9.05.1977 Памяти Бенджамина Бриттена
Бриттен "Curlew river" ( "Река караваек").
"Впервые слушал этот шедевр Бриттена на втором его представлении в Орфорде ( Суффолк) и навсегда в него влюбился... Но в Токио я понял, откуда у композитора вся инспирация к этой мистерии.
Дойдет ли со временем это сочинение до широкой публики? Хотелось бы..."
Бриттен более известен нашему обывателю по песне Александры Пахмутовой "Нежность". Девять нот из его "Простой симфонии" Александра Николаевна позаимствовала.
Зальцбург, июль 1977, кино "Моцарт. Волшебная флейта".
Фильм Ингмара Бергмана.
"Произвел на меня отрицательное впечатление. Во-первых, сами исполнители оставляли желать лучшего. Во-вторых, стиль постановки меня совсем не устроил - он не был слишком оригинален, но как бы старался быть таковым. Большого впечатления не вызвал - а вот что самое плохое - это была увертюра. Под эту празднично гениальную музыку мы должны были смотреть на физиономии в публике, на редкость противные и некрасивые. Зачем это было делать? Полное безобразие!!"
Кто из читателей смотрел этот фильм?
16.12. 1977 Страсбург
Во время вручения докторских степеней)
"Пришлось подвергнуться переодеванию, пройти сколько шагов сначала в одну сторону, потом в другую и послушать речи на незнакомых языках...
Потом всякие поздравления, надо было улыбаться, и чувствуешь себя в весьма глупом положении".
30.06.1979
Марсильи сюр Монне. Исполнитель Андрей Гаврилов.
Сегодня впервые на концерной эстраде я перелистываю Андрею ноты ( как в моих концертах он это тоже делает)... Концерты проходят неплохо (для первого раза). Их записывает фирма EMI... Андрей вполне оправдал мои надежды - играет строго и в стиле...
После концертов надо было дописывать ( это значит еще раз играть всё для пластинки), и тут Андрей мне очень помог. Он принёс бутылку коньяка и, сидя рядом, создавал хорошее настроение. Это качество у него есть ( оно есть и у моего давнишнего друга Кристиана), и он несколько раз его демонстрировал , например, в качестве "мажордома" на нашем балу в ноябре 1978 года. Талант!
Речь идет про пианиста Андрея Гаврилова, написавшего сверхоткровенную книгу мемуаров "Чайник, Фира и Андрей". Для тех, кто ее читал эта запись в Дневнике Рихтера сверкнула интересной гранью. Особенно про "друга Кристиана". Похоже, что жизнь Рихтера за границей была насыщена не только музыкой. Там он добирал то, что с чем было сложнее в СССР.
Мюнхен, август 1979
Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда".
"Ну спасибо!!! Такого ужаса я действительно не ожидал. За такую постановку... надо дать затрещину режиссеру или плюнуть ему в лицо, и это без преувеличений.
Начало: стоящий у дерева спиной к публике Пеллеас, а в спине вонзен нож и большая струя крови ( я хотел тут же уйти, но сидел в середине ряда и нельзя было выйти из-за сидящей публики). (Потом меня уговорили остаться.)
Мелисандра все время в постели, бредит - бредит она на сюжет Метерлинка...
А музыка??? Ее невозможно вообще было слушать из-за того безобразия , которое творилось на сцене..."
Москва, 24 сентября 1979.
Одесса.... перед входом в Одесский оперный театр. Фонари еще не зажглись. Почти сталкиваюсь с молодым человеком маленького роста, ненароком взглянувшего на меня очень странными, почти белыми глазами, отчего мне становится жутковато, и я иду дальше по Гаванной.
В то давнее время был издан клавир "Екатерины Измайловой", и спустя некоторое время я сообразил, глядя на фотографию , что встречался в сумерках с Шостаковичем...
Я в некоторой степени оказался также причиной знаменитой статьи "Сумбур вместо музыки". Это абсолютный факт. Помню, что клавир оперы отвратительно пахнул каким-то клеем...
Вот первое мое впечатление от личной встречи с композитором... Его восьмая симфония , трио и цикл "Еврейских песен" для меня самые яркие и гениальные страницы музыки нашего века. "
Интересное признание Рихтера, что он стал причиной появления печально известной статьи "Сумбур вместо музыки", ставшей причиной неких притеснений члена комитета по присуждению Сталинских премий Шостаковича. Историки и музыковеды почему-то обходят этот факт стороной. Не исследуют его. Вот что интересно!
23.10.1979
Большой театр СССР. Чайковский "Спящая красавица". Аврора - Е. Максимова, Дезире - В. Васильев.
"Музыку этого балета я очень люблю. Она подтверждает мнение и отношение Стравинского к Чайковскому.
Это, пожалуй, мой любимый балет".
Стоит запомнить, что "Спящая красавица" любимый балет гения. По возможности сходить на него.
25.03.1980
Большой зал консерватории. Бах. Концерт E dur для скрипки с оркестром. Олег Коган, дирижер Юрий Николаевский.
"Вот концерт, который мне страшно нравится, и я получил в этот вечер много радости и от произведения , и от исполнения"
10.04.
Большой театр. Гастроли балета Бежара. Стравинский.
"Трудно говорить о музыкальном исполнении этой прекрасной музыки, когда сценическое воплощение ее только и делало, что мешало восприятию и вызывало по меньшей мере досаду...
Ну а балет Бежара следует забыть навсегда. Господину Бежару медведь совершенно точно наступил на ухо"
Интересно, что в 90-ые годы Морис Бежар со своим балетом стал желанным гостем в Москве. В 2003 году в знак признания его заслуг, Бежару вручили приз "За жизнь в искусстве", российского балетного фестиваля "Бенуа де ля данс". Но более всех его талант ценила... Майя Плисецкая.
Продолжение следует...
Дневники Ольги Берггольц: