Какие правила морали устанавливались для звезд старого Голливуда? Считалось, конечно, что очень строгие, но многочисленные скандалы, эхо которых все же долетало до публики, говорит о том, что все эти требования и правила, мягко сказать, не соблюдались. Хорошо, если заставить живого человека, пусть и связанного со студией строгим контрактом, вести себя подобающим образом получалось не всегда, то уж снять фильм по неким правилам - раз плюнуть. И такие правила появились! И часто они были настолько абсурдными, что воспринимать их серьезно просто невозможно. Обсудим?
Что такое Кодекс Хейса
Появлению строгих правил поведения предшествовала череда скандалов с голливудскими звездами в 20-30 годах. Затем на боссов студий начали давить даже чиновники и им пришлось что-то предпринять, чтобы притормозить голливудскую машину греха, у которой отказали тормоза.
И тут появляется он - бывший министр почты США и пресвитерианский старейшина по имени Уилл Х. Хейз. Он находит удачное решение, как ему кажется. Он придумал некую систему поведения для обитателей Фабрики Грез, которая в основном содержала позиции "не делай этого" и "будь осторожен". Довольно скоро все они превратились в писаный кодекс, который к 1930 году был принят боссами всех крупных студий. В Кодексе Хейса много всего - от запрета комично изображать религиозных деятелей до запрета определенных танцев на экране. Часть запретов и правил, о которых пойдет речь ниже, покажется просто абсурдом. Но ведь довольно длительное время (1930-1968 годы) Кодекс влиял на то, как снимались в Голливуде фильмы, которые сейчас считаются классикой.
Сцены в спальне - одна нога всегда на полу
Мужчина и женщина в спальне... Опасная территория для кино. Поэтому Кодекс предлагал кинематографистам два варианта. Первый - пара (пусть и женатая) должна располагаться на двух разных кроватях, чаще односпальных. Якобы публика жаждала именно такого целомудрия. Второй вариант: так уж и быть - кровать может быть одна, но дама должна всю сцену простоять (касаться) одной ногой на полу! Тут я согласна - в такой позе заниматься чем-то предосудительным крайне сложно. Предполагалось, что и зритель это понимает. Поэтому чаще всего в голливудских фильмах у семьи две односпальные кровати.
Нет белому рабству
Показывать в кино рабов с белой кожей считалось в этот период категорически недопустимым. Любая другая раса - пожалуйста. Равно как и нельзя было показывать в комичном или неприглядном свете представителей религии, а вот ругать атеистов - пожалуйста. Даже бранные словечки можно было применить ради такого случая.
Обнаженные силуэты - сразу нет
Нагота в любом фильме - предмет жесткой цензуры в старом Голливуде независимо от того, действовал Кодекс Хейса на тот момент или нет. Но в период 1930-1968 требования исключить такие кадры были просто абсурдными. Был установлен запрет даже на показ обнаженной кожи. Что, киноделы думали найти выход и показать хоть немного сексуальности с помощью красивых теней? А вот и нет - нельзя!
"Прозрачные материалы и силуэт часто более наводят на размышления, чем фактическое воздействие".
Раздеваться в кадре тоже было нежелательно. Ну максимум снять перчатки или шляпку, браслет. Мужчинам, конечно, позволялось чуть больше - снять пиджак можно было без особого обоснования сюжетом. А вот все остальные случаи должны иметь под собой "твердую" основу. И если комиссия по этике решит, что раздевались зря, сцену безжалостно вырежут. Кстати, единственную перчатку, снятую Ритой Хейворт в «Гильде» (1946), комиссия цензоров определила как сцену стриптиза.
Ограбления и взломы - исключите гламур!
Романтизация криминальной жизни, чем часто грешат современные фильмы, строго запрещалась. Почему-то особое указание в Кодексе есть на взлом сейфов. Видимо в то время это была наиболее распространенная история. И хотя это правило звучит странновато (формулировка), идея то правильная. Может одна из немногих, но все же.
"[Преступления против закона] никогда не должны быть представлены таким образом, чтобы вызвать сочувствие к преступлению против закона и справедливости или вдохновить других на стремление к подражанию".
Запрет на показ межрасовых отношений
Ну тут никакого удивления - вспомним в какой период действовал Кодекс и все станет на свои места. Межрасовые отношения в нем называются термином "miscegenation". Студиям категорически запрещено показывать их на экране, даже дружба между расами под запретом...
Запрет действовал строго, хотя уже в 1967 году (формально Кодекс еще в силе) выходит фильм "Угадай, кто придет к обеду?", где как раз рассказывается о паре - белая девушка и чернокожий мужчина. По сюжету семья мужчины не знает, что невеста сына белая и для них это не просто сюрприз, а событие, которое может перевернуть всю жизнь.
Непристойные танцы
Нет, создатель Кодекса благородно признает танец искусством и красивым способом выразить эмоции человека. Но... Тут же уточняется, что танец может "представлять сексуальные действия, независимо от того, выполняются ли они в одиночку или с двумя или более участниками". Ну куда такое на экран. Естественно, разделить танцы на приличные и нет было сложно, поэтому Хейс уточняет - запрещены к демонстрации на экране "неприличные" танцы, включающие "движение грудью [или] чрезмерные телодвижения при неподвижных ногах".
Поцелуи...
Нет, совсем их не запретили. Но если вы посмотрите фильмы того периода, это сухие "чмоки" с плотно закрытыми ртами - в щеку, губы или вообще лоб. Запрещались чрезмерные и похотливые поцелуи. Но какой именно будет чрезмерным? Правильно - любой можно признать таковым, если иметь цель докопаться. Поэтому режиссеры старались, чтобы такой романтичный момент выглядел хотя бы очень красиво, ну и вписывался в нормы Кодекса, конечно.
Брачная ночь
Ну и чтобы два раза не вставать - никаких намеков на брачную первую ночь молодоженов допускать нельзя. И это странно. Ведь Хейс моралист. Но ведь речь то идет о молодоженах! То есть уже супругах, страсть между которыми как бы является предпосылкой к "плодитесь и размножайтесь". Но нет, это было бы слишком пикантным и могло повлиять на тех, кто пока еще не состоит в браке. Да и интерьер спален должен "соответствовать хорошему вкусу и деликатности".
Клеймение животных и людей
Сцены жестокого обращения с животными в Голливуде и так были под запретом. Но по какой-то причине Хейс решил выделить именно процесс нанесения клейма на животных. И на людей, кстати, тоже. Было указание на то, что это слишком отталкивающе. Возможно, был и еще какой-то религиозный подтекст.
Никаких продажных женщин
Золотой стандарт голливуда, привлекательный персонаж - ночная бабочка (тут в угоду алгоритму) с золотым сердцем - пока еще не в фаворе. Продавать человека недопустимо, женщин тем более - Кодекс Хейса отрицает такое явление. Продавать свою добродетель на экране нельзя. Под запретом так же намеки и зацепки, из которых зритель сможет сделать однозначный вывод.
Так ну и к этой теме еще один запрет - герои не болеют венерическими заболеваниями, не обсуждают их. Нельзя было даже говорить о том, что лучше воздерживаться от тех или иных действий, которые могут привести к заболеванию. Хотя такой подход, наоборот, представляется разумным - ведь он мог бы предотвратить какие-то необдуманные действия зрителей.
Нарушили Кодекс - и что?
Да ничего. Никого не расстреляли бы точно. Только вот фильм точно не смог оказаться в прокате - кинотеатры просто не стали бы связываться с таким проектом. Сразу после появления Кодекса на базе Ассоциации производителей и прокатчиков фильмов появилась Администрация производственного Кодекса.
Это была комиссия цензоров, в задачу которой входило следить за тем, чтобы правила и запреты соблюдались. Например, чтобы поцелуй героев на экране не длился более 3 секунд, а кровати женатых героев стояли к друг другу не ближе 70 см.
Режиссерам приходилось крутиться и идти на уступки еще на стадии утверждения сценария. Простой пример - в фильме «Горбун Собора Парижской Богоматери» Фролло стал судьёй. Причина в том же Кодексе, который запрещал показывать религиозного деятеля некомплиментарно. И не важно, что это классическое произведение. Изменить и точка!
Кого-то эти запреты бесили и режиссеры искали способы обойти их. Например, в фильме «Дурная слава» Хичкока герои Кэри Гранта и Ингрид Бергман целуются в кадре. И не 3 секунды, а больше 2 минут. Куда смотрели цензоры? Все просто - им было нечего сказать. Герои не разрывают объятий, но обмениваются короткими поцелуями. Все по правилам. Сцена получилась лиричной и очень трогательной. Возможно, режиссер и не придумал бы ее таковой, если бы не ограничения.
Ну и к 1960 году Кодекс уже начинает трещать по швам. Его запреты начинают уже откровенно игнорировать, ведь зритель уже просто скучает в кино, которое стало пресным и выхолощенным. В 1959 году выходит фильм "В джазе только девушки" (или "Некоторые любят погорячее"). Здесь есть все, чего не приемлет Кодекс - алкоголь, сексуальность, переодевание мужчин в женщин, шутки на фривольные темы, соблазнения, корысть... И, конечно, финальная шутка - для того времени и Кодекса просто на грани фола. Цензуру фильм ожидаемо не прошел, но кинотеатры взяли на себя смелость показать картину зрителю. Восторг последних и сборы показали - решение было правильным. Единственное, чего лишилась картина - значка Американской киноассоциации в титрах.
Ожидаемо в 1968 году с Кодексом было решено попрощаться. Стерильное кино стало уступать позиции быстро развивающемуся телевидению. Нужно было нагонять и возвращать зрителя в кинотеатры. Тогда то и перешли на систему возрастных рейтингов, которая в США действует до сих пор.
Как вам требования Кодекса Хейса? Знали о них? Что думаете - делитесь!
Спасибо, что уделили время и прочитали статью. Буду благодарна за лайки и подписку.