Найти тему
Географ и глобус

На стыке трех границ. Как выглядит самая южная точка Дальнего Востока

Оглавление

«На траву легла роса густая, полегли туманы широки. В эту ночь решила самураи перейти границу у реки». Строки из знаменитой песни «Три танкиста» и сейчас можно услышать во время празднования Дня пограничника. Да и фильм «Трактористы», в котором она впервые прозвучала, известен многим. Но вот не все знают, что это за река такая, которую пересекли в тумане самураи. Некоторые полагают, что Амур (коль уж речь идет о Дальнем Востоке), но нет.

Река эта носит название Туманная, и она обозначает самый короткий сухопутный участок российской границы (17 км). Одновременно на ней находится стык рубежей Китая, России и Северной Кореи. Еще это самая южная точка Приморского края (она всего на один градус не дотянула, чтобы стать самой южной точкой России) и именно то место, где в августе 1938 года шли бои на озере Хасан, и коварным самураям противостоял «броневой ударный батальон».

Три страны с одной сопки

Участок трех границ на карте
Участок трех границ на карте

Самый южный населенный пункт Дальнего Востока называется Хасан. Он расположен рядом со знаменитым озером, за которым высится сопка Заозерная. Японцы и Красная Армия в 1938 году несколько раз выбивали друг друга с этой высоты. Наши потери были велики, но части Блюхера справились с задачей и отбросили неприятеля. Теперь Заозерная — режимная территория, и попасть на нее просто так не получится. А жаль, так как с вершины открывается панорамный вид на три государства: Россию, КНДР и Китай.

И даже не зная о стыке трех границ, можно легко догадаться по окрестным пейзажам, что территория используется разными людьми и разными странами. Вот прямо виднеется густая зелень перелеска, к которой ведет аккуратная бетонка. То тут, то там из-за крон деревьев поднимаются остовы малоэтажных домов, изогнули шеи подъемные краны, суетятся строители в одинаковых комбинезонах. Это Китай. На своем маленьком клочке жители страны возводят туристическую инфраструктуру, тянут дороги, строят гостиницы и рестораны.

Вид на Китай с сопки Заозерная/ © barnas.livejournal.com
Вид на Китай с сопки Заозерная/ © barnas.livejournal.com

Легкий поворот головы налево — и перед взором предстают плотные ряды синих крыш и геометрические квадраты аккуратных полей за ними. Это Северная Корея, чьи жители в приграничном районе заняты исключительно сельским хозяйством.

Вид на территорию КНДР с сопки Заозерная/ © barnas.livejournal.com
Вид на территорию КНДР с сопки Заозерная/ © barnas.livejournal.com

Дальше можно сместиться еще левее, а можно просто обернуться. За спиной густая зелень дальневосточной природы, разбавляемая голубыми глазами озер. Сквозь нее не видно ни дорог, ни людей, словно здесь заповедная территория. Лишь около реки Туманной в просветах крон виднеются такие узнаваемые шиферные крыши с кирпичными трубами домов. Это и есть поселок Хасан, встречающий редких туристов вокзалом величественной формы и напряженной приграничной тишиной.

Российский поселок Хасан/ © barnas.livejournal.com
Российский поселок Хасан/ © barnas.livejournal.com

Вокзал для одного

Здание вокзала производит странное впечатление. Огромные хоромы с портиками, высокими окнами и с внушительной надписью «Хасан». Внутри мраморная прохлада, идеальная чистота и совершенно нет людей. Да и откуда им взяться, если станция для пассажирского движения тупиковая и ходит до нее лишь небольшой пригородный поезд из Уссурийска? Ответ на этот вопрос становится понятным, если увидеть дублированные на корейском языке таблички.

Хасанский вокзал
Хасанский вокзал

Образно говоря, хасанский вокзал — это вокзал для одного человека. Его построили в 1989 году после визита первого правителя династии Кимов — Ким Ир Сена. Он предпочитал всюду передвигаться на бронепоезде. И первым объектом Советского Союза была для Кима маленькая хибарка хасанского вокзала. Вот и решили инженеры МПС не ударить в грязь лицом и отгрохали мраморные палаты с расчетом на будущее.

Колючий мост Дружбы

Вообще, железная дорога на годы определила судьбу поселка Хасан. Ведь между СССР и КНДР никогда не было (и сейчас нет) автомобильного и пешеходного сообщения. Единственной связующей нитью служит железнодорожный мост Дружбы через реку Туманную. В советские годы по нему был плотный трафик. В Северную Корею шли продукты, лес, уголь, машины и механизмы. В обратном направлении — рис, яблоки и цемент. Ездили и пассажиры — железнодорожный маршрут от Москвы до Пхеньяна считался одним из самых протяженных в стране и уступал лишь пекинскому.

Мост Дружбы между КНДР и Россией/ © smitsmitty.livejournal.com
Мост Дружбы между КНДР и Россией/ © smitsmitty.livejournal.com

А потом пришли другие времена, товарооборот стал падать, а с наступлением пандемии небольшой ручеек грузов и пассажиров и вовсе пересох. Так и стоял мост Дружбы, опутанный колючкой с двойными воротами, как символ ушедшей эпохи. Он был поделен ровно пополам, и часть с красными фермами на фотографии выше — это корейская сторона. Пограничники рассказывали байку, что в былые времена по мосту нередко сбегали на советскую сторону жители КНДР. Их, разумеется, ловили и передавали на корейскую сторону. А там несчастных встречала автоматная очередь. После этого русские перестали выдавать северокорейских нарушителей границы.

