Найти тему

Москва-Ереван-Москва.Музей русского искусства.Коллекция А.Я.Абрамяна.

Артур Фонвизин (1882/1883-1973) Портрет Т.Б. Князевской. 1950-е.Бумага, акварель. Музей русского искусства, Ереван.Татьяна Борисовна Князевская (1920-2007), искусствовед, историк театра, организатор издания научного сборника «Памятники культуры. Новые открытия».
Артур Фонвизин (1882/1883-1973) Портрет Т.Б. Князевской. 1950-е.Бумага, акварель. Музей русского искусства, Ереван.Татьяна Борисовна Князевская (1920-2007), искусствовед, историк театра, организатор издания научного сборника «Памятники культуры. Новые открытия».

В Третьяковке в Инженерном корпусе проходит выставка коллекции московского врача Арама Яковлевича Абрамяна (1898-1990).Приурочена она к 125-летию со дня его рождения. Наиболее значительная часть собрания была подарена коллекционером Еревану, где в 1984 году открылся новый музей, получивший двойное название - Музей русского искусства (Коллекция профессора А.Я. Абрамяна). За врачом-коллекционером закрепилась слава «армянского Третьякова». Вплоть до смерти в 1990 году Абрамян продолжал собирательскую деятельность и пополнял фонды Музея русского искусства, принимая активное участие в его жизни. Сегодня это один из интереснейших зарубежных музеев, знакомящий публику с наследием русской культуры - произведениями живописи, графики, скульптуры.

Дмитрий Налбандян (1906-1993) Портрет А.Я. Абрамяна. 1976 Холст, масло Собрание семьи А.Я. Абрамяна
Дмитрий Налбандян (1906-1993) Портрет А.Я. Абрамяна. 1976 Холст, масло Собрание семьи А.Я. Абрамяна

Всемирно известный хирург, один из создателей советской школы урологии, профессор А.Я. Абрамян ощущал себя носителем двух великих культур - армянской и русской. Сделав карьеру на медицинском поприще, Абрамян, с молодости интересовавшийся искусством, стал коллекционировать произведения художников Серебряного века и авангарда.

Константин Коровин (1861-1939) Натюрморт. 1916 Холст, масло Музей русского искусства, Ереван
Работа написана в в гурзуфе,где находилась дача художника.
Константин Коровин (1861-1939) Натюрморт. 1916 Холст, масло Музей русского искусства, Ереван Работа написана в в гурзуфе,где находилась дача художника.

Он был одним из первопроходцев в освоении этого пласта культуры, еще не оцененного по достоинству его современниками.

Сергей Судейкин (1882-1946) Петрушка. 1915 Бумага, акварель, белила, темпера, масло Музей русского искусства, Ереван.Sergey Sudeikin (1882-1946) Petrushka. 1915
Watercolour, white pigment, tempera and oil on paper Museum of Russian Art, Yerevan
Сергей Судейкин (1882-1946) Петрушка. 1915 Бумага, акварель, белила, темпера, масло Музей русского искусства, Ереван.Sergey Sudeikin (1882-1946) Petrushka. 1915 Watercolour, white pigment, tempera and oil on paper Museum of Russian Art, Yerevan

Собирательство для врача было не случайной прихотью, а последовательным, систематическим процессом. По своему составу собрание Абрамяна отражает историю отечественного искусства, начиная с поздних произведений передвижников и мастеров круга «Мира искусства», «Голубой розы», «Бубнового валета».

Представителями Мира искусства были Александр Бенуа, Зинаида Серебрякова,Евгений Лансере ( брат Серебряковой),Николай Сапунов ( младший мирискусник, но также был и в Голубой розе),Константин Сомов,Борис Григорьев и некоторые другие художники.

Александр Бенуа (1870-1960) Версаль. Бассейн. 1906 Бумага, темпера, графитный карандаш. Музей русского искусства, Ереван.Изображен фонтан Флоры в Версале.
Alexander Benois (1870-1960) Versailles. Pond. 1906 Tempera and graphite pencil on paper Museum of Russian Art, Yerevan Flora fountain in Versailles is depicted.
Александр Бенуа (1870-1960) Версаль. Бассейн. 1906 Бумага, темпера, графитный карандаш. Музей русского искусства, Ереван.Изображен фонтан Флоры в Версале. Alexander Benois (1870-1960) Versailles. Pond. 1906 Tempera and graphite pencil on paper Museum of Russian Art, Yerevan Flora fountain in Versailles is depicted.

