Думается читателям моего Канала будет интересно узнать, какие мысли пианист Святослав Рихтер доверял своим Дневникам. Процитирую не все, а избранные места. Интересные не только музыковедам, но и всем неравнодушным к истории СССР. Поехали:
Весной 1971 года Рихтер делает запись о том, что...
"Мы всё еще живем на улице Неждановой, хотя квартира на Большой Бронной уже ожидает нас. Квартира с видом на всю Москву."
Дело в том, что коммунисты предоставили Рихтеру и Дорлиак с ее племянником Дмитрием две квартиры в семь комнат на 16-м этаже дома на Большой Бронной. Хозяева соединили две квартиры в одну. Случай редчайший.
Другой, похожий вариант, советская власть даровала Майе Плисецкой и Родиону Щедрину. В отличие от Рихтера, Майя Михайловна не любила советскую власть и после 1991 забыла о многокомнатных бесплатных хоромах в центре Москвы. В каждом своем интервью 90-х она находила повод вылить немного нечистот на благодетелей.
Еще один баловень Моссовета с двумя квартирами на одном этаже - Андрей Тарковский. Там были 3-х и 2-х комнатные соединённые в одну.
Занятно это все тем, что Андрей Андреевич Громыко хотел сделать нечно подобное, соединив квартиру сына и свою в одну. Правда, сначала их нужно было получить. Вариант был, но члену Политбюро отказали. Представляете? Возможно из-за того, что две квартиры в сумме давали 8 комнат.
Вернемся к Рихтеру. Вот запись Дневника от апреля 1971 года
Слава Ростропович специально прислал два билета в партер, и я взял с собой Галю...
Ну и натерпелись же мы на этом спектакле.
Во-первых, Слава: он дирижирует с упоением и безусловно обожает музыку, но все совсем не по-прокофьевски, поэтому с музыкой плохо.
Постановка Покровского громоздкая, неудачная и старомодная. Галя Вишневская в роли Наташи зла, как ведьма. Мазурок (Андрей) поет как на партийном собрании. Пьера я даже не помню.
Элен - Архипова внешне уж слишком масссивна... Наполеон (Кибкало) просто опереточная фигура. Более-менее приличен Ведерников-Кутузов....
Я так и не отблагодарил Ростроповича за приглашение - это было бы против моей совести".
Речь идет об опере "Война и мир" в Большом театре. Ростропович был дирижером, хотя по образованию виолончелист. Дирижёрский пульт он взял нахрапом. Но оказалось, что неудачно. Удивительно. Мы-то думали, что все что творит семья "Вишенки и Буратинки" - гениально. Оказывается - нет.
Рихтер - это вам не Василий Шауро, не бюрократ, в опере тоже... смыслил. К его мнению стоит прислушаться.
24.01.1972
"Музыка Овчинникова абсолютно говорит о настоящем профессиональном мастерстве, но его можно отнести в разряд композиторов второстепенных ( таких композиторов очень много, их исполняют лишь при их жизни, а затем их поглощает медленная Лета)."
Почему-то музыку этого композитора ценили фрондеры Тарковский и Кончаловский. Первый использовал ее в трех своих кинокартинах, включая "Андрей Рублев", второй в двух, включая "Дворянское гнездо". Справедливости ради замечу - Сергей Бондарчук попросил Овчинникова написать музыку к его "Войне и мир". Позднее фильм получит "Оскар". Может и за музыку отчасти.
Однако последний раз музыку к кинофильму Овчинников записал в 1986 году
Видимо, композитор был в моде в 60-ые и 70-ые годы, а с началом "Перестройки" мода на него закончилась. Увы.
27.01.1971
В Москве, в Большом зале консерватории оркестр Ленинградской филармонии исполнял Шестую симфонию Шостаковича. Дирижер: Е. Мравинский.
"Евгений Мравинский безусловно лучший наш дирижер...
Мравинский и Шостакович - они были созданы друг для друга ( наподобие Р. Штрауса и Гофмансталя)."
