Найти тему
Посмотрим, почитаем?

Кодекс Хейса - странные правила морали в Голливуде

Оглавление

Какие правила морали устанавливались для звезд старого Голливуда? Считалось, конечно, что очень строгие, но многочисленные скандалы, эхо которых все же долетало до публики, говорит о том, что все эти требования и правила, мягко сказать, не соблюдались. Хорошо, если заставить живого человека, пусть и связанного со студией строгим контрактом, вести себя подобающим образом получалось не всегда, то уж снять фильм по неким правилам - раз плюнуть. И такие правила появились! И часто они были настолько абсурдными, что воспринимать их серьезно просто невозможно. Обсудим?

Что такое Кодекс Хейса

Уилл Х. Хейз на главной странице TIME
Уилл Х. Хейз на главной странице TIME

Появлению строгих правил поведения предшествовала череда скандалов с голливудскими звездами в 20-30 годах. Затем на боссов студий начали давить даже чиновники и им пришлось что-то предпринять, чтобы притормозить голливудскую машину греха, у которой отказали тормоза.

И тут появляется он - бывший министр почты США и пресвитерианский старейшина по имени Уилл Х. Хейз. Он находит удачное решение, как ему кажется. Он придумал некую систему поведения для обитателей Фабрики Грез, которая в основном содержала позиции "не делай этого" и "будь осторожен". Довольно скоро все они превратились в писаный кодекс, который к 1930 году был принят боссами всех крупных студий. В Кодексе Хейса много всего - от запрета комично изображать религиозных деятелей до запрета определенных танцев на экране. Часть запретов и правил, о которых пойдет речь ниже, покажется просто абсурдом. Но ведь довольно длительное время (1930-1968 годы) Кодекс влиял на то, как снимались в Голливуде фильмы, которые сейчас считаются классикой.

Сцены в спальне - одна нога всегда на полу

"Я люблю Люси" кадр из сериала
"Я люблю Люси" кадр из сериала

Мужчина и женщина в спальне... Опасная территория для кино. Поэтому Кодекс предлагал кинематографистам два варианта. Первый - пара (пусть и женатая) должна располагаться на двух разных кроватях, чаще односпальных. Якобы публика жаждала именно такого целомудрия. Второй вариант: так уж и быть - кровать может быть одна, но дама должна всю сцену простоять (касаться) одной ногой на полу! Тут я согласна - в такой позе заниматься чем-то предосудительным крайне сложно. Предполагалось, что и зритель это понимает. Поэтому чаще всего в голливудских фильмах у семьи две односпальные кровати.

Нет белому рабству

Показывать в кино рабов с белой кожей считалось в этот период категорически недопустимым. Любая другая раса - пожалуйста. Равно как и нельзя было показывать в комичном или неприглядном свете представителей религии, а вот ругать атеистов - пожалуйста. Даже бранные словечки можно было применить ради такого случая.

Обнаженные силуэты - сразу нет

-4

Нагота в любом фильме - предмет жесткой цензуры в старом Голливуде независимо от того, действовал Кодекс Хейса на тот момент или нет. Но в период 1930-1968 требования исключить такие кадры были просто абсурдными. Был установлен запрет даже на показ обнаженной кожи. Что, киноделы думали найти выход и показать хоть немного сексуальности с помощью красивых теней? А вот и нет - нельзя!

"Прозрачные материалы и силуэт часто более наводят на размышления, чем фактическое воздействие".

Раздеваться в кадре тоже было нежелательно. Ну максимум снять перчатки или шляпку, браслет. Мужчинам, конечно, позволялось чуть больше - снять пиджак можно было без особого обоснования сюжетом. А вот все остальные случаи должны иметь под собой "твердую" основу. И если комиссия по этике решит, что раздевались зря, сцену безжалостно вырежут. Кстати, единственную перчатку, снятую Ритой Хейворт в «Гильде» (1946), комиссия цензоров определила как сцену стриптиза.

Ограбления и взломы - исключите гламур!

Романтизация криминальной жизни, чем часто грешат современные фильмы, строго запрещалась. Почему-то особое указание в Кодексе есть на взлом сейфов. Видимо в то время это была наиболее распространенная история. И хотя это правило звучит странновато (формулировка), идея то правильная. Может одна из немногих, но все же.

"[Преступления против закона] никогда не должны быть представлены таким образом, чтобы вызвать сочувствие к преступлению против закона и справедливости или вдохновить других на стремление к подражанию".

Запрет на показ межрасовых отношений

Кадр из фильма "Кто придет к обеду?"
Кадр из фильма "Кто придет к обеду?"

Ну тут никакого удивления - вспомним в какой период действовал Кодекс и все станет на свои места. Межрасовые отношения в нем называются термином "miscegenation". Студиям категорически запрещено показывать их на экране, даже дружба между расами под запретом...

Запрет действовал строго, хотя уже в 1967 году (формально Кодекс еще в силе) выходит фильм "Угадай, кто придет к обеду?", где как раз рассказывается о паре - белая девушка и чернокожий мужчина. По сюжету семья мужчины не знает, что невеста сына белая и для них это не просто сюрприз, а событие, которое может перевернуть всю жизнь.

Непристойные танцы

Танцы
Танцы

Нет, создатель Кодекса благородно признает танец искусством и красивым способом выразить эмоции человека. Но... Тут же уточняется, что танец может "представлять сексуальные действия, независимо от того, выполняются ли они в одиночку или с двумя или более участниками". Ну куда такое на экран. Естественно, разделить танцы на приличные и нет было сложно, поэтому Хейс уточняет - запрещены к демонстрации на экране "неприличные" танцы, включающие "движение грудью [или] чрезмерные телодвижения при неподвижных ногах".

Поцелуи...

Лана Тернер и Роберт Тейлор
Лана Тернер и Роберт Тейлор

Нет, совсем их не запретили. Но если вы посмотрите фильмы того периода, это сухие "чмоки" с плотно закрытыми ртами - в щеку, губы или вообще лоб. Запрещались чрезмерные и похотливые поцелуи. Но какой именно будет чрезмерным? Правильно - любой можно признать таковым, если иметь цель докопаться. Поэтому режиссеры старались, чтобы такой романтичный момент выглядел хотя бы очень красиво, ну и вписывался в нормы Кодекса, конечно.

Брачная ночь

-8

Ну и чтобы два раза не вставать - никаких намеков на брачную первую ночь молодоженов допускать нельзя. И это странно. Ведь Хейс моралист. Но ведь речь то идет о молодоженах! То есть уже супругах, страсть между которыми как бы является предпосылкой к "плодитесь и размножайтесь". Но нет, это было бы слишком пикантным и могло повлиять на тех, кто пока еще не состоит в браке. Да и интерьер спален должен "соответствовать хорошему вкусу и деликатности".

Клеймение животных и людей

-9

Сцены жестокого обращения с животными в Голливуде и так были под запретом. Но по какой-то причине Хейс решил выделить именно процесс нанесения клейма на животных. И на людей, кстати, тоже. Было указание на то, что это слишком отталкивающе. Возможно, был и еще какой-то религиозный подтекст.

Никаких продажных женщин

-10

Золотой стандарт голливуда, привлекательный персонаж - ночная бабочка (тут в угоду алгоритму) с золотым сердцем - пока еще не в фаворе. Продавать человека недопустимо, женщин тем более - Кодекс Хейса отрицает такое явление. Продавать свою добродетель на экране нельзя. Под запретом так же намеки и зацепки, из которых зритель сможет сделать однозначный вывод.

Так ну и к этой теме еще один запрет - герои не болеют венерическими заболеваниями, не обсуждают их. Нельзя было даже говорить о том, что лучше воздерживаться от тех или иных действий, которые могут привести к заболеванию. Хотя такой подход, наоборот, представляется разумным - ведь он мог бы предотвратить какие-то необдуманные действия зрителей.

Нарушили Кодекс - и что?

Да ничего. Никого не расстреляли бы точно. Только вот фильм точно не смог оказаться в прокате - кинотеатры просто не стали бы связываться с таким проектом. Сразу после появления Кодекса на базе Ассоциации производителей и прокатчиков фильмов появилась Администрация производственного Кодекса.

Это была комиссия цензоров, в задачу которой входило следить за тем, чтобы правила и запреты соблюдались. Например, чтобы поцелуй героев на экране не длился более 3 секунд, а кровати женатых героев стояли к друг другу не ближе 70 см.

Режиссерам приходилось крутиться и идти на уступки еще на стадии утверждения сценария. Простой пример - в фильме «Горбун Собора Парижской Богоматери» Фролло стал судьёй. Причина в том же Кодексе, который запрещал показывать религиозного деятеля некомплиментарно. И не важно, что это классическое произведение. Изменить и точка!

Кого-то эти запреты бесили и режиссеры искали способы обойти их. Например, в фильме «Дурная слава» Хичкока герои Кэри Гранта и Ингрид Бергман целуются в кадре. И не 3 секунды, а больше 2 минут. Куда смотрели цензоры? Все просто - им было нечего сказать. Герои не разрывают объятий, но обмениваются короткими поцелуями. Все по правилам. Сцена получилась лиричной и очень трогательной. Возможно, режиссер и не придумал бы ее таковой, если бы не ограничения.

Ну и к 1960 году Кодекс уже начинает трещать по швам. Его запреты начинают уже откровенно игнорировать, ведь зритель уже просто скучает в кино, которое стало пресным и выхолощенным. В 1959 году выходит фильм "В джазе только девушки" (или "Некоторые любят погорячее"). Здесь есть все, чего не приемлет Кодекс - алкоголь, сексуальность, переодевание мужчин в женщин, шутки на фривольные темы, соблазнения, корысть... И, конечно, финальная шутка - для того времени и Кодекса просто на грани фола. Цензуру фильм ожидаемо не прошел, но кинотеатры взяли на себя смелость показать картину зрителю. Восторг последних и сборы показали - решение было правильным. Единственное, чего лишилась картина - значка Американской киноассоциации в титрах.

Ожидаемо в 1968 году с Кодексом было решено попрощаться. Стерильное кино стало уступать позиции быстро развивающемуся телевидению. Нужно было нагонять и возвращать зрителя в кинотеатры. Тогда то и перешли на систему возрастных рейтингов, которая в США действует до сих пор.

Как вам требования Кодекса Хейса? Знали о них? Что думаете - делитесь!

Спасибо, что уделили время и прочитали статью. Буду благодарна за лайки и подписку.