Александр Бенуа ( как и многие мирискусники) любил тему 18-ого века. Поэтому, наверное, его так влекли уголки Версаля, который был в те прошедшие эпохи официальной резиденцией французских королей.

Александр Бенуа (1870-1960) Версаль. 1921 Бумага, гуашь Собрание семьи А.Я. Абрамяна.Alexander Benois (1870-1960) Versailles. 1921 Gouache on paper Collection of Aram Abrahamyan family In early 19"h century Napoleon ordered to establish the branch of the House of Invalids in Versailles. The depicted scene refers to this period of the former Emperor's residence, Latony fountain is in the background.
Александр Бенуа (1870-1960) Версаль. 1921 Бумага, гуашь Собрание семьи А.Я. Абрамяна.Alexander Benois (1870-1960) Versailles. 1921 Gouache on paper Collection of Aram Abrahamyan family In early 19"h century Napoleon ordered to establish the branch of the House of Invalids in Versailles. The depicted scene refers to this period of the former Emperor's residence, Latony fountain is in the background.

В начале XIX века по распоряжению Наполеона в Версале был устроен филиал Дома инвалидов. Изображенная сцена отсылает к этому периоду бывшей императорской резиденции. Вдали виден фонтан Латоны.

Зинаида Серебрякова (1884-1967) Автопортрет. [Не ранее 1916] Бумага, темпера Музей русского искусства, Ереван.Zinaida Serebryakova (1884-1967) Self-Portrait.[Not earlier than 1916]
Tempera on paper Museum of Russian Art, Yerevan
Зинаида Серебрякова (1884-1967) Автопортрет. [Не ранее 1916] Бумага, темпера Музей русского искусства, Ереван.Zinaida Serebryakova (1884-1967) Self-Portrait.[Not earlier than 1916] Tempera on paper Museum of Russian Art, Yerevan

Я стояла долго перед этим портретом. Глаза вроде бы смотрят на зрителя, но взгляд неуловим. Она еще не обрезала волосы, юна и полна надежд. Судьба не пожалеет художницу- умрет муж, на руках останутся четверо малолетних детей и мать.В голодные годы в поисках заработка она уедет в Париж, а назад вернутся не дадут советские власти.

Евгений Лансере (1875-1946) Кер-Оглы. 1928 Бумага, темпера Музей русского искусства, Ереван
Пейзаж создан на даче в Кикетах (близ Тифлиса). Изображены окрестности - гора Азеула с остатками древней Каджорской крепости (другие названия - крепость Агарани, Кер-Оглы).
Eugene Lanceray (1875-1946) Ker-Ogly. 1928.Tempera on paper Museum of Russian Art, Yerevan
The landscape was created in the summer cottage in Kikety (dose to Tbilisi). It depicts the surroundings - Azeula mountain with the ruins of ancient Kadzhor fortress (aka - Agarani fortress, Ker-Ogly).
Евгений Лансере (1875-1946) Кер-Оглы. 1928 Бумага, темпера Музей русского искусства, Ереван Пейзаж создан на даче в Кикетах (близ Тифлиса). Изображены окрестности - гора Азеула с остатками древней Каджорской крепости (другие названия - крепость Агарани, Кер-Оглы). Eugene Lanceray (1875-1946) Ker-Ogly. 1928.Tempera on paper Museum of Russian Art, Yerevan The landscape was created in the summer cottage in Kikety (dose to Tbilisi). It depicts the surroundings - Azeula mountain with the ruins of ancient Kadzhor fortress (aka - Agarani fortress, Ker-Ogly).

Евгений Лансере брат Зинаиды Серебряковой.Они родились в семье скульптора Евгения Лансере.А по матери связаны с семьей Бенуа.Про детей Бенуа-Лансере говорили, что они рождались с карандашом во рту.Все талантливы .

Константин Сомов представлен на выставке небольшим пейзажем:

Константин Сомов (1869-1939) Пейзаж с беседкой. 1897 Картон, гуашь, пастель Собрание семьи А.Я. Абрамяна
Konstantin Somov (1869-1939) Landscape with Pavilion. 1897
Gouache and pastel on cardboard Collection of Aram Abrahamyan family
Константин Сомов (1869-1939) Пейзаж с беседкой. 1897 Картон, гуашь, пастель Собрание семьи А.Я. Абрамяна Konstantin Somov (1869-1939) Landscape with Pavilion. 1897 Gouache and pastel on cardboard Collection of Aram Abrahamyan family

Здесь мне особенно понравилось, как освещена изумрудная трава солнечными дорожками.

Борис Григорьев менее известен , чем Бенуа, Серебрякова,Сомов. Посмотрите на его работу Зоосад в Париже:

Борис Григорьев (1886-1939) Зоопарк. 1917 Холст, масло Музей русского искусства, Ереван
В 1918 году работа экспонировалась на выставке «Мир искусства» в Петрограде под названием «Зоологический сад. Париж».Boris Grigoryev (1886-1939) Zoo. 1917 Oil on canvas Museum of Russian Art, Yerevan In 1918, this piece was exhibited at the "Mir Iskusstva (World of Art)" in Petrograd with the title "Zoological garden. Paris".
Борис Григорьев (1886-1939) Зоопарк. 1917 Холст, масло Музей русского искусства, Ереван В 1918 году работа экспонировалась на выставке «Мир искусства» в Петрограде под названием «Зоологический сад. Париж».Boris Grigoryev (1886-1939) Zoo. 1917 Oil on canvas Museum of Russian Art, Yerevan In 1918, this piece was exhibited at the "Mir Iskusstva (World of Art)" in Petrograd with the title "Zoological garden. Paris".

На мой взгляд, от Мир искусников здесь только обилие голубого цвета. Но зато это полотно очень информативно - наряды публики, обилие животных.

В этом же ряду картин в зале находится и работа Константина Богаевского.

Константин Богаевский (1872-1943) Крымский пейзаж. 1924 Бумага, акварель Музей русского искусства, Ереван.Konstantin Bogayevsky (1872-1943) Crimean Landscape. 1924 Watercolour on paper Museum of Russian Art, Yerevan
Константин Богаевский (1872-1943) Крымский пейзаж. 1924 Бумага, акварель Музей русского искусства, Ереван.Konstantin Bogayevsky (1872-1943) Crimean Landscape. 1924 Watercolour on paper Museum of Russian Art, Yerevan

Этот художник стремился объединить итальянские традиции Возрождения и символизм 20-ого века.Я еще и лучизм здесь вижу Михаила Ларионова.

"Голубая роза" объединила символистов. К ним можно отнести Сергея Судейкина ( смотрите выше его Петрушку), Николая Сапунова и Павла Кузнецова.

Николай Сапунов (1880-1912) Чаепитие. [1911-1912] Картон, темпера.Музей русского искусства, Ереван Nikolay Sapunov (1880-1912) Tea-Party. [1911-1912] Tempera on cardboard Museum of Russian Art, Yerevan
Николай Сапунов (1880-1912) Чаепитие. [1911-1912] Картон, темпера.Музей русского искусства, Ереван Nikolay Sapunov (1880-1912) Tea-Party. [1911-1912] Tempera on cardboard Museum of Russian Art, Yerevan

И Судейкин и Сапунов были в первую очередь театральными художниками.Это чувствуется - в их работах присутствует либо декоративность либо эскизность, как на работе Чаепитие.

Александр Головин тоже скорее декоратор, но это не мешало ему писать великолепные картины:

Александр Головин (1863-1930) В саду (Вид с террасы). 1910-е
Бумага, темпера.Собрание семьи А.Я. Абрамяна.Alexander Golovin (1863-1930)
In the Garden (View from the Terrace). The 1910s.Tempera on paper Collection of Aram Abrahamyan family
Александр Головин (1863-1930) В саду (Вид с террасы). 1910-е Бумага, темпера.Собрание семьи А.Я. Абрамяна.Alexander Golovin (1863-1930) In the Garden (View from the Terrace). The 1910s.Tempera on paper Collection of Aram Abrahamyan family

Вид сверху на залитый солнцем сад впечатляет. Дробность круглой листвы противопоставлена линейности ограждения и длинным теням.

Павел кузнецов из Голубой розы. Преобладает конечно же голубой цвет и все в дымке:

Павел Кузнецов (1878-1968) Птичий базар. 1920-е Холст, масло
Музей русского искусства, Ереван Работа является авторским повторением картины «Продавец
птиц» (1912, Государственный Русский музей)..Pavel Kuznetsov (1878-1968) Bird Market. The 1920s
Oil on canvas.Museum of Russian Art, Yerevan The work is an author's reproduction of the painting "The Seller" (1912, State Russian Museum, St Petersburg),
Павел Кузнецов (1878-1968) Птичий базар. 1920-е Холст, масло Музей русского искусства, Ереван Работа является авторским повторением картины «Продавец птиц» (1912, Государственный Русский музей)..Pavel Kuznetsov (1878-1968) Bird Market. The 1920s Oil on canvas.Museum of Russian Art, Yerevan The work is an author's reproduction of the painting "The Seller" (1912, State Russian Museum, St Petersburg),