8.05.1972
"Гайден конечно писал музыку для удовольствия"... Теперь в 20-ом веке она остается такой же - нам на радость".
Предлагаю всем современникам из 21 века снимать депрессию Гайденом. Потом напишите как помогло, ладно?
25.11.1972
"Концерт певицы Синявской. Красивый молодой голос и присутствие культуры - вероятно ее будущее обещает успех и признание. Она обладает также естественной выразительностью.
Было приятно."
Тамаре Синявской на тот момент 29 лет. Она уже 8 лет солистка Большого театра. До замужества за Магомаевым остается 2 года.
17.02.1973
"Экскурс в советскую музыку не оставил большого впечатления. У меня остается привкус какой-то подсахаренности всех этих сочинений Овчинникова"
Эту "подсахаренную" музыку Рихтер услышал "На русском празднике".
19.03.1973
"Странное заведение, этот Будапештский театр марионеток, и думаю, это не место для балетов Бартока и Стравинского.
Когда видишь такие бездарные вещи на сцене ( я имею в виду фантазии режиссёра-балетмейстера кукол), то пропадает даже охота слушать такую прекрасную музыку. Этот вечер порядком испортил мне настроение... Город также показался несимпатичным с его фонарями и безвкусными разноцветными рекламами".
13.11.1974
"Про Марию Каллас можно ничего не писать - это единственное неповторимое явление в искусстве".
В июне 1974 в Москве гастролирует миланская "La Scala". Событие для СССР!
Вот запись от 17.06.1974
"На сцене какой-то куб и, пожалуй, больше ничего. К этому кубу ведут поддерживая .. увесистую Монтсеррат Кабалье, которая потом поет Cast-y Div-y и все свои шедевры... Критика всецело отпадает , так как масштаб этого искусства всё покрывает"
Речь идет про оперу Беллини "Норма".
Лето 1974. Париж
"Как талантливо , как легко написано и сколько обаяния!
Как жаль, что этот композитор ограничил себя только пустяками".
Знаете о ком речь?...
Нино Рота. Музыка к фильму Феллини "Амаркорд". Да-да. Рихтер ценил и легкую музыку. Я сильно удивился.
31.12.1974
В Большом театре дают "Игрока" Прокофьева. Дирижер Александр Лазарев. Рихтер на премьере. Вот как он комментирует увиденное:
"Впервые.
Надо отметить настоящую удачу Большого театра ( имеющего такую дурную славу). И музыкально ( Лазарев), и сценически ( Покровский) ( кроме выдумки с висящей комнатой, в которой ждет Полина). Сочинение замечательное - как и следовало ожидать.
Очень удачен в главной роли Масленников, он держит напряжение в течение всего вечера.
Как Рихтер поддел Большой, а!
29.06.1975
"Ирина Архипова сейчас лучшая русская певица. Она обладает всем, чтобы быть таковою (голос, сила воли, музыкальность, артистичность, тонкая отточенность в каждом сочинении и подлинность исполнения)....
Архипова внешне несимпатична, в ней чувствуется тяжесть ее силы. Джулия [Ганева] потом сокрушенно сказала:" Какое же у ней наверное большое и злое сердце... "
К тому моменту Галина Вишневская покинет СССР. И, верно, Архипова будет вне конкуренции. Хотя... лучшая не значит любимая. Вот любимой оперной певицей Рихтера была Галина Писаренко. И она не пела в Большом театре.
11.10.1975
"Такой гадости, признаюсь, давно не слышал и не видел"
Это Рихтер про оперу "Петр Первый" на музыку Андрея Петрова. Дирижировал Юрий Темирканов. Место действия - театр оперы и балета им. Кирова. Рихтер подробно объясняет в чем суть "гадости". Цитирую:
"Доморощенное произведение, не то оперетта, не то мюзикл. Стиль музыки настолько эклектичен , что это уже даже не стиль, а какие-то склеенные кусочки.
А на сцене что происходит? Бред "исторический" и бездарнейший".
Продолжить цитировать Дневники Рихтера или остановиться?
Статьи по теме: