Предшественниками музеев стали кабинеты редкостей или кунсткамеры. Но между кунсткамерами и классическими музеями существует одно характерное отличие. Кунсткамеры – это собрание диковин, которые представлены не систематически и не связаны между собой. В кунсткамере не существует смысловой последовательности расположения экспонатов и нет экспозиции как таковой.
Музей в его современном понимании появился на рубеже XVIII-XIX веков, в Эпоху Просвещения. Именно тогда и была создана классическая музейная модель. Музеи начали создавать свои собрания по определенной системе, в основу которой легли просветительские принципы: вера в человеческий разум и рациональный подход. Естественнонаучные музеи были устроены как линеевские таблицы, а исторические музеи были устроены по хронологическому принципу: от древнейших времен до наших дней.
Просветительская модель музея была заложена в Германии и оттуда распространилась по всему миру. Многие современные музеи до сих пор имеют черты просветительской модели. Например, экспозиция Государственного Исторического музея построена по хронологическому принципу, а экспозиция Третьяковской галереи построена по историко-монографическому принципу: одновременно и по хронологии, и по именам художников.
Однако есть и другая линия развития музейного дела – гедонистический музей. Такая модель ориентирована не столько на передачу знаний, сколько на приятное времяпрепровождение и получение удовольствия от посещения музея. Интересно, что современные художественные музеи приобретают все больше гедонистических черт. Яркий пример гедонистического музея – немецкий центр современной культуры и искусства Фонд Остров Хомбройх (нем. Stiftung Insel Hombroich), созданный в 90х годах XX века меценатом Карлом-Генрихом Мюллером. Остров Хомбройх был провозглашен домом для людей, животных и растений, где природа и искусство сосуществуют как две равные созидающие силы. Внутри павильонов размещена огромная художественная коллекция, включающая широкий диапазон предметов искусства – от современных дюссельдорфских художников до Рембрандта. В экспозиции нет смыслового выделения, экспонаты не снабжены этикетками. Смысл центра искусства только в том, чтобы посетители получили эстетическое удовольствие от созерцания коллекции и единения с природой.
Немалые перемены начали происходить с научно-техническими и естественнонаучными музеями. Дело в том, что дидактическая система обучения, заложенная в просветительском музее, не очень хорошо работает в применении к современным посетителям. Доктор искусствоведения Алексей Лебедев описывает портрет современного посетителя древней китайской поговоркой: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму». Так, во многих музеях уже используются элементы интерактивности: исторические реконструкции, технологии 3D-моделирования, анимация, аудиовизуальная режиссура и другие инструменты, помогающие посетителям максимально погрузиться в атмосферу экспозиции.
Музей – это место хранения объектов, изъятых из среды повседневного бытования. Таким образом, музеи, их доступность и наполненность экспозиционных фондов являются зеркалом развития общества. Чем больше внимания уделяется развитию музейной сферы, тем более современным и развитым может считаться социум.
Подписывайтесь на канал и нажимайте колокольчик, чтобы не пропустить новые статьи! Еще больше интересных статей о культуре и искусстве на сайте и в группе ВКонтакте.