В Третьяковке в Инженерном корпусе проходит выставка коллекции московского врача Арама Яковлевича Абрамяна (1898-1990).Приурочена она к 125-летию со дня его рождения. Наиболее значительная часть собрания была подарена коллекционером Еревану, где в 1984 году открылся новый музей, получивший двойное название - Музей русского искусства (Коллекция профессора А.Я. Абрамяна). За врачом-коллекционером закрепилась слава «армянского Третьякова». Вплоть до смерти в 1990 году Абрамян продолжал собирательскую деятельность и пополнял фонды Музея русского искусства, принимая активное участие в его жизни. Сегодня это один из интереснейших зарубежных музеев, знакомящий публику с наследием русской культуры - произведениями живописи, графики, скульптуры.
Всемирно известный хирург, один из создателей советской школы урологии, профессор А.Я. Абрамян ощущал себя носителем двух великих культур - армянской и русской. Сделав карьеру на медицинском поприще, Абрамян, с молодости интересовавшийся искусством, стал коллекционировать произведения художников Серебряного века и авангарда.
Он был одним из первопроходцев в освоении этого пласта культуры, еще не оцененного по достоинству его современниками.
Собирательство для врача было не случайной прихотью, а последовательным, систематическим процессом. По своему составу собрание Абрамяна отражает историю отечественного искусства, начиная с поздних произведений передвижников и мастеров круга «Мира искусства», «Голубой розы», «Бубнового валета».
Представителями Мира искусства были Александр Бенуа, Зинаида Серебрякова,Евгений Лансере ( брат Серебряковой),Николай Сапунов ( младший мирискусник, но также был и в Голубой розе),Константин Сомов,Борис Григорьев и некоторые другие художники.
Александр Бенуа ( как и многие мирискусники) любил тему 18-ого века. Поэтому, наверное, его так влекли уголки Версаля, который был в те прошедшие эпохи официальной резиденцией французских королей.
В начале XIX века по распоряжению Наполеона в Версале был устроен филиал Дома инвалидов. Изображенная сцена отсылает к этому периоду бывшей императорской резиденции. Вдали виден фонтан Латоны.
Я стояла долго перед этим портретом. Глаза вроде бы смотрят на зрителя, но взгляд неуловим. Она еще не обрезала волосы, юна и полна надежд. Судьба не пожалеет художницу- умрет муж, на руках останутся четверо малолетних детей и мать.В голодные годы в поисках заработка она уедет в Париж, а назад вернутся не дадут советские власти.
Евгений Лансере брат Зинаиды Серебряковой.Они родились в семье скульптора Евгения Лансере.А по матери связаны с семьей Бенуа.Про детей Бенуа-Лансере говорили, что они рождались с карандашом во рту.Все талантливы .
Константин Сомов представлен на выставке небольшим пейзажем:
Здесь мне особенно понравилось, как освещена изумрудная трава солнечными дорожками.
Борис Григорьев менее известен , чем Бенуа, Серебрякова,Сомов. Посмотрите на его работу Зоосад в Париже:
На мой взгляд, от Мир искусников здесь только обилие голубого цвета. Но зато это полотно очень информативно - наряды публики, обилие животных.
В этом же ряду картин в зале находится и работа Константина Богаевского.
Этот художник стремился объединить итальянские традиции Возрождения и символизм 20-ого века.Я еще и лучизм здесь вижу Михаила Ларионова.
"Голубая роза" объединила символистов. К ним можно отнести Сергея Судейкина ( смотрите выше его Петрушку), Николая Сапунова и Павла Кузнецова.
И Судейкин и Сапунов были в первую очередь театральными художниками.Это чувствуется - в их работах присутствует либо декоративность либо эскизность, как на работе Чаепитие.
Александр Головин тоже скорее декоратор, но это не мешало ему писать великолепные картины:
Вид сверху на залитый солнцем сад впечатляет. Дробность круглой листвы противопоставлена линейности ограждения и длинным теням.
Павел кузнецов из Голубой розы. Преобладает конечно же голубой цвет и все в дымке:
И вот сразу на контрасте жаркая картина Оганеса Татевосяна.Период тот же, но ни какой голубой розе и речи нет.Южная страна диктует свои краски:
Примерно в этот же период работал Борис Кустодиев.На выставке его прекрасная картина Пасхальный день:
Художник Николай Тархов не так на слуху, но его работа мне очень понравилась:
Объединение "Бубновый валет" это в первую очередь Наталья Гончарова и Михаил Ларионов. Но последнего я не нашла на выставке ни одной работы.А вот картина его спутницы и подруги жизни Гончаровой ( она , кстати, родственница жены А.С.Пушкина) меня привлекла еще издалека.
Наталья Гончарова поистине многогранная художница. Я была лет десять назад на ее выставке и , переходя из зала в зал, словно путешествовала по разным стилям. Работа "Пруд" из коллекции Абрамяна восхитила меня практически тактильными ощущениями: такое впечатление, что все это вышито шелком по бархату. Я подошла поближе , чтобы прочитать этикетку- нет, конечно холст и масло.
Коллегой Гончаровой и Ларионова по Бубновому валету был и Аристарх Лентулов. В коллекции Абрамяна есть несколько работ этого художника.
Этот пейзаж написан практически одними прямыми линиями и росчерками. Было такое направление в живописи, его придумал Михаил Ларионов- лучизм. Мне кажется, здесь Лентулов работал в этой технике. Но присмотритесь, как выстреливающие вверх стволы деревьев неожиданно "стекают", соприкоснувшись с небом.
В этой же технике лучизма работа Дети в саду.
Только взгляд художника мог увидеть разноцветные бревна сарая.Как пачка цветных карандашей . Но взгляд притягивает не сарай, а плотная застройка марширующих вверх домиков и большое красное задние на вершине холма, похожее на храм.
Не правда ли, что последние две работы чем то похожи? Стиль художника хорошо читается.
На выставке представлены две работы Константина Коровина, русского импрессиониста .Натюрморт из Гурзуфа я разместила в начале статьи, и женский портрет ниже :
Работы, выполненные в технике импрессионизма лучше смотреть издалека, но и вблизи тоже здорово.Здесь видно, что художник работает не с дневным светом, как писали Монэ,Ренуар и другие импрессионисты, а с каким-то источником искусственного освещения- керосиновая лампа скорее всего. Так делали Рембрандт , Караваджо в 17 веке.Коровин объединяет два метода , или интерпретирует великих живописцев на современный лад.Удивительная работа!
Друг Коровина Валентин Серов также представлен в коллекции .Это небольшой натюрморт.
Знаете, чем удивительна эта работа? Правдивостью. Мы все знаем, что сирень не стоит в вазах, она не пригодна для среза, быстро вянет.Что мы и наблюдаем. Здесь самое красивое -это сама ваза , выполненная в виде кружки или кувшина.А сирень так себе. Вот Петр Кончаловский написал сирень в вазе такой, как она выглядит максимально красиво, наверное пока писал несколько раз менял букет. Серов же всегда честен, это у него и в портретах. Некоторые портретируемые даже отказывались забирать готовые работы .
Кстати, раз уж речь зашла о Кончаловском, дедушке наших современников Никиты Михалкова и Андрона Кончаловского.На выставке он тоже есть:
Фруктовый сад у Петра Кончаловского похож на райский.Ветки ломятся от плодов, под деревьями так и кажется что лежат в теньке Адам и Ева. Солнечно и тепло, за деревьями чистое голубое небо.
Из еще известных художников Абрамяну удалось обрести шедевры Н.А. Удальцовой, К.С. Петрова-Водкина, Р.Р. Фалька.
У Надежды Удальцовой по-женски обтекаемые формы у всех предметов- от домов до деревьев , никакого лучизма.
Манера Петрова-Водкина всегда узнаваема, особенно на портретах:
Какая особенность портретов К.Петрова-Водкина? Человек всегда крупным планом на условном фоне.Напоминает портреты эпохи Возрождения. В 15-16 веках вера в человека подчеркивалась размерами его изображения.Здесь изображена жена художника.Мария Фёдоровна Петрова-Водкина (урожд, Мария Жозефина Йованович; 1886-1960), жена художника, автор воспоминаний о нем.
И еще на выставке представлен небольшой, но очаровательный этюд этого же художника:
Роберт Фальк одна работа, очень лиричный пейзаж:
Крохотная фигурка ребенка выделена красным цветом, иначе бы он затерялся среди огромных деревьев.Фальк любил красный цвет, вспомните хотя бы его знаменитую Красную мебель.Только там красный как главный герой, а здесь он небольшой акцент.
Для меня стали открытием работы менее известные , с такой любовью собранные Абрамяном , как его называли еще русским Третьяковым.
Ниже покажу целый ряд таких художников.Имя художника и название в описании к картине. Если есть несколько картин одного мастера, я сделала галерею, листайте.
Позже коллекционер обратил внимание на мастеров следующего поколения из таких художественных объединений , как Общество станковистов (А.Г.Тышлер, А.А.Лабас), "Маковец" ( Н.В.Синезубов и др).
Давайте и мы на них посмотрим:
Но только внимательно смотрим. Какая приятная супружеская пара-стрелочник с женой.Они должно быть ждут поезд. А поезд уже на подходе - вот он отражается в верхней части стекла.При приближении стрелочник ударит в висящий на березе колокол.
В 1970-ых годах Арам Яковлевич осознал художественную ценность произведений молодых художников-шестидесятников, что говорит о чутье коллекционера:
Напоследок особо выделить хочу три работы Николя Рериха.
Хотя после выставки Николая Рериха, я больше стала его ценить как философа. Но его пейзажи так чисты, красочны!
И так наполнены любовью к России.
Отдельная тема у Рерих это облака.
Особая ценность выставки то, что эти работы в России не экспонировались, а ведь это собрание представляет собой исключительный пример целостного и ценного наследия русской культуры ( теперь уже за рубежом).