Наверняка, это просто выдумка, ибо с корейской стороны подойти к мосту Дружбы простому человеку невозможно — кругом колючка, посты, вышки, а сейчас и камеры. Однако нарушители есть, и их немало. Только это не перебежчики, а северокорейские рыбаки. Река Туманная (по-корейски она называется Туманган) в восьми километрах от моста впадает в Японское море. Там, конечно, тоже граница, и северокорейцы ее любят нарушать на условных «джонках» в поисках кальмара. Когда их ловят, они всё сваливают на густой туман и отсутствие средств навигации. Нарушителей отправляют обратно на родину, а изъятые плавсредства пограничники бросают на берегу. Поэтому на российской территории рядом с Хасаном образовалось настоящее «кладбище кораблей», состоящие из десятков рыбацких шхун и малых катеров.

Хасанское «кладбище кораблей»/ © smitsmitty.livejournal.com
Хасанское «кладбище кораблей»/ © smitsmitty.livejournal.com

Любопытные китайцы

Вернемся в поселок Хасан. В нем живет всего 500 человек. Много стариков, молодежи практически нет. Раньше, когда с Северной Кореей был стабильный товарооборот, на привокзальной площади Хасана существовал стихийный рынок, где корейцы продавали сигареты, текстиль и фарфор. Тогда поселок пользовался популярностью, и, несмотря на пограничный статус, в него приезжали закупаться жители Владивостока, Уссурийска и Находки. Теперь это все в прошлом, и находясь в Хасане, кажется, что жизнь в нем стоит на паузе — ни людей, ни собак, ни машин. Одни лишь аккуратные домики и цветущие палисадники.

Архитектурная доминанта Хасана находится не в нем самом, а на китайской стороне. Это бывшая пограничная вышка, превращенная в туристическую достопримечательность. На ее верхних этажах размещается смотровая площадка и небольшой ресторанчик «Три границы». Вообще, Китай свой «пограничный клин», волею истории оказавшийся между КНДР и Россией, активно развивает как туристическую зону. И правильно — зачем никого не пускать на запретную территорию, если можно открыть доступ, но за деньги? Вот отсюда и бурное строительство на неширокой полоске, и гостиницы, и современная дорога. И, как следствие, десятки китайцев, рассматривающих в бинокль жизнь в российском Хасане и корейском Тумангане.

Китайская башня «Три границы»/ © https://barnas.livejournal.com/106853.html
Китайская башня «Три границы»/ © https://barnas.livejournal.com/106853.html

Пару слов о природе. Она здесь великолепна. Особую нотку вносят цветущие лотосы на окрестных озерах. Дальневосточники привыкли, что в их регионе лотосовых озер не так много. А на стыке трех границ нежно-розовая красота краснокнижных цветов простирается до горизонта. Глаз не оторвать от этого чудного ковра.

Сопредельная проблема

С туристами в Хасане сложно. Основная проблема — пограничные формальности, которые требуют времени на их оформление. Впрочем, ситуация постепенно стала меняться. Впервые за пять лет по мосту Дружбы проехал пассажирский поезд с российскими туристами. Это было в начале лета 2024 года. А грузы между двумя странами стали ходить еще раньше — после визита нынешнего корейского лидера Ким Чен Ына осенью 2023 года. Вот и пригодился Хасанский вокзал, в мраморных интерьерах которого высокого гостя встречали российские официальные лица.

Ким Чен Ын на хасанском перроне, сентябрь 2023 г./ © Reuters
Ким Чен Ын на хасанском перроне, сентябрь 2023 г./ © Reuters

Теперь поднимается вопрос о строительстве автомобильного моста рядом с железнодорожным. Справедливости ради, стоит отметить, что этому проекту уже больше десяти лет, и дальше декларации о намерениях дело не продвинулось. Есть опасения, что и в этот раз стройка закончится ничем. И причина тут не в средствах и не в воле двух государств, а в недовольстве Китая. Наличие рядом с потенциальным мостом пусть небольшого, но участка их территории обязует согласовывать проект с властями Поднебесной. А они и на железнодорожный мост в свое время ополчились (мол, мешает рыболовству и судоходству), что уж говорить про автомобильный.

Граница на мосту Дружбы
Граница на мосту Дружбы

Но если подкинуть китайцам «пряник» — возможность их туристам безвизово посещать Хасанский район — то вопрос с мостом, возможно, решится благоприятно. Об этом в открытую говорят на той стороне. Вот только надо ли это делать России, превращая лотосовые озера Хасана в лесопарковую зону с беспорядочными тропинками и галдящими на них туристами?

Некоторые россияне не понимают, зачем нужен обмен туристами с КНДР. На что смотреть в Северной Корее кроме как на портреты Кимов, их мавзолей и симпатичных уличных регулировщиц? А вот на что 👇:

Кымгансан — золотой курорт в Алмазных горах