(Фрагмент сессии)
-Знаете, что я чувствую?- спросил меня в процессе сессии мальчик 11 лет, который переживал развод родителей?
-Не знаю, расскажешь? -проявив искреннюю заинтересованность, спросила я.
-Я чувствую, что моя жизнь разрушается, как карточный домик. Мне очень больно... Вот здесь.
Закрыв глаза, указал ладонью на сердце, продолжил:
-Знаете, что такое карты? Мы с братом часто из них строим домики. Он очень хрупкий. И если вытащить неосторожно одну или две карты, он рушится . Я чувствую, что вот-вот это произойдет. И мне страшно...
-Ты чувствуешь, что все разрушается, как карточный домик? -Да.Но никому нет дела до этого, и до меня тоже. Как будто меня нет, как будто я - пустое место.
-Ты чувствуешь себя одиноко?
- Очень.Мне даже уже не помогает с этим справиться мой любимец - кот. Раньше, я его гладил, когда я был один, и мне становилось спокойнее. А сейчас... сейчас даже он меня стал раздражать.А иногда я ненавижу всех, даже родителей.
Опустив глаза, отвернувшись, краснея, заявил он.
-Это плохо?
-Совсем нет. Это говорит о том, что ты очень переживаешь за вашу семью. И, возможно, злишься на то, что ты ничего не можешь изменить.Ты стыдишься за то, что их ненавидишь?- уточнила я.
-Не то, чтобы ...ну, да. Иногда я даже хочу себе что-нибудь сделать ... Подняв глаза изподлобья, и посмотрев в мою сторону, признался он.
-Например?
-Я щипаю себя до боли ...Заглянув в мои глаза ещё внимательней, тихо сообщил мальчик.
-Ты за что-то себя винишь?
-Да...это я...Я ...
Заплакал навзрыд ...Он больше не смог сдержать свою боль утраты...
У многих из нас в детстве сложилось так, что родители не всегда обращают внимание на переживания своих детей. Им кажется, что они малы и ничего не понимают. И когда ребенок ведёт себя "неадекватно", родитель жалуется: "он стал невыносимым", "совсем от рук отбился", "грубит" , объясняя это болезнью ,и совсем редко, связывают эти поведенческие реакции с глубокими переживаниями ребенка.
И после, детям сложно поверить в то, что есть хоть кто-то в их жизни , кто готов понять и принять их чувства, не обесценивая их глубину и смысл переживаний.
Как результат, во взрослой жизни, мы прячемся, когда плачем, глотая слезы до последнего, пока можем терпеть. А если нет, то уходим плакать в укромное местечко, где подавляем в себе крик души. Злимся и не признаем это, сжимая кулаки и кусая губы, считая себя слабаком. Стыдимся и делаем вид, что всё в порядке. Грустим и стараемся «не грузить» других людей своими переживаниями. А когда не можем сдержать слезы, извиняемся и стыдимся своих чувств.
Единственное, что мы хоть как-то еще готовы показывать, — это радость, да и то «в рамках приличия». Если она слишком сильная, то мы тоже ее прячем, ибо не принято: показывать свое счастье, вдруг ещё кто сглазит, ведь -"Счастье любит тишину" - знаете такую привитую нам "народную мудрость".
Вот и получается, что полностью быть собой мы можем только в одиночестве за закрытыми дверями. Редко, лишь цельные люди, могут быть собой и не боятся проявлять истиное отношение к ситуации и выражать искренние чувства , испытываемые в данный момент. И это счастливые люди!
К сожалению, не все понимают, что чувства для того и даны человеку, чтобы разделять их с другими людьми. Чувства помогают выстроить отношения и найти нужный способ общения. Чувства помогают сообщить другому о том, какой ты настоящий. Разделенные с другим человеком чувства дают шанс быть по-настоящему понятым. Не разумом, а душой, и это то, что формирует эмоционально близкие отношения. И ни какой другой способ: забота, подарки, не способны заместить это.
А как же с печалью и чувством утраты?
Основная причина того, почему для некоторых людей крайне трудно находить выражение своей печали, заключается в том, что семья, в которой они воспитывались, и с которой они все еще как то соединены, является семьей, в которой проявление переживаний ребенка не вызывает сочувствия и рассматривается как нечто, что должно быть изжито как можно быстрее. В таких семьях от плача и других протестов по поводу разлуки склонны избавляться как от инфантильных реакций, а гнев или ревность считаются достойными лишь только - порицания.
Кроме того, в таких семьях чем больше ребенок настаивает на том, чтобы быть со своей матерью или отцом, тем больше ему говорится, что такие требования являются глупыми и несправедливыми; чем больше он плачет или проявляет вспышки раздражения, тем больше ему говорится, что он - непослушный и плохой. Как результат, под таким давлениям, ребенок склонен приходить к принятию этих стандартов для себя; плакать, выдвигать требования, ощущать гнев, потому что они не удовлетворяются, обвинять других — все эти эмоции будут оцениваться им как несправедливые, детские и плохие. Поэтому, когда он страдает от серьезной утраты, вместо выражения всех тех чувств, которые переполняют всякого человека, вынесшего тяжелую потерю, он склонен заглушать их.
Кроме того, его родственники, продукты той же самой семейной культуры, склонны разделять такой же критический взгляд на эмоции и их выражение. И поэтому тот человек, который больше всего нуждается в понимании и ободрении, имеет наименьшую возможность получить хоть какую-то поддержку.
Печальная картина, неправда ли?
Но все же, понимая значимость и значение выражения чувств, уже сегодня, именно вы, можете изменить ситуацию: сначала в отношении себя, научившись отражать свои чувства, а потом и в отношениях с другими людьми, где став примером для своих детей, вы покажете им, как по- настоящему можно быть собой и не стыдится своих чувств, сказав ему однажды: "Знаешь, что я сейчас чувствую?"
Если вам нужна моя помощь, как психолога-онлайн/очно, то связаться со мной можно:+79039910483, +79132428055
#психологияэмоций#утрата#боль#потеря#