И вот сразу на контрасте жаркая картина Оганеса Татевосяна.Период тот же, но ни какой голубой розе и речи нет.Южная страна диктует свои краски:

Оганес Татевосян (1889-1974) Знойный вечер. 1915 Холст, масло Собрание семьи А.Я. Абрамяна
Картина написана в Самарканде..Oganes Tatevosyan (1889-1974) Hot Evening. 1915
Oil on canvas.Collection of Aram Abrahamyan family The painting was made in the city of Samarkand
Оганес Татевосян (1889-1974) Знойный вечер. 1915 Холст, масло Собрание семьи А.Я. Абрамяна Картина написана в Самарканде..Oganes Tatevosyan (1889-1974) Hot Evening. 1915 Oil on canvas.Collection of Aram Abrahamyan family The painting was made in the city of Samarkand

Примерно в этот же период работал Борис Кустодиев.На выставке его прекрасная картина Пасхальный день:

Борис Кустодиев (1878-1927) Встреча (Пасхальный день). 1917 Холст, масло
Собрание семьи А.Я. Абрамяна.Boris Kustodiev (1878-1927) Meeting (Easter Day). 1917 Oil on canvas
Collection of Aram Abrahamyan family
Борис Кустодиев (1878-1927) Встреча (Пасхальный день). 1917 Холст, масло Собрание семьи А.Я. Абрамяна.Boris Kustodiev (1878-1927) Meeting (Easter Day). 1917 Oil on canvas Collection of Aram Abrahamyan family

Художник Николай Тархов не так на слуху, но его работа мне очень понравилась:

Николай Тархов (1871-1930) Пейзаж (Сена. Лодки у причала). 1900-е
Холст, масло Собрание семьи А.Я. Абрамяна.Nikolay Tarkhov (1871-1930)
Landscape.(The Seine. Boats by the Berth)..The 1900s Oil on canvas
Collection of Aram Abrahamyan family
Николай Тархов (1871-1930) Пейзаж (Сена. Лодки у причала). 1900-е Холст, масло Собрание семьи А.Я. Абрамяна.Nikolay Tarkhov (1871-1930) Landscape.(The Seine. Boats by the Berth)..The 1900s Oil on canvas Collection of Aram Abrahamyan family

Объединение "Бубновый валет" это в первую очередь Наталья Гончарова и Михаил Ларионов. Но последнего я не нашла на выставке ни одной работы.А вот картина его спутницы и подруги жизни Гончаровой ( она , кстати, родственница жены А.С.Пушкина) меня привлекла еще издалека.

Наталия Гончарова (1881-1962) Пруд. 1906 Холст, масло Музей русского искусства, Ереван
Natalia Goncharova (1881-1962) Pond. 1906 Oil on canvas
Museum of Russian Art, Yerevan
Наталия Гончарова (1881-1962) Пруд. 1906 Холст, масло Музей русского искусства, Ереван Natalia Goncharova (1881-1962) Pond. 1906 Oil on canvas Museum of Russian Art, Yerevan

Наталья Гончарова поистине многогранная художница. Я была лет десять назад на ее выставке и , переходя из зала в зал, словно путешествовала по разным стилям. Работа "Пруд" из коллекции Абрамяна восхитила меня практически тактильными ощущениями: такое впечатление, что все это вышито шелком по бархату. Я подошла поближе , чтобы прочитать этикетку- нет, конечно холст и масло.

Коллегой Гончаровой и Ларионова по Бубновому валету был и Аристарх Лентулов. В коллекции Абрамяна есть несколько работ этого художника.

Аристарх Лентулов (1882-1943) Пейзаж с деревьями. 1918 Холст, масло Музей русского искусства, Ереван Aristarkh Lentulov (1882-1943) Landsd pe with Trees. 1918 Oil on canvas
Museum of Russian Art, Yerevan
Аристарх Лентулов (1882-1943) Пейзаж с деревьями. 1918 Холст, масло Музей русского искусства, Ереван Aristarkh Lentulov (1882-1943) Landsd pe with Trees. 1918 Oil on canvas Museum of Russian Art, Yerevan

Этот пейзаж написан практически одними прямыми линиями и росчерками. Было такое направление в живописи, его придумал Михаил Ларионов- лучизм. Мне кажется, здесь Лентулов работал в этой технике. Но присмотритесь, как выстреливающие вверх стволы деревьев неожиданно "стекают", соприкоснувшись с небом.

