Найти тему

Знаешь, что я чувствую?

(Фрагмент сессии)

-Знаете, что я чувствую?- спросил меня в процессе сессии мальчик 11 лет, который переживал развод родителей?

-Не знаю, расскажешь? -проявив искреннюю заинтересованность, спросила я.

-Я чувствую, что моя жизнь разрушается, как карточный домик. Мне очень больно... Вот здесь.

Закрыв глаза, указал ладонью на сердце, продолжил:

-Знаете, что такое карты? Мы с братом часто из них строим домики. Он очень хрупкий. И если вытащить неосторожно одну или две карты, он рушится . Я чувствую, что вот-вот это произойдет. И мне страшно...

-Ты чувствуешь, что все разрушается, как карточный домик? -Да.Но никому нет дела до этого, и до меня тоже. Как будто меня нет, как будто я - пустое место.

-Ты чувствуешь себя одиноко?

- Очень.Мне даже уже не помогает с этим справиться мой любимец - кот. Раньше, я его гладил, когда я был один, и мне становилось спокойнее. А сейчас... сейчас даже он меня стал раздражать.А иногда я ненавижу всех, даже родителей.   

Опустив глаза, отвернувшись, краснея, заявил он.

-Это плохо? 

-Совсем нет. Это говорит о том, что ты очень переживаешь за вашу семью. И, возможно, злишься на то, что ты ничего не можешь изменить.Ты стыдишься за то, что их ненавидишь?- уточнила я.

-Не то, чтобы ...ну, да. Иногда я даже хочу себе что-нибудь сделать ...    Подняв глаза изподлобья, и посмотрев в мою сторону, признался он.

 -Например?

-Я щипаю себя до боли ...Заглянув в мои глаза ещё внимательней, тихо сообщил мальчик.

-Ты за что-то себя винишь?

-Да...это я...Я ...

Заплакал навзрыд ...Он больше не смог сдержать свою боль утраты...

-2

У многих из нас в детстве сложилось так, что родители не всегда обращают внимание на переживания своих детей. Им кажется, что они малы и ничего не понимают. И когда ребенок ведёт себя "неадекватно", родитель жалуется: "он стал невыносимым", "совсем от рук отбился", "грубит" , объясняя это болезнью ,и совсем редко, связывают эти поведенческие реакции с глубокими переживаниями ребенка.

И после, детям сложно поверить в то, что есть хоть кто-то в их жизни , кто готов понять и принять их чувства, не обесценивая их глубину и смысл переживаний. 

-3

Как результат, во взрослой жизни, мы прячемся, когда плачем, глотая слезы до последнего, пока можем терпеть. А если нет, то уходим плакать в укромное местечко, где подавляем в себе крик души. Злимся и не признаем это, сжимая кулаки и кусая губы, считая себя слабаком. Стыдимся и делаем вид, что всё в порядке. Грустим и стараемся «не грузить» других людей своими переживаниями. А когда не можем сдержать слезы, извиняемся и стыдимся своих чувств. 

-4

Единственное, что мы хоть как-то еще готовы показывать, — это радость, да и то «в рамках приличия». Если она слишком сильная, то мы тоже ее прячем, ибо не принято: показывать свое счастье, вдруг ещё кто сглазит, ведь -"Счастье любит тишину" - знаете такую привитую нам "народную мудрость".

Вот и получается, что полностью быть собой мы можем только в одиночестве за закрытыми дверями. Редко, лишь цельные люди, могут быть собой и не боятся проявлять истиное отношение к ситуации и выражать искренние чувства , испытываемые в данный момент. И это счастливые люди!

-5

К сожалению, не все понимают, что чувства для того и даны человеку, чтобы разделять их с другими людьми. Чувства помогают выстроить отношения и найти нужный способ общения. Чувства помогают сообщить другому о том, какой ты настоящий. Разделенные с другим человеком чувства дают шанс быть по-настоящему понятым. Не разумом, а душой, и это то, что формирует эмоционально близкие отношения. И ни какой другой способ: забота, подарки, не способны заместить это.

А как же с печалью и чувством утраты?

-6

Основная причина того, почему для некоторых людей крайне трудно находить выражение своей печали, заключается в том, что семья, в которой они воспитывались, и с которой они все еще как то соединены, является семьей, в которой проявление переживаний ребенка не вызывает сочувствия и рассматривается как нечто, что должно быть изжито как можно быстрее. В таких семьях от плача и других протестов по поводу разлуки склонны избавляться как от инфантильных реакций, а гнев или ревность считаются достойными лишь только - порицания.

 Кроме того, в таких семьях чем больше ребенок настаивает на том, чтобы быть со своей матерью или отцом, тем больше ему говорится, что такие требования являются глупыми и несправедливыми; чем больше он плачет или проявляет вспышки раздражения, тем больше ему говорится, что он - непослушный и плохой. Как результат, под таким давлениям, ребенок склонен приходить к принятию этих стандартов для себя; плакать, выдвигать требования, ощущать гнев, потому что они не удовлетворяются, обвинять других — все эти эмоции будут оцениваться им как несправедливые, детские и плохие. Поэтому, когда он страдает от серьезной утраты, вместо выражения всех тех чувств, которые переполняют всякого человека, вынесшего тяжелую потерю, он склонен заглушать их.

-7

Кроме того, его родственники, продукты той же самой семейной культуры, склонны разделять такой же критический взгляд на эмоции и их выражение. И поэтому тот человек, который больше всего нуждается в понимании и ободрении, имеет наименьшую возможность получить хоть какую-то поддержку. 

Печальная картина, неправда ли?

Но все же, понимая значимость и значение выражения чувств, уже сегодня, именно вы, можете изменить ситуацию: сначала в отношении себя, научившись отражать свои чувства, а потом и в отношениях с другими людьми, где став примером для своих детей, вы покажете им, как по- настоящему можно быть собой и не стыдится своих чувств, сказав ему однажды: "Знаешь, что я сейчас чувствую?"

Если вам нужна моя помощь, как психолога-онлайн/очно, то связаться со мной можно:+79039910483, +79132428055

#психологияэмоций#утрата#боль#потеря#