Найти в Дзене
Дизайн с Алексом Маком

А Вам когда-нибудь хотелось оказаться в картине? Прогуляемся по прекрасным садам художников вместе?

Прекрасный сад, особенно цветущий, переполненный цветами — это место, где можно отдохнуть душой и насладиться красотой природы. Сады всегда вдохновляли художников на создание своих картин.

Они пытались подарить зрителям это ощущение весны и лета, ароматов, солнечного света и отдыха.  В садах много цветов, которые радуют своей яркостью и разнообразием оттенков. Уже само это - источник нескончаемого удовольствия.

Жорж Пикар. Романтика под цветущим деревом.
Жорж Пикар. Романтика под цветущим деревом.

Сегодня, дорогие читатели, мы вместе совершим удивительную, увлекательную прогулку по чудесным уголкам рукотворной природы.

Русская живопись всегда была богата на произведения, посвящённые садам и паркам. Сады на иконах и фресках символизировали райский сад, а в светской живописи они стали олицетворением красоты и гармонии.

-2

Один из самых известных садов в русской живописи — "Вертоград заключённый" Никиты Павловца, написанный в XVII веке. На иконе изображена Дева Мария в образе сада, окружённого клумбами с геометрически правильными посадками. Этот сад стал символом чистоты и непорочности. Эта икона сегодня хранится в Третьяковской галерее.

Сады на иконах и фресках показывали зоителю райский сад, а в светской живописи они стали олицетворением красоты и гармонии.

Джон Шарман. В конце веранды.
Джон Шарман. В конце веранды.

В эпоху Российской империи сады стали неотъемлемой частью жизни аристократии. Андрей Тимофеевич Болотов, основатель пейзажного парка в Богородицке, стал пророком садоводства в России. Его парк стал образцом для подражания и вдохновил многих художников на создание произведений, посвящённых садам.

Павел Болотов. "Сцена, представляющаяся зрению приближающемуся к ротунде с восточной стороны в Богородицком саде". Лист из альбома "Виды имения Бобринских Богородицк".  Государственный исторический музей
Павел Болотов. "Сцена, представляющаяся зрению приближающемуся к ротунде с восточной стороны в Богородицком саде". Лист из альбома "Виды имения Бобринских Богородицк". Государственный исторический музей

В ампирных садах, возникших в период правления Петра Третьего и Екатерины Второй, появились роскошные парки и цветники, наполненные экзотическими растениями. Картины с изображением этих садов создавались крепостными живописцами и до сих пор украшают музеи.

Парк. Неизвестный художник.
Парк. Неизвестный художник.

Зимние сады, появившиеся при Екатерине Великой, стали символом роскоши и богатства. Эдуард Гау запечатлел один из таких садов в Эрмитаже, наполненный цветами и миртовыми деревьями.

Эдуард Гау. "Интерьеры Малого Эрмитажа. Зимний сад". 1865.
Эдуард Гау. "Интерьеры Малого Эрмитажа. Зимний сад". 1865.
Сергей Виноградов. «Усадьба».
Сергей Виноградов. «Усадьба».
"Дача в саду", В.К. Бялыницкий-Бируля. Костромской музей-заповедник.
"Дача в саду", В.К. Бялыницкий-Бируля. Костромской музей-заповедник.

Подмосковные усадьбы также оставили свой след в русской живописи. Усадьба Абрамцево, принадлежавшая меценату Савве Мамонтову, стала пристанищем для многих художников второй половины XIX века.

Илья Репин "Абрамцево", 1880 год
Илья Репин "Абрамцево", 1880 год

Здесь работали Врубель, Левитан, Нестеров, Поленов, Репин и Серов. Их произведения отражают красоту и гармонию абрамцевского сада.

"Демьяново. Дача, где я жил", А.М. Васнецов, 1903-1917. Третьяковская галерея, Москва.
"Демьяново. Дача, где я жил", А.М. Васнецов, 1903-1917. Третьяковская галерея, Москва.

Не только русская живопись богата на произведения, посвящённые садам и паркам. 

Сады часто появлялись в религиозной живописи как воплощение райского сада. Ян Брейгель Младший представил на этой картине рай как прекрасный сад, украшенный растениями в горшках и с фонтаном, виднеющимся на заднем плане. Прсмотрите, какая детализация! Горшки, цветы, листья и фрукты, демонстрирует потрясающие возможности художника.

Ян Брейгель II (1601-1678) и Хендрик ван Бален (1575-1632). "Мадонна с младенцем, сидящая в саду с херувимами, птицами и животными". 1626-1927 годы.
Ян Брейгель II (1601-1678) и Хендрик ван Бален (1575-1632). "Мадонна с младенцем, сидящая в саду с херувимами, птицами и животными". 1626-1927 годы.

Особенно красивы сады у французских импрессионистов. И, конечно, идея созерцания красотой очень близка Востоку. Вот почему так много мы видим в этих картинах женщины кимоно.

Коджима Тораджиро. Утренняя слава.
Коджима Тораджиро. Утренняя слава.
Фредерик Карл Фризеке, "Женщина в кимоно", около 1913
Фредерик Карл Фризеке, "Женщина в кимоно", около 1913

Это сады, наполненые ирисами, сиренью, тюльпанами. Здесь растут различные сорта роз, которые цветут всё лето, наполняя воздух своим ароматом. Рядом с розарием часто находится беседка, где можно укрыться от солнца в жаркий день или провести романтический ужин.

