Ну что, друзья, прочитавшие «Графа Аверина», у вас теперь тоже в книжных рекомендациях везде отображаются книги об альтернативной России? Располагайтесь, расскажу про одну из них, которую прослушала на днях.
Что за фрукт?
В романе «Ариадна Стим. Механический гений сыска» Тимура Суворкина действие разворачивается в альтернативном Петербурге, который здесь называется Петрополис, после победы декабристов в 1825 году. Виктору Остроумову, работающему в сыскном отделе, в качестве напарника назначают экспериментального робота по имени Ариадна Стим. Девушку-робота многие коллеги Виктора боятся, и есть за что, но наш главный герой считает, что сможет найти общий язык с этим ужасно умным, смертельно опасным и довольно язвительным механизмом.
В данной книге три части — три дела, которые расследуют эти необычные напарники. Так как я слушала произведение в аудиоформате, то только сейчас, готовя эту публикацию, открыла содержание и обнаружила, что нумерация глав имеет необычный формат — двоичный код. А вот названия частей отсылают нас к известным литературным произведениям: «Человек в футляре», «Кошкин дом» и «Темное царство».
Это же признак хорошей литературы. В ней все должны страдать: и герой, и читатель, и писатель. (цитата из книги)
Мои впечатления…
… — самые положительные. Начну с созданного Тимуром Суворкиным мира. Кажется, это моё первое прочитанное произведение в жанре стимпанк. Автор рисует ужасно задымлённый город, в нижней части которого не обойтись без респиратора, а в верхнюю часть простым смертным путь заказан. Передвижение по городу происходит на локомобилях, а между городами — на дирижаблях. В Петрополисе сразу же узнаётся Петербург, хотя названия упоминаемых мест слегка изменены автором: Летний дворец, в котором живёт императрица Екатерина III, Васильев остров. У многих персонажей соответствующие жанру имена: Стимофей, Парослав Котельников, Дымид. Даже названия известных всем произведений слегка изменены, но всё ещё узнаваемы, например «Биологическая война и мир». Благодаря всем этим деталям легко погрузиться в созданную атмосферу стимпанка. При этом так же легко узнаётся и обстановка 19 века: заводы, на которых люди работают по 12–14 часов без выходных, из-за чего происходят бунты; нищета, из которой трудно выбраться, если ты уже в ней оказался или родился. Однако причины у каждого из расследуемых преступлений актуальны во все времена: деньги, власть и желание остановить прогресс любыми способами.
Теперь о самих персонажах. Виктор — очень приятный молодой человек. Он борется за справедливость и не жалеет себя на пути к этому стремлению (постоянно оказывается на волосок от смерти). Однако во всех трёх расследуемых делах верные финальные выводы делала всегда именно Ариадна, которой удавалось заметить то, что упустил Остроумов. Любопытно, как он справлялся до знакомства с ней. Мне было интересно наблюдать за ним во время второго расследования, потому что, как я уже когда-то говорила, мне очень нравятся сюжеты с работой под прикрытием. Во-первых, в такие моменты переживаешь за героя, боясь, что он где-нибудь себя выдаст и его могут раскрыть. Во-вторых, это даёт возможность погрузиться в жизнь какого-то другого сообщества. В данном случае нам удалось увидеть, как живут фабричные работники. (Спойлер: тяжело).
Ариадна — невероятно умный механизм. Она оказалась незаменимым помощником в ходе расследований не только потому, что может обрабатывать намного больше информации, чем человек, и выпускать лезвия из пальцев, но и потому, что умеет видеть связи там, где их не видят люди, и делать очень удачные выводы, постоянно удивляясь, что Виктор сам не додумался до этого. Вообще, отношения с Виктором у них сложные. Если сравнивать с циклом про Аверина, то это отношения графа и Кузи в самом-самом начале: постоянное прощупывание границ дозволенного. Ариадна — не просто механический робот. Всё намного сложнее: при её создании использовались некоторые живые ткани человеческого тела, и она, грубо говоря, питается кровью. Поэтому, хоть она и действует по введённым в её систему инструкциям, как любой компьютер, в ней всё равно чувствуется что-то человеческое. Хотя, мне кажется, это ложное ощущение, которое создаётся за счёт того, что мы смотрим на происходящее глазами Виктора. Я думаю, он очеловечивает робота и, возможно, иногда видит то, чего нет. Даже если так, то его несложно понять: Ариадна умеет шутить и довольно остро подкалывать (далеко не всегда понятно, делает ли она это намеренно или просто говорит, как есть, не фильтруя), умеет припоминать обиды (и делает это довольно часто), а ещё любуется звёздами (а вот деревьями нет). В какой-то момент даже появляется ощущение, что она испытывает ревность, но я потом всё-таки пришла к выводу, что ощущение это было ложным. Кстати, заметили какое роботу дали интересное имя? Похоже, это та самая Ариадна из греческой мифологии, потому что в конце книги упоминают ещё одного робота по имени Афродита.
Говоря о расследованиях, все они были для меня интересными и очень разными. Первая история поражает своей жестокостью. Вторая интересна работой под прикрытием и бОльшим погружением в созданный автором мир. Третья показала кусочек мира за пределами задымлённой столицы и удивила выбранной темой: она очень напоминает игру и недавно вышедший по ней сериал «Одни из нас», а ещё дарит надежду на романтическую линию. А вот оправдывает она её или нет, говорить не буду, сами читайте.
Напоследок забавный момент. Каждая часть начинается с отрывка из произведения, которое пишет начальник Виктора. Меня это в начале даже напугало: слишком уж трудно было воспринимать на слух прописанные там описания и метафоры, я думала, что так и будет дальше. Но нет, всё-таки оказалось, что Тимур Суворкин пишет приятнее, чем его персонаж :)
Итог
Моё первое знакомство со стимпанком в художественной литературе прошло успешно. Я снова радуюсь, что такие классные произведения выходят у русскоязычных авторов, которые к тому же в качестве места действия выбирают город, в котором я живу. Не нашла никакой информации о продолжении, но очень на него надеюсь. Мне безумно хочется узнать, как будут развиваться отношения между Виктором и Ариадной, и погрузиться вместе с ними в новые расследования. Было бы ещё интересно увидеть и других роботов для сравнения, а также посетить другие города, помимо двух представленных в данной книге.
Советую эту книгу всем, кого не пугают жанры стимпанк и детектив. Ну и особенно тем, кто прочитал «Графа Аверина» и хотел бы чего-то похожего, только без магии. И, кстати, если сам граф отталкивал вас своим характером (точно знаю, что такие читатели есть), то Виктор вам может понравиться больше — он совсем не высокомерный, а очень даже добродушный. Впрочем, о его необычной напарнице такое можно сказать далеко не всегда, так что равновесие не нарушено.
Делитесь в комментариях, как относитесь к стимпанку и историям об альтернативной России. Заинтересовала книга?
________________________________