Аристарх Лентулов (1882-1943) Дети в саду (Две фигуры). 1918 Холст, масло
Музей русского искусства, Ереван.Aristarkh Lentulov (1882-1943) Children in the Garden (Two Figures). 1918 Oil on canvas Museum of Russian Art, Yerevan
Аристарх Лентулов (1882-1943) Дети в саду (Две фигуры). 1918 Холст, масло Музей русского искусства, Ереван.Aristarkh Lentulov (1882-1943) Children in the Garden (Two Figures). 1918 Oil on canvas Museum of Russian Art, Yerevan

В этой же технике лучизма работа Дети в саду.

Аристарх Лентулов (1882-1943) Сарай (Загорск). 1922 Холст, масло Музей русского искусства, Ереван.Работа была подарена А.Я. Абраняну М.А. Лентуловой до 1981 года.
Aristarkh Lentulov (1882-1943) Barn (Zagorsk). 1922.Oil on canvas Museum of Russian Art, Yerevan
The piece was presented to Aram Abrahamyan by Marianna Lentulova before 1981.
Аристарх Лентулов (1882-1943) Сарай (Загорск). 1922 Холст, масло Музей русского искусства, Ереван.Работа была подарена А.Я. Абраняну М.А. Лентуловой до 1981 года. Aristarkh Lentulov (1882-1943) Barn (Zagorsk). 1922.Oil on canvas Museum of Russian Art, Yerevan The piece was presented to Aram Abrahamyan by Marianna Lentulova before 1981.

Только взгляд художника мог увидеть разноцветные бревна сарая.Как пачка цветных карандашей . Но взгляд притягивает не сарай, а плотная застройка марширующих вверх домиков и большое красное задние на вершине холма, похожее на храм.

Аристарх Лентулов (1882-1943) Нижний Новгород. Кремль. 1911 Холст, масло Музей русского искусства, Ереван Работа бла подарена А.Я. Абрамяну М.А. Лентуловой до 1968 года. Aristarkh Lentulov (1882-1943) .Nizhny Novgorod. Kremlin. 1911.Oil on canvas Museum of Russian Art, Yerevan
The piece was presented to Aram Abrahamyan by Marianna Lentulova before 1968.
Аристарх Лентулов (1882-1943) Нижний Новгород. Кремль. 1911 Холст, масло Музей русского искусства, Ереван Работа бла подарена А.Я. Абрамяну М.А. Лентуловой до 1968 года. Aristarkh Lentulov (1882-1943) .Nizhny Novgorod. Kremlin. 1911.Oil on canvas Museum of Russian Art, Yerevan The piece was presented to Aram Abrahamyan by Marianna Lentulova before 1968.

Не правда ли, что последние две работы чем то похожи? Стиль художника хорошо читается.

На выставке представлены две работы Константина Коровина, русского импрессиониста .Натюрморт из Гурзуфа я разместила в начале статьи, и женский портрет ниже :

Константин Коровин (1861-1939) Женский портрет. 1917 Холст, масло Музей русского искусства, Ереван.Konstantin Korovin (1861-1939) Portrait of a Lady. 1917
Oil on canvas.Museum of Russian Art, Yerevan
Константин Коровин (1861-1939) Женский портрет. 1917 Холст, масло Музей русского искусства, Ереван.Konstantin Korovin (1861-1939) Portrait of a Lady. 1917 Oil on canvas.Museum of Russian Art, Yerevan

Работы, выполненные в технике импрессионизма лучше смотреть издалека, но и вблизи тоже здорово.Здесь видно, что художник работает не с дневным светом, как писали Монэ,Ренуар и другие импрессионисты, а с каким-то источником искусственного освещения- керосиновая лампа скорее всего. Так делали Рембрандт , Караваджо в 17 веке.Коровин объединяет два метода , или интерпретирует великих живописцев на современный лад.Удивительная работа!

Друг Коровина Валентин Серов также представлен в коллекции .Это небольшой натюрморт.

