Сплетни — это распространение слухов, недоброжелательной и порочащей информации о других людях за их спиной. Сплетни — разновидность греха осуждения, поскольку они противоречат Христовым заповедям не судить никого (Мф.7:1) и любить ближнего, как самого себя (Мф. 22:39). Сплетни разрушают отношения, сеют недоверие и вражду.
Духовная причина того, что нас тянет посплетничать о других
Преподобный Паисий Святогорец говорит, что причина сплетен в том, что человек не занимается собой и становится уязвимым для воздействия дьявола, который переключает его внимание с собственных страстей на других людей:
"Если человек не занимается собой, то лукавый найдёт ему работу, и этот человек будет заниматься другими. Однако, работая над собой, человек знает и себя, и своего ближнего. В противном же случае, имея ошибочные представления, делая неправильные заключения о самом себе и подходя с такими же критериями к другим, человек совершает ошибку и в отношении их"(Том 3 стр.163-164).
Главный сплетник — нечистый дух, остальные сплетники учатся у него
Раньше люди сплетничали при личной встрече или в письмах, которые писали на бумаге и посылали по почте. Сейчас, с помощью Интернета и телеграм-каналов можно, оставаясь безнаказанным и даже "безымянным", в считанные минуты разнести любую сплетню хоть по всему миру и масштабировать зло. Безусловно, такие сплетни требуют большего покаяния, чем простая передача слухов, сказанная кому-то на ухо.
Преподобный Паисий Святогорец предупреждает о духовных, инфернальных причинах сплетен и даёт сплетникам нелицеприятную духовную характеристику:
"Только для человека, одержимого старшим бесом, есть оправдание в том, что он выставляет людей на позорище и раскрывает их прошлое, чтобы колебать слабые души. Конечно, последнее касается лишь тех, в отношении кого бес имеет на это право. Понятно, что нечистый дух выставляет на всеобщее обозрение не добродетели людей, но их немощи. И наоборот: люди, освободившиеся от своих страстей , не имеют злобы и поэтому исправляют зло добром. Увидев где-то нечистоты, которые нельзя убрать, такие люди присыпают их чем-нибудь сверху, чтобы они не вызвали отвращения у кого-то ещё . А вот люди, расковыривающие мусор и грязь чужих грехов, похожи на кур, которые копаются известно в чём…" (Том 1, стр.344-345).
Тяжкий грех сплетен
В традиционном Православии отношение к греху сплетен всегда было жестко порицающим. Например, наставник святителя Нектария Эгинского, Хиосский старец Пахомий в 60-е годы XIX века так предупреждал о сплетнях:
"Тот, кто подслушал за чьей-то спиной, как кто-то осуждает или злословит брата, и рассказал об этом тому, кого осудили, остаётся непрощённым: ни в этом веке, ни в будущем" (источник "Житие святителя Нектария" готовится к изданию, можете почитать отрывки по ссылке).
Таким образом, сплетни и осуждение считаются в Православии серьезными грехами, поскольку они нарушают основные христианские заповеди любви и уважения к другим. Как и другие грехи, грех сплетен безусловно требует покаяния и исповеди.
Вы можете приобрести шесть томов "Слов" сборником и по отдельности на Вайлдберриз и Озон, а также электронные и аудио книги святого Паисия Святогорца на Литрес: