В 1841 году абадзехи присоединились к созданному при активном участии османских представителей и агентов не желавшему допустить усиления влияния России в Причерноморье Великобритании всеадыгскому союзу, направленному, в первую очередь, на координацию военных действий разных племен и общин по всему Северному Кавказу.
В одном из пунктов союзного договора говорилось, что исламский закон провозглашается выше всех древних обычаев, и только по нему должны судиться все дела.
Важным шагом на пути внутренней консолидации самих абадзехов стало учреждение ими в том же году единого для всех общин Народного суда. Тогда же к абадзехам один за другим стали прибывать эмиссары от сумевшего создать на востоке Кавказа противостоявшее российской экспансии единое горское государство, управлявшееся по исламским религиозным законам, Шамиля. Они призывали к религиозному единству мусульман, убеждали народ полностью покориться божественному закону и учили, что только единой силой, независимо от национальной принадлежности, происхождения и материального состояния, только сполна вручив свою жизнь Богу, мусульмане смогут одолеть врага.
В 1847 г. в абадзехском селении Хаджико (Хаджох) у начала горной полосы был учрежден единый трибунал, куда доставляли людей, уличенных в связях с российской военной администрацией против общего дела борьбы. Трибунал мог приговаривать изменников к смертной казни, и тогда их топили, сбрасывая в ущелье реки Белой.
В 1848 г. к абадзехам прибыл, скрытно, под видом простого путника, преодолев несколько российских кордонов, наиб (полномочный представитель) Шамиля Мухаммад Амин Асиялау – лакец или аварец по-национальности, часть детства проведший среди адыгов, потому хорошо владевший адыгским языком.
Всеабадзехское собрание признало его общенародным правителем. Мухаммад Амин, объединив своей властью все абадзехские общины, провел ряд административно-политических преобразований, ставших поистине революционными для уклада жизни не только абадзехов, но и для горных адыгов вообще.
Территория проживания абадзехов была поделена на административные округа – махкаме, в каждом из которых действовали свой назначенный наибом начальник, суд, осуществлявший правосудие по исламскому религиозному закону, мечеть, общественные конюшня и хранилище продуктов, отряд воинов, осуществлявших полицейские функции, тюрьма в виде глубокой ямы.
Создавалось постоянное войско, в которое мобилизовывалось по конному воину от определенного количества семей.
Впервые в истории адыгского народа было введено обязательное начальное образование для детей: в специально учрежденных школах их обучали арабскому письму и основам мусульманской религии.
Наиб правил, опираясь на личную гвардию – муртазиков, набиравшихся из наиболее преданных общему делу и религии воинов. Население уплачивало в общую абадзехскую казну натуральный налог.
Так среди высоких гор и глухих лесов, на территории племени, прежде считавшегося из всех адыгских субэтносов самым «дремучим», возникло настоящее централизованное государство. Столицей его стало то же селение Хаджико на реке Белой, где Мухаммад Амин разместил свою главную ставку. Сегодня на его месте находится поселок Каменномостский Майкопского района Республики Адыгея.
Спасибо тому, кто прочитал! Поддержите наш канал лайком👍 и нажмите вверху "подписаться"🖍. Позитива и удачи!
Полная версия статьи на нашем сайте:
Читайте здесь же:
А здесь электронная и бумажная версии книги о Кавказской войне: https://ridero.ru/books/samaya_dolgaya_voina_rossii/