Валентин Серов (1865-1911) Букет сирени в вазе. 1887
Холст, масло.Музей русского искусства, Ереван.Valentin Serov (1865-1911) Bunch of Lilac in a Vase. 1887.Oil on canvas Museum of Russian Art, Yerevan
Валентин Серов (1865-1911) Букет сирени в вазе. 1887 Холст, масло.Музей русского искусства, Ереван.Valentin Serov (1865-1911) Bunch of Lilac in a Vase. 1887.Oil on canvas Museum of Russian Art, Yerevan

Знаете, чем удивительна эта работа? Правдивостью. Мы все знаем, что сирень не стоит в вазах, она не пригодна для среза, быстро вянет.Что мы и наблюдаем. Здесь самое красивое -это сама ваза , выполненная в виде кружки или кувшина.А сирень так себе. Вот Петр Кончаловский написал сирень в вазе такой, как она выглядит максимально красиво, наверное пока писал несколько раз менял букет. Серов же всегда честен, это у него и в портретах. Некоторые портретируемые даже отказывались забирать готовые работы .

Кстати, раз уж речь зашла о Кончаловском, дедушке наших современников Никиты Михалкова и Андрона Кончаловского.На выставке он тоже есть:

Пётр Кончаловский (1876-1956) Фруктовый сад. 1922 Холст, масло.Музей русского искусства, Ереван.Pyotr Konchalovsky (1876-1956) Orchard. 1922.Oil on canvas Museum of Russian Art, Yerevan
Пётр Кончаловский (1876-1956) Фруктовый сад. 1922 Холст, масло.Музей русского искусства, Ереван.Pyotr Konchalovsky (1876-1956) Orchard. 1922.Oil on canvas Museum of Russian Art, Yerevan

Фруктовый сад у Петра Кончаловского похож на райский.Ветки ломятся от плодов, под деревьями так и кажется что лежат в теньке Адам и Ева. Солнечно и тепло, за деревьями чистое голубое небо.

Из еще известных художников Абрамяну удалось обрести шедевры Н.А. Удальцовой, К.С. Петрова-Водкина, Р.Р. Фалька.

Надежда Удальцова (1886-1961) Армения. Норк. 1934 Холст, масло Музей русского искусства, Ереван Норк - район Еревана, в настоящее вреня более ивестный как Старый Норк. Nadezhda Udaltsova (1886-1961) Armenia. Nork. 1934 Oil on canvas Museum of Russian Art, Yerevan
Nork is a district in Verevan, currently Known as Old Nork
Надежда Удальцова (1886-1961) Армения. Норк. 1934 Холст, масло Музей русского искусства, Ереван Норк - район Еревана, в настоящее вреня более ивестный как Старый Норк. Nadezhda Udaltsova (1886-1961) Armenia. Nork. 1934 Oil on canvas Museum of Russian Art, Yerevan Nork is a district in Verevan, currently Known as Old Nork

У Надежды Удальцовой по-женски обтекаемые формы у всех предметов- от домов до деревьев , никакого лучизма.

Манера Петрова-Водкина всегда узнаваема, особенно на портретах:

Кузьма Петров-Водкин (1878-1939) Портрет М.Ф. Петровой-Водкиной. 1912 Холст, масло Музей русского искусства, Ереван. Kuzma Petrov-Vodkin (1878-1939) Portrait of Maria Petrova-Vodkina. 1912
Oil on canvas Museum of Russian Art, Yerevan
Maria Fyodorovna Petrova-Vodkina (née Maria Josephine Yovanovich; 1886-1960), the artist's wife, the author of memoirs about him.
Кузьма Петров-Водкин (1878-1939) Портрет М.Ф. Петровой-Водкиной. 1912 Холст, масло Музей русского искусства, Ереван. Kuzma Petrov-Vodkin (1878-1939) Portrait of Maria Petrova-Vodkina. 1912 Oil on canvas Museum of Russian Art, Yerevan Maria Fyodorovna Petrova-Vodkina (née Maria Josephine Yovanovich; 1886-1960), the artist's wife, the author of memoirs about him.

Какая особенность портретов К.Петрова-Водкина? Человек всегда крупным планом на условном фоне.Напоминает портреты эпохи Возрождения. В 15-16 веках вера в человека подчеркивалась размерами его изображения.Здесь изображена жена художника.Мария Фёдоровна Петрова-Водкина (урожд, Мария Жозефина Йованович; 1886-1960), жена художника, автор воспоминаний о нем.

