На этот материал материал меня вдохновил комментатор. Запрос был на разъяснение альтернативных разделяющей дисциплине принципов воспитания ребёнка. Я решилась написать, но с одной ремаркой — всё нижесказанное точно относится к дошкольникам, на других возрастах не проверяла.
Соблюдаю личные границы
Я верю в английскую пословицу: не воспитывайте детей, дети все равно будут похожи на вас: воспитывайте себя. Моя вера обоснована природой. Человек развивается с помощью зеркальных нейронов. Ребёнок начинает улыбаться и гримасничать, отвечая родителям.
При чем же тут личные границы?! — подумаете вы. Всё просто. Если я их соблюдаю с ребенком и являюсь для него примером, то и он начнет соблюдать свои.
А личные границы — это возможность отстаивать свои интересы, умение заботиться о себе и любить себя. За этим здоровье.
Утешаю в своих объятьях
Как бы мне не было сложно я стараюсь быть рядом утешителем. Упала и болит. Упала и испугалась. Нарвалась на грубость от другого дошкольника. Нарвалась на мою грубость. Всё это случаи, когда ей важно, чтобы я была рядом.
Фразы из серии: «побольше поплачешь, поменьше пописаешь», «соберись тряпка», «что ты нюни распустила» — звучат обидно даже для взрослого. А для детей — это путь к отрицанию своих слез и черствости.
Момент утешения в руках опекуна — психологическая опора. Сейчас это обозначает для него, что он важен и нужен. В самостоятельной жизни это станет стержнем самоценности. Рядом со мной точно растет тот, кого никогда не сломить. Потому что я, как мать, её не ломаю.
Знаю, что многие в западном обществе считают, что любовь детям следует давать только за хорошее поведение. Это положительное подкрепление. Условная любовь. Я этот принцип намеренно не использую. Хотя как автоматизм проскальзывает.
Завладеваю вниманием
Звучит не по-русски. Термин русскоязычной школы Ньюфелда. Обозначает привлечение внимания малыша со стороны значимого (и не только) взрослого. По сути, сначала я вхожу с ней в контакт, а уже потом говорю просьбу.
Ты смотришь мульт про котов. Приколько, вот та розовая кошечка мне нравится. А тебе? А знаешь, я уже приготовила обед, пойдем есть.
Важно быть в контакте с сыном или дочерью не только, когда нужно о чем-то попросить. Чаще улыбаться, встречаться взглядом, говорить о любви — и все это делать просто так. Это и называется завладевать сердцем.
Принимаю эмоции
Когда дочка плачет, потому что физически больно, психологически обидно, эмоционально сложно, я рядом.
А ещё когда она орет в общественном месте, я не затыкаю ей рот. Могу взять на руки и вынести на улицу, чтобы там она поплакала в безопасности.
Когда у неё истерики от перевозбуждений, которые я пропустила, это тяжело, но я рядом. Говорю, что люблю её. А она после этих слов расходится ещё больше. Я молчу и жду, когда эмоции пройдут. И она скажет: «Мама, обнимашку».
Ей почти 4 года, и после истерик я точно знаю, что её сердце наполняется спокойствием, потому что я не ушла без неё. Хотя и такое тоже, конечно, бывает. Не сам уход, а манипуляция тем, что я уйду без неё.
Режиссирую поведение
Объясняю ей, как себя вести, чтобы не ранить окружающих. Писала уже немного об этом. Прошу употреблять волшебные слова при просьбах. А ещё учу просить. На мой взгляд, это ценный навык.
Младенцы привыкают, что их потребности удовлетворяются без слов. Но я помню, как моя мама часто упрекала меня: «а ты что сама не видишь, что нужна твоя помощь?». А сейчас я понимаю, что не всем людям нужна помощь. Многие хотят справляться с трудными ситуациями самостоятельно. А кому-то просто важно высказаться не для призыва к действию, а чтобы внутри легче стало.
Поэтому я объясняю, что недостаточно сказать, что она потеряла игрушку. Если хочет, чтобы ей помогли что-то найти, нужно выразить просьбу.
Автоматизмы
Пока с ними. Из самых популярных и не очень во мне присутствуют: метод последствий, манипуляция уходом и крик.
Хотя психологи считают, что крик — это эмоциональная реакция, и она лучше, чем игнорирование и молчание. Я, конечно, успокаиваю себя этим, но все равно трепетно.