Продолжу публикацию отрывков из Дневников пианиста Святослава Рихтера. Выбираю те записи, что интересны широкому кругу читателей, а не только специалистам.
1.05.1979
Запись. Легар. Ария из оперетты "Джудита". Елизабет Шварцкопф.
"Что бы эта артистка ни исполняла, это всегда на высоте во всех отношениях... и тут... какая живость и какой блеск!
Браво-брависсимо.
Для тех кто не в курсе. Елизабет Шварцкопф (1915-2006) - немецкая певица (сопрано). С 1953 года гражданка Великобритании. В 1982 году года разразится скандал. Выясняются, что оперная звезда была членом партии НСДПА и выступала во время второй мировой перед немецкими войсками. Скандал в том, что до этого Шварцкопф 30 лет отрицала свое членство в партии Гитлера. Но нашёлся историк.
16.09.1979. Варна.
Милая Зара Долуханова; в этот раз она очень приятно спела свою программу, составленную в традиции концертных (не камерных ) певиц. Зара , к сожалению, слишком сэксперементировала его своим исеусством. Она увлеклась йогой ( что по-моему губительно для артистов - примеры - Менухин, А. Ведерников, А. Журайтис), затем стала петь как сопрано и в результате потеряла себя.
А раньше она была меццо с прекрасным красивым голосом и стяжала славу первой московской певицы..., притом была красавицей ( но это осталось) и очень милой женщиной ( это тоже осталось).
По этому поводу специально нашел фотографию молодой Зары:
21.11
Гаврилов играет 1) Виртуозно 2) крепко (иногда слишком) 3) быстро (тоже иногда слишком и поэтому не всегда ясно) 4) громко... 5) с фантазией... 6) артистично, убедительно...
Любит выдумывать, и часто на эффект. В целом яркая индивидуальность и во многом близкая мне.
5.01 Большой зал консерватории. Бетховен. Андрей Гаврилов, дирижер Дмитрий Китаенко
"Гаврилов точно, честно и с настроеннием исполнил этот концерт... Крепкие , цепкие стаккато остались в памяти... Я не поклонник Китаенко.
6.01 Большой зал консерватории (100 лет со дня рождения Н.Метнера)
Светланов чрезвычайно чтит русскую музыку. На его исполненинии всегда лежит печать так называемого "русского стиля". ( Что это за стиль , я не совсем понимаю, так как считаю, что каждый композитор и каждый русский композтор имеет свой стиль.)... Светланов ведь очень талантлив, но эта его сторона, к сожалению, идет от Н.Н. Голованова, не слишком хорошего музыканта".
Помню как в 90-ые годы прошлого века газеты "Завтра" ("День") и "Советская Россия" пытались поднять на щит дирижёра Светланова. Он охотно давал интервью этим издания. Но музыка оказалась для него важнее, чем политика.
8.01
Большой театр СССР к 70-летию со дня рождения Галины Сергеевны Улановой.
"Как не пойти в ненавистный театр, когда празднуют эдакий юбилей и прислано приглашение в "царскую" ложу. Несмотря на не слишком горячую любовь к этому искусству ( на пуантах) , нельзя не восхищаться этой изумительной артисткой. Помню ее в "Жизели", где она была действительно божественна. С "Джульеттой в ее интерпретации я абсолютно не согласен - она там "богиня" вместо сумасшедшей от любви девочки. Но победительницу не судят - хвала ей!
"Щелкунчик" в этом вечере был несколько обыкновенным.... Постановка так же. Елка в каком-нибудь клубе молодежи или в школе была бы там более на месте.
Изящно съязвил пианист по поводу "Елки". Похоже он наелся интриг в Большом. Жаль не оставил подробных комментариев о Большом театре.
19.01.1980
Музыкальный театр им. Немировича-Данченко. Прокофьев "Любовь к трем апельсинам".
"Не могу сказать, что у меня осталось совсем хорошее впечатление от впервые услышанной и увиденной на сцене оперы, музыку которой я давно хорошо знал.
Все, с точки зрения музыки, и, конечно, постановки, показались мне каким-то жирным, не изящным и в результате дурновкусным. Какой-то перебор во всем с претензией на оригинальность, которой не было.
Этот театр в последнее время потерял былой блеск и былое благородство. Много дешевки и мало проникновения в сочинения. Это досадно".
Еще более досадно, что Рихтер не оставил подробной расшифровки разочарованностью театра им. Немировича-Данченко.
9.02.1980
Вечер памяти Бориса Пастернака (90 лет со дня рождения). Скрябин, Соната N3
"Пастернак любил Скрябина - он об этом пишет (он пишет, как он "подслушивал" под окном процесс сочинения третьей симфонии и какой он испытывал божественный восторг...
Статьи по теме: