Найти в Дзене
История культуры СССР

Святослав Рихтер: "Галя Вишневская в роли Наташи зла, как ведьма"

Думается читателям моего Канала будет интересно узнать, какие мысли пианист Святослав Рихтер доверял своим Дневникам. Процитирую не все, а избранные места. Интересные не только музыковедам, но и всем неравнодушным к истории СССР. Поехали:

Весной 1971 года Рихтер делает запись о том, что...

"Мы всё еще живем на улице Неждановой, хотя квартира на Большой Бронной уже ожидает нас. Квартира с видом на всю Москву."

Дело в том, что коммунисты предоставили Рихтеру и Дорлиак с ее племянником Дмитрием две квартиры в семь комнат на 16-м этаже дома на Большой Бронной. Хозяева соединили две квартиры в одну. Случай редчайший.

Другой, похожий вариант, советская власть даровала Майе Плисецкой и Родиону Щедрину. В отличие от Рихтера, Майя Михайловна не любила советскую власть и после 1991 забыла о многокомнатных бесплатных хоромах в центре Москвы. В каждом своем интервью 90-х она находила повод вылить немного нечистот на благодетелей.

Еще один баловень Моссовета с двумя квартирами на одном этаже - Андрей Тарковский. Там были 3-х и 2-х комнатные соединённые в одну.

Спальня Святослава Рихтера в квартире на Бронной улице
Спальня Святослава Рихтера в квартире на Бронной улице

Занятно это все тем, что Андрей Андреевич Громыко хотел сделать нечно подобное, соединив квартиру сына и свою в одну. Правда, сначала их нужно было получить. Вариант был, но члену Политбюро отказали. Представляете? Возможно из-за того, что две квартиры в сумме давали 8 комнат.

Вернемся к Рихтеру. Вот запись Дневника от апреля 1971 года

Слава Ростропович специально прислал два билета в партер, и я взял с собой Галю...
Ну и натерпелись же мы на этом спектакле.
Во-первых, Слава: он дирижирует с упоением и безусловно обожает музыку, но все совсем не по-прокофьевски, поэтому с музыкой плохо.
Постановка Покровского громоздкая, неудачная и старомодная. Галя Вишневская в роли Наташи зла, как ведьма. Мазурок (Андрей) поет как на партийном собрании. Пьера я даже не помню.
Элен - Архипова внешне уж слишком масссивна... Наполеон (Кибкало) просто опереточная фигура. Более-менее приличен Ведерников-Кутузов....
Я так и не отблагодарил Ростроповича за приглашение - это было бы против моей совести".
Вишневская / Рихтер
Вишневская / Рихтер

Речь идет об опере "Война и мир" в Большом театре. Ростропович был дирижером, хотя по образованию виолончелист. Дирижёрский пульт он взял нахрапом. Но оказалось, что неудачно. Удивительно. Мы-то думали, что все что творит семья "Вишенки и Буратинки" - гениально. Оказывается - нет. 

Рихтер - это вам не Василий Шауро, не бюрократ, в опере тоже... смыслил. К его мнению стоит прислушаться.

24.01.1972

"Музыка Овчинникова абсолютно говорит о настоящем профессиональном мастерстве, но его можно отнести в разряд композиторов второстепенных ( таких композиторов очень много, их исполняют лишь при их жизни, а затем их поглощает медленная Лета)."

Почему-то музыку этого композитора ценили фрондеры Тарковский и Кончаловский. Первый использовал ее в трех своих кинокартинах, включая "Андрей Рублев", второй в двух, включая "Дворянское гнездо". Справедливости ради замечу - Сергей Бондарчук попросил Овчинникова написать музыку к его "Войне и мир". Позднее фильм получит "Оскар". Может и за музыку отчасти.

Овчинников / Рихтер
Овчинников / Рихтер

Однако последний раз музыку к кинофильму Овчинников записал в 1986 году

Видимо, композитор был в моде в 60-ые и 70-ые годы, а с началом "Перестройки" мода на него закончилась. Увы.

27.01.1971 

В Москве, в Большом зале консерватории оркестр Ленинградской филармонии исполнял Шестую симфонию Шостаковича. Дирижер: Е. Мравинский.

"Евгений Мравинский безусловно лучший наш дирижер...
Мравинский и Шостакович - они были созданы друг для друга ( наподобие Р. Штрауса и Гофмансталя)."

8.05.1972 

"Гайден конечно писал музыку для удовольствия"... Теперь в 20-ом веке она остается такой же - нам на радость".

Предлагаю всем современникам из 21 века снимать депрессию Гайденом. Потом напишите как помогло, ладно?

25.11.1972

"Концерт певицы Синявской. Красивый молодой голос и присутствие культуры - вероятно ее будущее обещает успех и признание. Она обладает также естественной выразительностью.
Было приятно."

Тамаре Синявской на тот момент 29 лет. Она уже 8 лет солистка Большого театра. До замужества за Магомаевым остается 2 года.

Тамара Синявская в молодости
Тамара Синявская в молодости

17.02.1973

"Экскурс в советскую музыку не оставил большого впечатления. У меня остается привкус какой-то подсахаренности всех этих сочинений Овчинникова"

Эту "подсахаренную" музыку Рихтер услышал "На русском празднике".

19.03.1973

"Странное заведение, этот Будапештский театр марионеток, и думаю, это не место для балетов Бартока и Стравинского.
Когда видишь такие бездарные вещи на сцене ( я имею в виду фантазии режиссёра-балетмейстера кукол), то пропадает даже охота слушать такую прекрасную музыку. Этот вечер порядком испортил мне настроение... Город также показался несимпатичным с его фонарями и безвкусными разноцветными рекламами".
Кабинет Рихтера в квартире на Бронной улице в Москве
Кабинет Рихтера в квартире на Бронной улице в Москве

13.11.1974

"Про Марию Каллас можно ничего не писать - это единственное неповторимое явление в искусстве".

В июне 1974 в Москве гастролирует миланская "La Scala". Событие для СССР!

Вот запись от 17.06.1974

"На сцене какой-то куб и, пожалуй, больше ничего. К этому кубу ведут поддерживая .. увесистую Монтсеррат Кабалье, которая потом поет Cast-y Div-y и все свои шедевры... Критика всецело отпадает , так как масштаб этого искусства всё покрывает"

Речь идет про оперу Беллини "Норма".

Лето 1974. Париж

"Как талантливо , как легко написано и сколько обаяния!
Как жаль, что этот композитор ограничил себя только пустяками".

Знаете о ком речь?...

Нино Рота. Музыка к фильму Феллини "Амаркорд". Да-да. Рихтер ценил и легкую музыку. Я сильно удивился.

31.12.1974

В Большом театре дают "Игрока" Прокофьева. Дирижер Александр Лазарев. Рихтер на премьере. Вот как он комментирует увиденное:

"Впервые. 
Надо отметить настоящую удачу Большого театра ( имеющего такую дурную славу). И музыкально ( Лазарев), и сценически ( Покровский) ( кроме выдумки с висящей комнатой, в которой ждет Полина). Сочинение замечательное - как и следовало ожидать.
Очень удачен в главной роли Масленников, он держит напряжение в течение всего вечера.

Как Рихтер поддел Большой, а!

Ирина Архипова
Ирина Архипова

29.06.1975

"Ирина Архипова сейчас лучшая русская певица. Она обладает всем, чтобы быть таковою (голос, сила воли, музыкальность, артистичность, тонкая отточенность в каждом сочинении и подлинность исполнения)....
Архипова внешне несимпатична, в ней чувствуется тяжесть ее силы. Джулия [Ганева] потом сокрушенно сказала:" Какое же у ней наверное большое и злое сердце... "

К тому моменту Галина Вишневская покинет СССР. И, верно, Архипова будет вне конкуренции. Хотя... лучшая не значит любимая. Вот любимой оперной певицей Рихтера была Галина Писаренко. И она не пела в Большом театре.

11.10.1975

"Такой гадости, признаюсь, давно не слышал и не видел"
Андрей Петров / Святослав Рихтер
Андрей Петров / Святослав Рихтер

Это Рихтер про оперу "Петр Первый" на музыку Андрея Петрова. Дирижировал Юрий Темирканов. Место действия - театр оперы и балета им. Кирова. Рихтер подробно объясняет в чем суть "гадости". Цитирую: 

"Доморощенное произведение, не то оперетта, не то мюзикл. Стиль музыки настолько эклектичен , что это уже даже не стиль, а какие-то склеенные кусочки.
А на сцене что происходит? Бред "исторический" и бездарнейший".

Продолжить цитировать Дневники Рихтера или остановиться?

Статьи по теме:

"Голубая луна" советской сцены. Часть V. Святослав Рихтер
Интересные истории25 сентября 2020