К концу XVIII в., когда началась активная военная экспансия России на Северный Кавказ, Западное Предкавказье, включая Кубано-Приазовскую низменность и запад Ставропольской возвышенности, предгорья и горы Западного Кавказа, северную часть Черноморского побережья Кавказа (примерно до реки Ходжико в современном Сочинском районе), бассейн Среднего Терека населяли адыги – древний кавказский народ. Их предков – племена меотов и синдов, описывал древнегреческий путешественник Страбон.
В настоящее же время подавляющее большинство адыгского этноса проживает в диаспорах за пределами Кавказа (преимущественно в Турции).
Адыги, проживающие сейчас на Кавказе и представленные тремя искусственно разделенными в советское время по территориальному признаку народами: адыгейцами, черкесами и кабардинцами, являются сравнительно немногочисленными потомками древней адыгской этнической общности, занимавшей в прошлом половину Северного Кавказа.
Адыгская земля не была консолидирована и делилась на множество мелких феодальных и родоплеменных владений, население которой нередко враждовало между собой.
Внутренний уклад жизни адыгского общества строго регулировался неписаными правилами, которые неукоснительно выполнялись и простым народом, и находившимися на социальной верхушке князьями. Из всех наиболее многочисленных кавказских народов адыги были особенно консервативны, ревностно оберегали древние обычаи, не желая отказываться от них даже тогда, когда в связи с изменившейся политической обстановкой устаревшие убеждения начинали приносить вред обществу.
Адыги селились по долинам рек, так как в степях не было иных источников воды, а в горах Западного Кавказа склоны густо зарастают лесами, и строить на них жилища неудобно. Однако речные долины делали адыгские селения весьма уязвимыми для воинственных набегов, так как служили удобными путями для иноземных войск. Поэтому адыги строили турлучные дома: возводили стены из плетня и обмазывали глиной, а крышу делали из соломы или тростника. Крышу поддерживали деревянные колонны из бревен, поставленные снаружи, и в этом отношении адыгское жилище напоминало древнегреческое. Дворы тоже обносились плетнем. Такие жилища в случае разрушения легко было восстановить.
Когда в семье становились взрослыми сыновья, внутри дома плетеными стенами отгораживались комнаты для их собственных семей.
При появлении большого вражеского войска жители селения покидали его и скрывались в пойменных или горных лесах, откуда совершали на неприятеля нападения. После ухода врагов адыги возвращались в селение и заново сооружали свои простые дома. Из камня адыги, в отличие от других горских народов Кавказа, построек не делали, во всяком случае, в то время, когда происходила российская колонизация кавказских земель.
На степных равнинах Кубано-Приазовской низменности адыги возводили вокруг селений стены из положенных друг на друга бревен, служивших защитой от незваных гостей. В селении находилась деревянная башня, с которой велось наблюдение за окрестностью, позволявшее заранее обнаружить врагов. В горных районах, где тесные проходы и неприступные скалы играли роль естественной крепости, адыги могли и не обносить свои селения общими оградами и, вообще, селиться достаточно свободно и широко отдельными усадьбами.
Самым многочисленным и сильным адыгским племенем, вернее, субэтносом, были кабардинцы, сформировавшиеся как народность на Нижней Кубани, но в средние века переселившиеся на Верхнюю Кубань.
От Верхней Кубани кабардинцы расселились широко по прилегающим землям, вдоль кубанских притоков, по бассейну Подкумка и частично на Тереке и его левых притоках.
Продолжительное время все кабардинские общества возглавлялись верховными князьями рода Атажуко, что дало основание исторически особо выделить на Северном Кавказе этнотерриториальную область Кабарда.
В те времена кабардинцы считались самым могущественным народом Северного Кавказа. Кабардинским князьям подчинялись и платили дань многие другие кавказские народы, земли которых прилегали к Кабарде. Влияние их могли оспаривать лишь дагестанские шамхалы.
Неоднократно в Кабарде терпели жестокие поражения войска крымских ханов, пытавшихся сделать из адыгов-немусульман своих данников.
В XVIII в. центробежные устремления удельных князей Кабарды привели к ее распаду на Большую (восточную) и Малую (западную). Впоследствии и в этих двух областях княжеские фамилии, как и у других адыгских племен, стали управлять каждая в своем уделе самостоятельно.
После распада кабардинского единства находившиеся от кабардинских князей в вассальной зависимости народы перестали тем повиноваться и платить дань.
Часть Черноморского побережья Кавказа и прилегающего к нему южного макросклона Большого Кавказа примерно между реками Ходжико (Сочинский район) и Бзыбь (Абхазия) населял к настоящему времени исчезнувший народ убыхов.
Несмотря на существенные языковые и культурные различия, убыхов принято относить к адыгам. По сути же они представляли собой народ, в культурном отношении занимавший промежуточное место между адыгами и абхазами.
Убыхи управлялись родоплеменной знатью и народными старейшинами, делились на несколько субплемен. В историю они вошли как исключительно свободолюбивый и упорный в сражениях народ.
Абхазы населяли и населяют часть Черноморского побережья Кавказа и прилегающих земель, в том числе север Колхидской низменности и районы сходящих к ней и к морю горных хребтов. Этнически они близкородственны адыгам, абхазский и адыгский языки похожи друг на друга. В то же время в культуре абхазов в значительной мере присутствуют элементы, заимствованные у народов Закавказья.
Другим кавказским народом, этнически близким к адыгам и абхазам, являются абазины (абазинцы). В средние века они так же жили на Черноморском побережье Кавказа и прилегающих горных территориях, но затем мигрировали, перейдя через перевалы Главного Кавказского хребта, и заселили горные районы в верховьях левых притоков Верхней Кубани.
Адыгский, абхазский и абазинский языки составляют абхазско-адыгскую группу северокавказской ветви иберийско-кавказской языковой семьи. Они отошли друг от друга уже достаточно сильно, и представители разных этих народов не могут общаться между собой каждый на своем языке без переводчика, тем не менее, сходство этих языков все равно еще очень заметно.
Полная версия статьи здесь: Кавказ – географо-этнографический очерк (часть II)
Здесь песня Альберта Тлячева, исполненная им на гала-концерте "Абаза - песня года - 2008"
Спасибо тому, кто прочитал! Поддержите наш канал лайком👍 и нажмите вверху "подписаться"🖍. Удачных дней и мира!
Еще в нашей ленте:
Электронная и бумажная версии книги о Кавказской войне здесь: https://ridero.ru/books/samaya_dolgaya_voina_rossii/
Друзья, просим вас корректно общаться в комментариях, не переходя на личности. Комментарии с ненормативной лексикой, оскорблениями по национальной или религиозной принадлежности удаляются модератором без объяснений. Историю вспять не повернуть, но мы должны ее знать, чтобы делать выводы и не повторять трагических ошибок прошлого. Как-то так🙂
Авторское право защищено ©history-thema.com Условия копирования на сайте.