Пьер Огюст Ренуар «Женщина с зонтиком в саду», 1875
Пьер Огюст Ренуар «Женщина с зонтиком в саду», 1875

Посмотрите, как Ренуар блестяще воспроизвел летний сад - широкими мазками художник создает розовые, желтые, красные и зеленые цветовые пятна. Невероятное ощущение солнца и лета. Кажется мы даже слышим ароматы этого сада и чувствуем ароматы. Этот дикий, имперссивный, наполненный светом, движением и текстурой пейзаж производит огромное впечатление.

Конечно, самый известный сад в живописи - сад в Живерни Клода Моне.

Дорожка через сад в Живерни. Клод Моне. 1902, 89×92 см
Дорожка через сад в Живерни. Клод Моне. 1902, 89×92 см

Клод Моне очень любил городок Живереи. Он мечтал о доме с красивым садом. Когда он стал знаменит, у него появились деньги.

Живерни весной. 1900 г
Живерни весной. 1900 г

Он купил здесь дом и решил расширить сад. Художник добился от властей Живерни разрешения приобрести прилегающий болотистый участок под пруд, а также отвести для него канал от местного ручья.

Японский мостик (Пруд с водяными лилиями, симфония в розовом). Клод Моне. 1900, 89.5×100.5 см
Японский мостик (Пруд с водяными лилиями, симфония в розовом). Клод Моне. 1900, 89.5×100.5 см

Всё это сопровождалось громкими скандалами с муниципалитетом и местными жителями, но он в конце концов победил. С тех пор это место - одно из самых посещаемых у туристов в этом городе.

Сад художника в Живерни Клода Моне
Сад художника в Живерни Клода Моне
"Сад художника в Эраньи" кисти Камиля Писсарро
"Сад художника в Эраньи" кисти Камиля Писсарро

Мы легко представляем себе идеальный сад... Залитый солнечным светом сад утопает во всевозможных оттенках зелёного, являя приятный глазу контраст с бело-голубыми небесами. На этих картинах яркие цветы играют роль аккуратных тональных акцентов, упорядочивающих ритм композиции и довершающих работу над её оптимистичным, приподнятым настроением. Весна!

Эббот Фуллер Грейвз. Сад у Фиристерра.
Эббот Фуллер Грейвз. Сад у Фиристерра.

Посмотрите, как красивы цветущие сады у Ван Гога:

Фруктовый сад в цвету (сливы). Апрель 1888 года. Холст, масло.
Фруктовый сад в цвету (сливы). Апрель 1888 года. Холст, масло.

Эти цветущие деревья были особенными для Ван Гога. Он часто из писал. Они представляли пробуждение и надежду. Арльский период 1888 года стал самым плодотворным периодом творческой жизни художника. Произведения этого времени полны ярких красок, оптимизма и искреннего восхищения прекрасной природой юга. Сегодня мы, как и художник в то время наслаждаемся ими эстетически и вилим огромную радость в этой живописи цветущих деревьев...

Фруктовый сад в цвету. Апрель 1888 года . Холст, масло.
Фруктовый сад в цвету. Апрель 1888 года . Холст, масло.
Фруктовый сад в цвету в обрамлении кипарисов. Апрель 1888 года. Холст, масло.
Фруктовый сад в цвету в обрамлении кипарисов. Апрель 1888 года. Холст, масло.
Эдуард Вуйяр. Сад в Вокрессоне.
Эдуард Вуйяр. Сад в Вокрессоне.

Вечером, когда солнце начинает садиться, сад превращается в сказочное место. Освещение создаёт волшебную атмосферу, а звёзды на небе добавляют романтики. В это время суток особенно приятно прогуляться по саду, наслаждаясь его красотой.

Джон Сингер Сарджент. Гвоздика, лилия, лилия, роза. (Китайские фонарики).
Джон Сингер Сарджент. Гвоздика, лилия, лилия, роза. (Китайские фонарики).
Хьюго Шарлемонт. Цветущие мальвы в саду.
Хьюго Шарлемонт. Цветущие мальвы в саду.
Сцена в саду. Уинстон Черчиль. 1920е годы.
Сцена в саду. Уинстон Черчиль. 1920е годы.

Да, дорогие читатели, эту картину написал Уинстон Черчиль. Ошеломленный ужасами Первой Мировой войны и особенно поражением в битве за Галлиполи, Уинстон Черчилль обратился к рисованию. "Это пришло ко мне как спасение в самое трудное время" — так написал он в своей книге.

Ричард С. Джонсон. Прогулка по саду.
Ричард С. Джонсон. Прогулка по саду.
Эрнст Эйтнер. Весна. Художник и его семья.
Эрнст Эйтнер. Весна. Художник и его семья.

Вот такие сегодня перед нами предстали сады. Для кого-то сад - это место встречи, для кого-то — источник вдохновения, для кого-то — одно из лучших проявлений природы и таланта садовода. Надеюсь, дорогие читатели, вы получили удовольствие от этой прогулки. До новых встреч, Ваш Алекс.

А пока посмотрите эти интересные статьи. Наслаждайтесь!