В 1990 году, когда на смену глэм-металу пришел гранж, бывший гитарист Thin Lizzy Гэри Мур выпустил альбом, который застал всех врасплох и покорил чарты. Этим альбомом стал Still Got The Blues - блестящий набор оригинальных песен и каверов, беззастенчиво основанный на блюзе.
«Мне было 37 лет, когда я записывал Still Got The Blues. Я вернулся к музыке, которую всегда любил», - рассказывал Гэри Мур в интервью Classic Rock. - «Это не было коммерческим ходом, это не было круто. Никто и представить себе не мог, насколько успешным он станет».
Особенно если учесть, что никто не ожидал такого от Мура. Он был парнем из Белфаста, который пару раз играл в Thin Lizzy, но блюзовые влияния в его игре скорее прослеживались, чем определяли ее.
Да, он впервые заявил о себе в Skid Row, блюз-рок группе, но от него определенно не ждали ничего подобного на рубеже 90-х. Возможно, он потерял часть поклонников - некоторые освистали его на концертах, ожидая энергичного рока, но в то же время он приобрел много новых.
В детстве, проведенном в Белфасте, Гэри Мур увлекся блюзовой музыкой. «В Белфасте была отличная блюзовая сцена», - просто говорит Мур. - «Все эти гитаристы приезжали из Корка, как, например, Рори Галлахер. А потом мы услышали о британском блюзе».
Именно тогда все и началось для юного гитариста. «Альбом Джона Мэйолла "Beano" [John Mayall's Bluesbreakers With Eric Clapton, 1966] стал для меня настоящим поворотным моментом - это то, что я действительно понял».
Но на игру Мура повлияли не послевоенные музыканты из дельты Миссисипи. «Конечно, я слышал имя Роберта Джонсона, - пожимает плечами Гэри. - Но акустический блюз ничего для меня не значил. Сначала меня привлекали даже не песни и тексты, а эмоции, которые передавала электрогитара.
«У моего друга был альбом "Beano", и я проводил все свое время у него дома. Я был очень увлечен этим новым звучанием. Я брал этот альбом и затирал его до дыр. Я приходил из школы и учил все эти звуки, учил все песни нота в ноту. Что-то в этом отзывалось во мне».
И, конечно же, кто был создателем этого нового потрясающего звучания? Никто иной, как Эрик Клэптон. «Когда я впервые услышал, как играет на гитаре Клэптон, это изменило мою жизнь», - откровенно говорит Мур. - «Я уже учился играть на гитаре, но когда я услышал эту пластинку, во мне что-то очень сильно перевернулось. Через две секунды после начала первой песни я был сражен наповал.
«Сам звук гитары был совсем другим. В нем чувствовался блюз, но до этого все гитары, которые можно было услышать в рок-музыке, ну, в поп-музыке, были очень чопорными, очень вежливыми. Достаточно послушать ранних Beatles и The Shadows, чтобы понять, что я имею в виду. Они были великолепны, но Эрик Клэптон превзошел их полностью.
«Он был первым, кто подключил Gibson Les Paul к усилителю Marshall - можно сказать, что он изобрел рок-гитару. Его звук был искаженным, прямолинейным. Он был мощным, насыщенным и страстным. Никто в то время не делал ничего подобного».
Пройдя самопровозглашенное обучение у Клэптона (включая тот факт, что Мур выбрал Gibson Les Paul в качестве своего основного инструмента - решение, на которое повлиял как Клэптон, так и его другой блюзовый герой, Питер Грин из Fleetwood Mac), Мур продолжил самостоятельное изучение творчества блюзменов старой школы.
Но, взяв за основу Клэптона и Грина, Мур привнес в их блюзовую сущность бешеную энергию, которая впоследствии стала отличительной чертой его творчества в Thin Lizzy, где мелодия соединяется с традиционными блюзовыми линиями. На сцене Мур тоже производил впечатление - в его игре чувствовалась страсть. «В этом и заключается суть блюза - даже если ты играешь рок, он вселяет чувство, эмоцию в тебя и в твою игру».
А когда пришло время работать над Still Got The Blues, у Гэри уже был достаточный вес, чтобы пригласить некоторых из них в качестве гостей. В частности, на альбоме отметились Би Би Кинг, Альберт Коллинз и Альберт Кинг.
«Альберт Кинг и Альберт Коллинз очень многому меня научили, - признается гитарист. - Сначала я боялся находиться рядом с ними. Я не был уверен, что хочу с ними играть! Но мы пошли в студию, я взял гитару, и мы начали играть Oh, Pretty Woman, и он устроил мне разнос. Он кричал: "Остановите пленку!" и все такое. Он устанавливал свой авторитет, который я полностью уважал. Но ему понравилось то, что я делаю, и он сказал, что у меня отличный звук.
«Блюзовые ребята элегантны, они не похожи на рокеров. У них есть чувство собственного достоинства, они очень гордые. Старики пережили столько дерьма и прошли через это. Хотя Альберт Кинг был немного озлоблен по этому поводу.
«Эти парни научили меня фразировке и паузам. Альберт Кинг дал мне самый главный совет - он сказал, чтобы я играл каждый второй рифф и не был таким чертовски громким! Он называл меня и Стиви Рэя Вона своими крестными сыновьями! Я был таким самоуверенным и нахальным, а потом понял, что пришел из большого рока, а не из чистого блюза».
В последние годы своей карьеры Мур пытался вернуться к истокам блюза. Отчасти это было связано с тем, что гитарист, наконец, осознал, что блюз - это его призвание. На протяжении всей своей карьеры Мур играл все: поп, джаз, рок, хэви-метал, блюз и даже пробовал свои силы в танцевальной музыке. Его обвиняли в погоне за трендами, но, похоже, его это не волновало.
«Меня обвиняли в этом в связи с Still Got The Blues, что было просто смешно, - говорил Мур в интервью Classic Rock в прошлом году. - Никто в то время этим не занимался. Это я был гребаным законодателем моды! Для Гэри Мура записать блюзовый альбом в 1990 году было не модным решением».
Возможно, это и не было модным решением, но именно этот альбом принес Муру более широкую аудиторию и, несомненно, вдохновил бесчисленное количество гитаристов. Он также определил дальнейшую карьеру Мура. Гитарист теперь чувствует себя комфортно в своей блюзовой шкуре, с радостью отказываясь от рока, который сделал ему имя.
«Теперь я блюзовый музыкант, - просто говорит он. - Я считаю себя блюзменом. Я не боялся пробовать новое, и я очень восхищаюсь Джеффом Беком как гитаристом, который попробовал себя во многих стилях. Но в конце концов, я понял, что хочу делать блюзовые альбомы».
Именно этим он и занимался. Close As You Get (вышедший в мае 2007 года) - это еще одна головокружительная смесь стандартов и оригинальных композиций. «Сейчас я заново открываю для себя так много музыки, слушаю пластинки и диски, которые не слышал уже очень давно. Это было настоящее спасение - снова слушать артистов, которых я не слышал годами, и открывать для себя песни, которые, возможно, не так много значили для меня, когда я слышал их в первый раз, но теперь обрели больший резонанс. Не знаю, связано ли это с возрастом или у меня просто изменились вкусы».
Гэри также недавно приобщился к феномену интернета - YouTube. «Это просто удивительно, что можно найти на этом сайте, - говорит он с детским восторгом. - Если потратить немного времени на поиски, можно найти удивительные кадры. Я нашел запись выступления Джими Хендрикса в Филморе, где он играет самый мощный, зажигательный блюз, а сбоку от сцены стоит куча хиппи и смотрит на него с недоумением. Они просто не врубались. Вообще. Жаль только, что я не могу придумать, как это скачать!».
На новом альбоме Гэри Мур впервые ненадолго откладывает в сторону свой фирменный Les Paul и берется за акустический блюз. «Я нашел потрясающую песню Сон Хауса Sundown на старой виниловой пластинке Father Of The Delta Blues, и она просто снесла мне крышу. Ты веришь каждому слову, и это просто требовало, чтобы я попробовал ее сыграть. Что я и сделал. Я записал ее у себя на кухне, и именно эта версия вошла в альбом.
Мур часто прибегал к спонтанности при записи своих альбомов - в конце концов, многие из его определяющих треков на Still Got The Blues были записаны с первого дубля, например, Midnight Blues, Oh, Pretty Woman. «Я не люблю делать перезапись, если в этом нет необходимости. Часто именно первый дубль передает самую суть того, что ты пытался сказать песней».
И теперь, когда блюз лежит в основе всего, что делает самый популярный гитарист Thin Lizzy, вряд ли мы увидим новый рок-альбом Гэри Мура. «Я недавно ходил на концерт Muse, и вот как должна выглядеть и звучать рок-музыка сегодня», - объясняет он. - «И я думаю, что если ты не можешь сделать лучше, то не стоит и браться. Рок - это игра для молодых. Когда тебе за 35, в этом есть что-то... ну, я смотрю на ваш журнал, вижу некоторых из этих парней, и в них просто нет никакого достоинства. И вот в этом блюзовые музыканты преуспевают».
Именно так будет и с Гэри Муром.