Найти в Дзене
Tale-teller Sid

Rec.List. Balrum - назад в олдскул!

Оглавление

Многим игрокам за 30+ лет иногда хочется вернуться назад в те ностальгические времена, когда миром правила Ultima, а первый WoW был только в мечтах. Когда реально Ultima Online поражала воображение возможностями геймплея, а игроки делились впечатлениями на тематических форумах. И вот эти воспоминания нахлынули и на меня и... я решился на покупку игры под названием Balrum. Почему именно ее? Я уже и не помню... По-моему я искал в сети игры, похожие по стилистике на олдовые RPG, но на деле не являющиеся ретро - эдакие псевдо-ретро-RPG... и случайно нарвался на рейтинговый список, где Balrum занимала лидирующее место. При этом я долго не мог собраться, чтобы пройти ее от начала до конца и только вот теперь, после того, как за игрой проведен не один час и она уже почти пройдена, могу полностью изложить свое мнение по поводу этого проекта.

История

Разработчиками игры является амбициозная команда независимых разработчиков (инди) Balcony Team, состоящая (на момент разработки игры) из трех человек - Джорджа, Атиллы и Джо.

Собственно - команда Balcony Team!
Собственно - команда Balcony Team!

Финансы на разработку собирались ребятами посредством краундфандинга на Kickstarter. По итогу из $ 50 000 запланированных средств удалось собрать больше $ 52 000. О процессе разработки известно не слишком много. В любом случае, разработчики отписывались о нем в постах на платформе - можно почитать, если это вам интересно. Игра вышла в свет в феврале 2016 года и довольно длительное время шлифовалась разработчиками. Буквально до 2018 года шло полирование игры разнообразными патчами, которые правили боевую систему и баланс. В марте 2023 года к игре выходил крайний 7й патч, который добавил в игру несколько новых локаций и квестов. В настоящее время игра уже представляет собой готовый продукт, который не нуждается в масштабной доработке. Каких-либо критических багов за время прохождения замечено не было. По выходу игра собрала смешанные отзывы, которые сменились на очень положительные с окончанием выхода патчей.

К абсолютным плюсам игры еще со стадии разработки я могу отнести также ооочень и очень низкие системные требования. По сути игра может пойти даже на ведре, купленном еще в нулевых. Главное, чтобы оперативной памяти было не менее 2 Гб.

Сюжет

Постараюсь без особых спойлеров. Ведь сюжет в игре меняется координально и уже в ходе игры идет переосмысление всего лора и истории. Поэтому напишу в этом блоке лишь то, что будет вам известно на начало игры.

-3

Королевство Балрум было весьма прогрессивным и благополучным. До тех пор пока Боги не решили наказать живущих там людей за свою самонадеянность и увлечение магией. Боги наслали на земли королевства разрушительный огонь, опустошая поселения и города, уничтожая фермерские угодья. В добавок ко всему армии нежити атаковали города и поселки. В надежде избежать небесной кары, многие решили спрятаться от Богов в местах, которые ранее считались запретными для местных - в Темнолесье. По поверьям в Темнолесье правили темные волшебники (некроманты), которые периодически наводили ужас на все земли королевства. Однако, это не помешало людям обжиться на новых территориях и основать новые деревни. Вы - представитель уже нового поколения граждан королевства (бывших), рожденный в Темнолесье и считающий его своим домом. Ваш дед воспитал вас и вырастил, а о своих родителях вам мало что известно. Известно только, что они не пережили те времена небесных кар, которые обрушились на головы жителей. Но мирную жизнь в глуши прерывает череда странных событий, в которых вам предстоит разобраться. Жители деревни начинают пропадать повсеместно, люди гибнут из-за странных и нелепых обстоятельств, а в деревнях зреют слухи о том, что кара Богов настигла беглецов даже в убежище под покровом леса. Вам предстоит распутать этот странный клубок, в котором друзья могут оказаться кровожадными тварями, союзники врагами и наоборот, а также узнать истинную историю мира и противостояния людей с неведомой ранее силой.

Диколесье - место красивое и одновременно опасное
Диколесье - место красивое и одновременно опасное

Геймплей

Balrum игра вроде классическая и олдскульная, но все же необычная. В ней есть много фишек, которые так или иначе отсутствуют в современных инди-RPG играх.

Экран создания персонажа
Экран создания персонажа

Уже на этапе создания персонажа нас ждут довольно интересные решения. Помимо стандартного распределения очков по силе, выносливости, ловкости и т.д., нам предстоит выбрать из вариантов возможного мировоззрения персонажа, которые определят его предрасположенности к различным ремеслами (алхимии, магии, фермерству и т.д.). Также предлагается выбрать начальные припасы и предметы. Я выбирал зелья лечения и кольцо феникса. Если первое еще понятно для чего, то про второе я расскажу чуть позже.

Игра нас встречает нас полусожженным домом, злым дедом и обеспокоенными гражданами, которые обеспокоены местными похищениями
Игра нас встречает нас полусожженным домом, злым дедом и обеспокоенными гражданами, которые обеспокоены местными похищениями

Начинаем мы в нашей деревне в Темнолесье, где недавно происходили странные события, повлиявшие на жителей. Дом вашего "деда" наполовину сгорел, одна семья просто пропала. В общем творится сущий беспредел. Вся система обучения в игре построена на советах (типсах), которые возникают по мере прохождения. Вообще весь геймплей можно разделить на 2 (или даже 3) составляющих. Это непосредственно хождение-брожение и бой (дополнительно можно отметить хождение в безопасной области, где можно строиться - но об этом позже). Персонажем можно управлять со стандартных WASD, но можно более традиционным для фанатов Ultima способом - посредством мыши и удержания ЛКМ в направлении движения.

Логово местной ведьмы, скармливавшей личинкам местных бедолаг. Очень атмосферненько... А вот ее алхимические лаборатории нам на первых порах весьма пригодятся
Логово местной ведьмы, скармливавшей личинкам местных бедолаг. Очень атмосферненько... А вот ее алхимические лаборатории нам на первых порах весьма пригодятся

Когда вы просто мирно перемещаетесь по миру игры - игра живет реальным временем. Но как только вас заметят враги и отметят у себя для атаки - игра перейдет в пошаговый режим. Этот режим похож на Stoneshard или Quasimorph - вы ходите - ваши союзники ходят - враги ходят. Система ходов в игре интуитивно понятна. Если же в бою вас вдруг оглушат, то, соответственно, ходить в состоянии оглушения вы более не сможете, пока состояние не пройдет.

Типичная боевка начала игры. Разные клещи и личинки поначалу будут представлять для вас довольно ощутимую угрозу
Типичная боевка начала игры. Разные клещи и личинки поначалу будут представлять для вас довольно ощутимую угрозу

Как и в любой RPG, у вашего персонажа есть инвентарь, который подразделяется на несколько разделов с ячейками. Это - оружие, одежда, припасы, еда, ингридиенты и т.д. Как такового веса в игре нет. Т.е. перевес и штрафы персонаж не получит даже если весь его инвентарь забит железными слитками. Тут работает немного иная система - инвентарь ограничен как раз таки этими самыми ячейками. Как только какой-либо из разделов инвентаря заполняется до отказа, положить в него что-либо еще не получится, пока не освободите место. Как освобождать - уже решаете сами возможностей тут куча - от продаж и крафтов до просто складирования у себя на базе.

-9

А... да... база. В самом начале игры вам передадут руну, которая способна перенести вашего персонажа в тайную область. И эта область по сути является третьим режимом игры, потому как там разрешено строительство (!). В этой области, свободной от противников, вы можете построить себе как скромную избу на берегу озера, так и гигантский дворец со своими секретными ходами и тайнами. Но... второй вариант подойдет больше для тех, кого тянет в порой бесполезную и малофункциональную эстетику (на мой взгляд). В этой же области вы можете обустроить себе скрад, где сможете хранить вещи, построить различные верстаки и станки для создания других вещей, зелий, заклинаний и т.п., развести огород и домашний скот, да и просто отдохнуть от приключений. Ведь их будет действительно много. А арсенал возможных для строительства объектов будет шириться со временем с изучением вами навыков плотника и коллекционированием специальных рецептов.

В безопасной области вы можете построить себе какой угодно дом, заниматься фермерством и различными крафтами, или же начать осваивать местные ресурсы
В безопасной области вы можете построить себе какой угодно дом, заниматься фермерством и различными крафтами, или же начать осваивать местные ресурсы

Особый упор в игре сделан не то, что на сражениях, сколько на изучение мира игры. О лоре и различных секретах можно и нужно читать в книгах и различных записках (благо это не TES V, и тексты тут не слишком большие). Мне пришлось буквально выделять под книги несколько полок на базе. Бывает так, что вроде бы бесполезная записка оказывается рецептом крафта легендарного оружия или брони.

Лор игры весьма подробно изложен в различных книгах и записках, которые вы сможете найти в мире игры. Советую не пренебрегать ими - очень часто в них можно натолкнуться на рецепт или какую полезную информацию
Лор игры весьма подробно изложен в различных книгах и записках, которые вы сможете найти в мире игры. Советую не пренебрегать ими - очень часто в них можно натолкнуться на рецепт или какую полезную информацию

И да... крафт... Крафтить в игре надо и желательно таки побольше. Еще на ранних этапах вам будет предложено определиться с предрасположенностями. По умолчанию игра будет вас толкать на увлечения зельями и магией - таков сюжет. Но это не значит, что вам обязательно становиться алхимиком и магом. Вы можете освоить кузнечное дело, кожевничество, фермерство, кулинарию и т.д. Лишь бы на все эти хотелки хватило очков обучения. Дело в том, что прокачка персонажа организована тут весьма оригинально. Уровни тут зарабатывать весьма и весьма тяжело - под конец игры вы может натянете до 10 уровня. Каждый уровень дает вам возможность прокачать на 1 очко одну из основных характеристик, а также выделяет 4-6 очков обучения, которые как раз и предстоит тратить, обучая персонажа новым профессиям, или улучшая старые. Процесс обучения очень похож на обучение из серии "Готика". Т.е. для того, чтобы вам освоить навык вам нужен учитель из числа NPC, который обладает нужными вам возможностями по обучению. И не каждый учитель сможет вас провести от первого уровня до предельного - т.е. со временем и по мере прохождения придется искать новых более мудрых учителей. Например, учителя маги могут поднять уровни мудрости и интеллекта за пару очков обучения, за 1-2 очка немного повысить уровень маны, за 1-5 очков усовершенствовать ваши тайные знания (количество очков зависит от уровня данного умения). Рецепты, активные умения и заклинания у учителей можно брать не затрачивая очков обучения - для приобретения нужны только деньги. Главное, чтобы приобретаемые умения соответствовали вашим познаниям в соответствующих направлениях.

Если вы вдруг маг, то в местной академии магии вас могут обучить довольно могущественным заклятиям. Главное до нее добраться...
Если вы вдруг маг, то в местной академии магии вас могут обучить довольно могущественным заклятиям. Главное до нее добраться...

Возвращаясь к крафту. Крафт в игре может быть и не настолько обязателен, но крайне желателен, так как таит в себе добрые 70% геймплея. Тут понять все достаточно просто. Алхимик умеет варить зелья. Пиком его навыка является варка зелий, которые могут навсегда повысить навыки и параметры персонажа. Кузнец может плавить руду в слитки и превращать эти слитки в соответствующие предметы (оружие, броню и т.д.). Прокачанный кузнец способен ваять легендарные предметы и создавать их по очень сложным рецептам. Фермер умеет работать в поле и выращивать различные овощи и магические растения. На поздних этапах фермер уже может возделывать магические семена, из которых может вырасти даже магическая экипировка или сундуки с ней. Ну и так далее. По сути тут важны все профессии, и упуская какую-либо из них вы конечно же можете упустить и контент, который данная профессия в себе скрывает. Некоторые профессии эргономичны при гармоничном развитии. Маг никуда не может воевать без зелий маны и прочей магической сивухи, которую в свою очередь может создавать алхимик. Но алхимику куда проще, когда он же является фермером, чтобы не таскаться по лесам в поисках ингридиентов. Или кузнецу дополнительно не помешало бы быть и шахтером одновременно, чтобы самому добывать материалы для крафта. Но количество очков обучения весьма ограничено и вы это скоро поймете, что заставляет дополнительно осмысливать рациональность своего выбора.

Крафтить зелья и прочие вещи можно не только опираясь на рецепты, но и вполне себе импровизируя. При чем полученный результат можно сохранить в качестве нового рецепта для возможного повтора
Крафтить зелья и прочие вещи можно не только опираясь на рецепты, но и вполне себе импровизируя. При чем полученный результат можно сохранить в качестве нового рецепта для возможного повтора

Помимо прочего стартового лута вам также выдадут компаньона - полуволка полурака полупса Джекса. Как боевая единица Джекс норм только на ранних этапах игры. В остальное время он малоэффективен. Хотите чего-то большего - тогда вам предстоит развивать навыки охотника. Только охотник в этой игре может ловить диких зверей и приручать их при помощи специальных ловушек и зелий (ну да и тут тоже без алхимии не обошлось). Можно приручить медведей, богомолов, всяких там магических существ, которые будут гораздо эффективнее собаки. Поэтому на ранних этапах я бы рекомендовал брать в стартовый набор лута кольцо феникса, которое позволяет воскрешать компаньона в случае его смерти. В противном случае будете устраивать массовую вырубку леса в поисках яйц феникса, которые являются довольно быстро уходящими расходниками в случае с Джексом.

Руины Подземного города - место достаточно мрачное и покинутое. Населяют его разве что некроманты, которые еще подкинут вам изрядных проблем
Руины Подземного города - место достаточно мрачное и покинутое. Населяют его разве что некроманты, которые еще подкинут вам изрядных проблем

Игра просто доверху наполнена различными секретами, ловушками и головоломками. Эти активности задействуют механики игры по полной. Тут вам и возможность перемещения предметов и эксперименты со светом. Далее небольшой пример-спойлер. Есть, например, в игре такая пещера, где ничего нет, кроме статуи голема и нескольких источников света. При этом в самой пещере вы находите записку "Мне удалось сдвинуть обелиски. Когда они приблизились друг к другу, их цвета смешались и создали новый цвет. Наверное, древние запечатали могилу при помощи обелисков. Нужно просто найти правильную комбинацию". Подсказку даст сама статуя, которая произнесет "Зачем золото, если оно не блестит?". Обелиски излучают цвета - синий, зеленый и красный. Однако, если обелиски переместить ближе друг к другу, то и цвета смешивают и дают новый цвет. Т.е. надо смешать цвета, чтобы получить золотистый желтый. Сдвигаем красный и зеленый обелиски и получаем нужную комбинацию, открывая комнату-секрет с лутом. И подобных, но совершенно разных загадок в игре просто навалом. По сути за любой мало-мальски ценный лут надо не только уметь в бой, но и изрядно пораскинуть мозгами. Или, к примеру, есть комната... и вроде бы туда никак не попасть, но если вы будете более внимательны, то сможете заметить небольшую дырочку на уровне пола в стене. У вас есть зелье превращения в крысу? Если да - то вперед, именно так эта мини-загадочка и решается.

Вот такие дворцы себе отстраивают фанаты Balrum в безопасно зоне. Взято с просторов Сети
Вот такие дворцы себе отстраивают фанаты Balrum в безопасно зоне. Взято с просторов Сети

Насчет боя. Бои, как я и говорил, проходят в игре в пошаговом режиме. Вы - союзники - враги. И случаев, когда враги на вас наваливаются скопом по 3 и более, я в игре практически не встречал. Почти всегда приходится иметь дело с 1 или максимум 2мя противниками. Ну может это получилось чисто в моем прохождении... не знаю. Это не делает бои проще или сложнее. Поверьте, моменты, когда вам будут навешивать люлей, даже когда противник не так многочисленен будет очень много. Чего стоят хотя бы тролли в лесу на северо-востоке. Имея возможность глушить вас камнем на расстоянии, они будут довольно жесткой болью.

Редкий случай, когда на персонажа решило выскочить сразу 2 противника - скелет и представитель местных жуков. Пес предсказуемо выгребает свою норму шишек и ретируется вглубь подземелья
Редкий случай, когда на персонажа решило выскочить сразу 2 противника - скелет и представитель местных жуков. Пес предсказуемо выгребает свою норму шишек и ретируется вглубь подземелья

Заключение

В общем - игра действительно стоящая. На момент публикации статьи, ее стоимость составляет 450 руб. в Steam. И она действительно стоит своих денег. Обилие механик, крафта, интересный и не слишком сложный до мелочей сюжет, позволят вам провести в игре несколько десятков увлекательных часов!

-17