детский психолог, обсуждает происшествие. Не отмахивается, не отвлекается на других детей или дела. Все остальное ждет.
То есть у нее есть время поговорить с каждым ребенком отдельно. Именно так и рекомендуют – чтобы даже в многодетной семье каждый ребенок ощущал себя отдельной личностью. Чтобы ему доставались и его личные вещи, и главное индивидуальное внимание. А не «оптом на всех». Но увы, чтобы мать могла реализовать этот совет в жизни, остальные дети должны постоять на паузе. А это невозможно.
Если детей двое, трое, да еще разница в возрасте есть, я могу технически представить это. А если детей больше?
Эпизод с художником, которого сыграл Ефремов. По-моему, он тут уморительно смешной.
Надя перечисляет все свои дела в каждый день недели – объясняет, почему у нее нет времени прийти, чтобы он написал ее портрет. В каждый день недели у нее ОДНО дело с ОДНИМ ребенком. У нее в этом эпизоде уже 8 или 9 детей. А судя по возрасту самой Нади, это должны быть практически погодки.
Эпизод с художником должен был показать, что у матери совсем нет времени на себя. А по-моему, в данном контексте он показал, что у нее очень много неизвестно откуда взявшегося времени. Ведь в одну единицу времени она занимается всего лишь одним ребенком.
Вот беседа с сыном. Тоже наедине. Если уборка и стирка в самом деле могут подождать (только потом гора вырастет), то как это получается у остальных детей? В том числе малышей.
Вот в финале фильма самый младший ребенок, не считая того, которого Надя еще родит. Ему около 1 года. Пока Надя наконец-то наедине с Кириллом, младший просто молча сидит ОДИН в кроватке, другие дети ушли, и ждет...
А теперь давайте обратимся к другой стороне фильма: к тем людям, которые 20 лет назад закончили школу на Арбате. Все они стали учеными, академиками, изобретателями, как минимум – инженерами.
В 70-80-е СССР был урбанизированной страной. От советского человека требовалось быть специалистом с высшим образованием, или квалифицированным рабочим. Помимо основного образования, были доступны музыкальные школы, другие дополнительные занятия, все, что расширяет кругозор. Чем «сложнее» человек, чем больше ресурсов вкладывается в него на этапе взросления, чем дольше его учат, тем меньше этих самых людей каждая семья может вырастить.
Это не «люди обленились», и не бездуховность, и не то, о чем там еще говорят и пишут всякие крикуны. И не котлетоиды виноваты. Это естественный ход жизни.
Поэтому одноклассников так и шокирует, что у Нади 10 детей.
Как думаете, как могла бы выглядеть ее жизнь в реальности? Могла ли она уделять внимание 10 разным детям так, как будто у нее каждый ребенок – единственный?
Хороший муж и отец детей может быть, это верю. Достаток в семье – тоже бывает. Дружные дети – редкость, но бывает. А как умножить свое время на 10 и разделиться на 10 мам?
Есть такая известная фраза: от женщин ждут, что они будут работать, как будто у них нет детей; растить детей, как будто у них нет работы; и выглядеть, как будто у них нет ни работы, ни детей. Я бы еще добавила, что по мере увеличения числа детей поблажек не дают: сейчас ожидается, что ты каждого ребенка будешь воспитывать как единственного.
И в какой-то мере это требование объясняется условиями жизни. Воспитать детей оптом, как в деревне 19 века, уже нельзя.
Что-то тут не вяжется, да?
Продолжение, собственно, о том, что с самой идеей многодетности.