И еще на выставке представлен небольшой, но очаровательный этюд этого же художника:

Кузьма Петров-Водкин (1878-1939) Мальчики на фоне города (Самаркандский этюд). 1921 Холст, масло Музей русского искусства, Ереван.Kuzma Petrov-Vodkin (1878-1939) Boys with a City in the Background (Samarkand Study). 1921.Oil on canvas.Musеum of Russian Art, Yerevan.
Кузьма Петров-Водкин (1878-1939) Мальчики на фоне города (Самаркандский этюд). 1921 Холст, масло Музей русского искусства, Ереван.Kuzma Petrov-Vodkin (1878-1939) Boys with a City in the Background (Samarkand Study). 1921.Oil on canvas.Musеum of Russian Art, Yerevan.

Роберт Фальк одна работа, очень лиричный пейзаж:

Роберт Фальк (1886-1958) Осенний пейзаж (Пейзаж с ребенком). 1938 Холст, масло Музей русского искусства, Ереван
Robert Falk (1886-1958)
Autumn Landscape (Landscape with a Child). 1938 Oil on canvas Museum of Russian Art, Yerevan
Роберт Фальк (1886-1958) Осенний пейзаж (Пейзаж с ребенком). 1938 Холст, масло Музей русского искусства, Ереван Robert Falk (1886-1958) Autumn Landscape (Landscape with a Child). 1938 Oil on canvas Museum of Russian Art, Yerevan

Крохотная фигурка ребенка выделена красным цветом, иначе бы он затерялся среди огромных деревьев.Фальк любил красный цвет, вспомните хотя бы его знаменитую Красную мебель.Только там красный как главный герой, а здесь он небольшой акцент.

Для меня стали открытием работы менее известные , с такой любовью собранные Абрамяном , как его называли еще русским Третьяковым.

Ниже покажу целый ряд таких художников.Имя художника и название в описании к картине. Если есть несколько картин одного мастера, я сделала галерею, листайте.

Адольф Мильман (1888 (?) - 1930) Натюрморт. 1918 Холст, масло
Музей русского искусства, Ереван.Adolf Milman (1888 (?) - 1930) Still-Life. 1918
Oil on canvas Museum of Russian Art, Yerevan
Адольф Мильман (1888 (?) - 1930) Натюрморт. 1918 Холст, масло Музей русского искусства, Ереван.Adolf Milman (1888 (?) - 1930) Still-Life. 1918 Oil on canvas Museum of Russian Art, Yerevan
Алексей Кравченко (1889-1940) Корольковские дачи. Сторожка в лесу. 1918 Холст, масло
Собрание семьи А.Я. Абрамяна.Корольковские дачи - поселок под Саратовом.
Aleksey Kravchenko (1889-1940) Korolkovskiye Dachi. A Hut in the Woods. 1918 Oil on canvas Collection of Aram Abrahamyan family.Korolkovskiye Dachi is settlement close to the city of Saratov.
Алексей Кравченко (1889-1940) Корольковские дачи. Сторожка в лесу. 1918 Холст, масло Собрание семьи А.Я. Абрамяна.Корольковские дачи - поселок под Саратовом. Aleksey Kravchenko (1889-1940) Korolkovskiye Dachi. A Hut in the Woods. 1918 Oil on canvas Collection of Aram Abrahamyan family.Korolkovskiye Dachi is settlement close to the city of Saratov.

Позже коллекционер обратил внимание на мастеров следующего поколения из таких художественных объединений , как Общество станковистов (А.Г.Тышлер, А.А.Лабас), "Маковец" ( Н.В.Синезубов и др).

Давайте и мы на них посмотрим:

Александр Лабас (1900-1983) Стрелочник с женой. 1928 Холст, масло Музей русского искусства, Ереван.Alexander Labas (1900-1983) Switchman with His Wife. 1928.Oil on canvas
Museum of Russian Art, Yerevan
Александр Лабас (1900-1983) Стрелочник с женой. 1928 Холст, масло Музей русского искусства, Ереван.Alexander Labas (1900-1983) Switchman with His Wife. 1928.Oil on canvas Museum of Russian Art, Yerevan

Но только внимательно смотрим. Какая приятная супружеская пара-стрелочник с женой.Они должно быть ждут поезд. А поезд уже на подходе - вот он отражается в верхней части стекла.При приближении стрелочник ударит в висящий на березе колокол.

В 1970-ых годах Арам Яковлевич осознал художественную ценность произведений молодых художников-шестидесятников, что говорит о чутье коллекционера:

Елена Бебутова (1892-1970) Тыквы (Тыква, черешня). 1955 Холст, масло Музей русского искусства, Ереван Elena Bebutova (1892-1970) Pumpkins.(Pumpkin, Sweet Cherries). 1955 Oil on canvas Museum of Russian Art, Yerevan
Елена Бебутова (1892-1970) Тыквы (Тыква, черешня). 1955 Холст, масло Музей русского искусства, Ереван Elena Bebutova (1892-1970) Pumpkins.(Pumpkin, Sweet Cherries). 1955 Oil on canvas Museum of Russian Art, Yerevan

Соломон Никритин (1898-1965) Ночной пейзаж. [1950-е - начало 1960-х] Фанера, масло Музей русского искусства, Ереван.Solomon Nikritin (1898-1965) Nightscape..[The 1950s - early 1960s] Oll on plywood Museum of Russian Art, Yerevan
Соломон Никритин (1898-1965) Ночной пейзаж. [1950-е - начало 1960-х] Фанера, масло Музей русского искусства, Ереван.Solomon Nikritin (1898-1965) Nightscape..[The 1950s - early 1960s] Oll on plywood Museum of Russian Art, Yerevan
Виктор Попков (1932-1974) Две фигуры. 1968 Картон, масло
Музей русского искусства, Ереван.Viktor Popkov (1932-1974) Two Figures. 1968 Oil on cardboard Museum of Russian Art, Yerevan
Виктор Попков (1932-1974) Две фигуры. 1968 Картон, масло Музей русского искусства, Ереван.Viktor Popkov (1932-1974) Two Figures. 1968 Oil on cardboard Museum of Russian Art, Yerevan

Василий Шухаев (1887-1973) Туман (Пейзажстремя домиками. Цихисджвари). 1952 Холст, темпера Музей русского искусства, Ереван.Пейзаж написан в Цикисджвари - высокогорном старинном селе на юге Грузии, где в течение нескольких лет бывал кудожник.
Vasily Shukhayev (1887-1973) Haze (Landscape with Three Little Houses. Tsihisjvari). 1952
Tempera on canvas Museum of Russian Art, Yerevan.The landscape mas created in Tsibisjvart - an ancient village high in the mountains in the south of Georgla, which the artist visited during several years.
Василий Шухаев (1887-1973) Туман (Пейзажстремя домиками. Цихисджвари). 1952 Холст, темпера Музей русского искусства, Ереван.Пейзаж написан в Цикисджвари - высокогорном старинном селе на юге Грузии, где в течение нескольких лет бывал кудожник. Vasily Shukhayev (1887-1973) Haze (Landscape with Three Little Houses. Tsihisjvari). 1952 Tempera on canvas Museum of Russian Art, Yerevan.The landscape mas created in Tsibisjvart - an ancient village high in the mountains in the south of Georgla, which the artist visited during several years.

Напоследок особо выделить хочу три работы Николя Рериха.

Николай Рерих (1874-1947) Архаический пейзаж. 1910-е Бумага, темпера, масло
Музей русского искусства, Ереван.Nikolay Roerich (1874-1947) Archaic Landscape. The 1910s Tempera and oil on paper Museum of Russian Art, Yerevan
Николай Рерих (1874-1947) Архаический пейзаж. 1910-е Бумага, темпера, масло Музей русского искусства, Ереван.Nikolay Roerich (1874-1947) Archaic Landscape. The 1910s Tempera and oil on paper Museum of Russian Art, Yerevan

Хотя после выставки Николая Рериха, я больше стала его ценить как философа. Но его пейзажи так чисты, красочны!

Николай Рерих (1874-1947) Знак. [1916] Бумага, темпера, масло Музей русского искусства, Ереван
Nikolay Roerich (1874-1947) Omen. [1916] Tempera and oil on paper
Museum of Russian Art, Yerevan
Николай Рерих (1874-1947) Знак. [1916] Бумага, темпера, масло Музей русского искусства, Ереван Nikolay Roerich (1874-1947) Omen. [1916] Tempera and oil on paper Museum of Russian Art, Yerevan

И так наполнены любовью к России.

Николай Рерих (1874-1947) Облако. 1913.Картон, пастель Музей русского искусства, Ереван
Nikolay Roerich (1874-1947) Cloud. 1913 Crayon on cardboard Muscum of Russian Art, Yerevan
Николай Рерих (1874-1947) Облако. 1913.Картон, пастель Музей русского искусства, Ереван Nikolay Roerich (1874-1947) Cloud. 1913 Crayon on cardboard Muscum of Russian Art, Yerevan

Отдельная тема у Рерих это облака.

Особая ценность выставки то, что эти работы в России не экспонировались, а ведь это собрание представляет собой исключительный пример целостного и ценного наследия русской культуры ( теперь уже за рубежом).