Альбом Manowar "Hail To England" ("Слава Англии!") – классика хэви-металла середины 80-х. Набедренные повязки, широкие мечи, пронзительный ветер, воинственные приветствия – всё это делало Manowar, пожалуй, самой самобытной группой на метал-сцене начала 80-х. Их музыка, вдохновлённая мифологией и древними божествами, звучала в уникальной для того времени манере.
Задолго до появления блэк-метала и задолго до того, как пауэр-метал стал мейнстримом, Manowar бросили свои колесницы и драккары на штурм скептически настроенного мира. Ирония в том, что сегодня, когда их влияние в Великобритании как никогда велико, группа отказывается приезжать туда с гастролями. Особенно странно это выглядит на фоне того факта, что свой третий альбом, выпущенный в 1984 году, они назвали "Hail To England" ("Слава Англии!"). Как говорил тогда басист Джоуи Де Майо: "Англия – наш духовный дом. Это единственная страна в мире, которая приняла нас всем сердцем".
Manowar появились на свет на заре 80-х, чтобы пронзить светом громкой музыки тьму накрывшей мир новой волны. Группа была детищем басиста Джоуи Де Майо и гитариста Росса "Босса" Фридмана. Они познакомились в Ньюкасл Сити-холле, когда первый работал техником у Black Sabbath, а второй играл на разогреве у "Саббатов" с группой Shakin' Street. Вместе с вокалистом Эриком Адамсом и барабанщиком Донни Хамзиком они создали мощный дебютный альбом "Battle Hymns" (1982), который был гораздо лучше принят в Британии, чем на их родине, в Америке. Им даже удалось уговорить легендарного актёра и режиссёра Орсона Уэллса начитать текст в песне "Dark Avenger". "Это была встреча единомышленников", – утверждал Де Майо, и не без оснований. "Духовно он был как будто членом Manowar".
Однако лейбл группы, EMI-America, не разделял менталитет Manowar и их нежелание идти на компромиссы. В итоге их контракт был расторгнут. Впрочем, вскоре группа подписала контракт с молодым лейблом Megaforce, которым управляли Марша и Джонни Зи. В активе лейбла уже были такие имена, как Metallica и Anthrax. В своём стиле музыканты (к тому времени за установку уже сел Скотт Коламбус) подписали контракт с лейблом собственной кровью – это был не просто пиар-ход, но и своеобразная клятва верности. Связанные кровью, звукозаписывающая компания и группа выпустили в 1983 году мощный альбом "Into Glory Ride", лицензию на который в Великобритании получила компания Music For Nations. Именно здесь квартет начал пожинать плоды своего триумфа.
Небольшая размолвка произошла во время их первого визита в Британию, когда они сильно разругались с группой Mercyful Fate. Но слухи распространялись – с Manowar шутки плохи. Ухмыляйтесь на свой страх и риск, неверные! Хихикайте и столкнётесь с последствиями.
К тому времени я уже попал под их чары. Феноменальные музыканты, искреннее поклонение магии металла и красноречие, бросающее вызов общепринятым нормам и воспевающее высшие ценности. Они были на крестовом походе. Поэтому в конце 1983 года я отправился в Нью-Йорк, чтобы лично услышать их новый альбом и узнать, каковы они на своей территории.
Альбом я слушал в красном спортивном автомобиле, который нёсся по Нью-Йорку, за рулем сидела подруга Росса "Босса" Джуди. Вместе с Де Майо мы вчетвером наслаждались альбомом, который играл на такой громкости, которая обычно предшествует нашествию монгольских орд. Это был металл во плоти. Как группа сама громогласно заявила в песне "Gloves Of Metal", музыка была "настолько громкой, что трещали балки".
Удивительно, но во времена, когда тщательная продюсерская работа была нормой, Manowar записали альбом всего за 12 дней в торонтской студии Phase One. Стоимость? Смешные 20 000 долларов – этой суммы не хватило бы, чтобы утолить жажду маленького викинга во время набега.
Вернувшись в квартиру Джуди, что находилась в районе Куинс в Нью-Йорке, мы устроились поудобнее, чтобы поближе познакомиться с альбомом.
– Итак, Джоуи, – начал я, – расскажи мне о...
– Нет, нет, брат, – перебил он, – прежде чем мы что-либо сделаем, мы должны подготовиться.
Я был сбит с толку. "Подготовиться"... как? Ответ оказался не таким пугающим, как я опасался. На свет появилась видеокассета с классическим фильмом "Экскалибур", и следующие два часа мы всецело были поглощены каждым его нюансом.
Потрясённый и настроенный на нужный лад, я снова начал:
– Итак, Джоуи, расскажи мне о...
– Ещё не время. Есть кое-что ещё! – сказал Де Майо со своим обычным пафосом. Ещё? Что ещё... Ответ последовал в виде классической музыки – а именно Вагнера – которую поставили на проигрыватель. Теперь сцена была готова. И теперь Де Майо был готов говорить...
– Признаюсь, это первый хороший альбом, который мы сделали. На обложке пластинки мы разместили надпись "Джек Ричардсон – Бог", и именно так мы к нему и относимся. Ему 54 года, и он относился к нам как к сыновьям, готовил еду для всех четверых участников группы, а также направлял нас на всех этапах записи.
– На самом деле мы хотели, чтобы Джек продюсировал наш самый первый альбом, но не смогли с ним связаться. Мы в восторге от того, как всё обернулось под его руководством.
Не то чтобы Ричардсон был первым выбором группы...
– Странно, как складываются события. Изначально мы собирались снова работать с Джоном Матиасом, парнем, который продюсировал "Into Glory Ride". Он наш друг, и он говорил нам, как сильно хочет продюсировать этот новый альбом. И вот, когда пришло время начинать запись, мы связались с ним, и он сказал: "Да, я готов, позвоните моему менеджеру, и он уладит все детали". Я позвонил менеджеру Джона, и тот сказал: "Хорошо, прекрасно, какой у вас аванс?". Когда я сказал ему, что у нас ничего нет, он буквально ответил: "Джон не заинтересован" – и повесил трубку!
– Я не держу зла на Джона, он всё ещё хороший друг. Но очевидно, что произошло: у него появился этот бизнес-менеджер, который запретил ему заниматься чем-либо, что не приносит прибыли, как бы он ни был дружен с ребятами. Кажется, сейчас у всех появляются менеджеры, и они просто портят тебе карьеру. Ты быстро теряешь всех друзей и внезапно остаёшься один. С нами это случилось с Биллом Окоином, поэтому я понимаю и соблазн нанять кого-то для решения финансовых вопросов, и опасность этого. Окоин чуть не уничтожил нас!
Билл Окоин сделал себе имя в 1970-х годах, работая с Kiss. Он был менеджером Manowar на заре их карьеры, когда они были подписаны на мэйджор-лейбл. Нельзя сказать, что это сотрудничество было успешным. Но вернёмся к Де Майо...
– Как оказалось, Джек был фантастическим выбором. Мы работали в студии очень быстро. Мы не из тех групп, которые любят по миллиону раз переделывать звук ударных. Для нас главное – спонтанность. И мы не верим в то, что нужно тратить драгоценное студийное время на то, чтобы прорабатывать аранжировки. Большая часть материала для этого альбома была отточена до мелочей задолго до того, как мы вошли в Phase One.
– Даг Хилл, владелец студии, рассказывал нам ужасные вещи о том, что происходило, когда [канадская группа] Anvil записывали там свой альбом "Forged In Fire". По его словам, они потратили 140 000 долларов только на студийное время, забронировав студию на шесть недель вперёд, чтобы иметь к ней доступ день и ночь. И что же они делали? Ребята появлялись в три часа дня, курили травку, а потом кто-то говорил: "Эй, кто хочет сегодня поработать?".
– Для нас главное – музыка. Мы верим в определённые ценности и ни за что не поступимся ими. Manowar пытаются создавать шести-десятиминутные симфонии, которые были бы технически сложными и давали бы фэнам пищу для размышлений помимо простых риффов. Я большой поклонник Эннио Морриконе [композитора, написавшего музыку к таким фильмам, как "Хороший, плохой, злой" и "За пригоршню долларов"]. Мне нравится его стиль драматической оркестровки.
Альбом "Hail To England" вышел в феврале 1984 года и попал в британские чарты, достигнув 83-го места, что стало первым попаданием группы в британскую сотню. А его искромётное сочетание искусного музицирования, эпического героизма и великолепных, оптимистичных риффов ещё больше укрепило позиции группы в металлическом сообществе здесь, в Европе, и за её пределами. Но это было не то, что было нужно в то время. Продавался глэм, поп-металл и трэш. Mötley вместо металла. Ratt вместо риффов. А тот факт, что Manowar дошли до того, что выступали на сцене в набедренных повязках, ещё больше усиливал сарказм. Но они были серьёзны – смертельно серьёзны!
– Кажется, в наши дни имидж важнее музыки, – возмущался Де Майо 22 года назад. – Посмотрите на сцену Лос-Анджелеса. Там люди больше озабочены тем, чтобы залить волосы лаком, наложить тонны макияжа и позировать в правильных местах, чем серьёзным изучением хэви-металла. Скажите честно, как, чёрт возьми, можно назвать какую-либо из этих групп хэви-металом?
– Мы назвали альбом "Hail To England", потому что мы с теми, кто с нами. Когда вышел "Battle Hymns", идиоты с лейбла в Америке, которые понятия не имели, как нас продвигать, внезапно бросили нас. Нас оставили умирать, и мы бы, наверное, развалились, если бы не поддержка, которую мы получили от Англии.
– Пресса там поддерживала нас на плаву. Мы обязаны своим существованием английским фэнам хэви-металла, и это наш способ сказать "спасибо" им всем. Если нам суждено добиться большого успеха, то шумиха должна начаться с такого места, как Англия.
– Во многих американских кругах Manowar уже считается английской группой – наш единственный путь вперёд лежит через Англию.
Сегодня, спустя более чем два десятилетия, Manowar, разумеется, популярны в Германии, Франции, Греции, Испании... Похоже, везде в Европе, кроме самой Британии. Они не играли в Великобритании уже более десяти лет, и шансы на то, что они вернутся туда в ближайшем будущем, кажутся призрачными. А жаль, ведь то, что они сделали на "Hail To England", сейчас как нельзя актуально. В этом альбоме есть смелость и честность, которые с лихвой окупают всю пафосность.
Но давайте закончим этим заявлением Де Майо, которое он сделал, когда группа готовилась к британскому туру в 1984 году. Оно как нельзя лучше отражает их уверенность в себе, убеждённость и целеустремлённость:
– Мы столько говорили о том, как хороши на сцене, что фэны вправе прийти на концерт и ждать, что будут впечатлены. Скажу лишь, что если нам не удастся оправдать ваши ожидания, то вы имеете полное право сказать нам убираться из страны и никогда не возвращаться.
Смерть фальшивому металлу!