Найти тему

Броня Родины: самоходная артиллерийская установка ИСУ-152 "Зверобой".

Оглавление

Во Второй Мировой войны все участники стремились заполучить нечто внушительное и грозное для противника. На Восточном фронте таким оружием стала ИСУ-152. Тут она была ультимативным аннигилятором всего что можно. Нужно вести огонь с закрытой позиции - пожалуйста, прикрыть танкоопасное направление - не вопрос, поддержать огнем наступающую пехоту - легко.

Описание конструкции и разработки.

Особо внимательные будут интересоваться, а для чего нужна была новая САУ, когда на вооружении уже была СУ-152? Ответ кроется в деталях. Одной из причин стала база, которую использовали для нее, речь идет про танк КВ-1С, ее время уже подходило к концу. Нужно было что-то более бронированное и активно шли работы над новым тяжелым танком - ИС. После их окончания приняли решение о дальнейшем развитии идеи тяжелых самоходок, тем более что они зарекомендовали себя с самой лучшей стороны.

Постановление Государственного комитета обороны № 4043сс от 4 сентября 1943 года предписывало Опытному заводу № 100 в Челябинске совместно с техническим управлением Главного бронетанкового управления Красной Армии до 1 ноября 1943 года спроектировать, изготовить и испытать артсамоход на базе танка ИС.

Разработку новой тяжелой самоходки конструкторское бюро опытного завода №100 провело в очень сжатые сроки, с июня по октябрь 1943 года. В ходе работ установка получила заводское обозначение "объект 241". Ведущим конструктором назначили Григория Николаевича Москвина. Опытный образец изготовили в октябре. Нескольких недель САУ испытывали на полигоне НИБТ в Кубинке и АНИОПе в Гороховце.

Григорий Николаевич Москвин - (21 ноября 1909, Сормово[1] — 2 октября 1986[2]) — советский инженер-танкостроитель, специалист по компоновке танкового вооружения
Григорий Николаевич Москвин - (21 ноября 1909, Сормово[1] — 2 октября 1986[2]) — советский инженер-танкостроитель, специалист по компоновке танкового вооружения

6 ноября 1943 года новую САУ приняли на вооружение РККА. Тогда же Челябинский Кировский завод (ЧКЗ) приступил к ее производству, которое продолжалось до 1946 года. Несколько машин в 1945 году выпустил Ленинградский Кировский завод (ЛКЗ).

ИСУ 152
ИСУ 152

Компоновку САУ ИС-152 (объект 241) можно назвать "классической" для советского танкостроения. Бронерубку из катаных листов установили в передней части корпуса, в ней объединили отделения управления и боевое. Толщина лобовой брони была больше, чем у СУ-152: 60–90 мм против 60–75.

Носовая часть корпуса на машинах первых выпусков была литой, на более поздних уже использовали сварную конструкцию. Количество и размещение членов экипажа были такими же, как и у СУ-152.

ИСУ-152 схема бронирования
ИСУ-152 схема бронирования

Сама по себе конструкция боевой рубки принципиальным изменениям не подверглась. Из-за меньшей ширины танка ИС, по сравнению с KB, пришлось уменьшить наклон бортовых листов с 25° до 15° к вертикали, а наклон кормового листа ликвидировать совсем. Маска пушки имела толщину 60 мм, позже ее довели аж до 100 мм.

По сравнению с СУ-152, бронекорпус САУ ИСУ-152 стал чуть выше и стал более просторным. Увеличение внутреннего объема достигали за счёт уменьшения углов наклона бортовых и скуловых бронелистов. Связанное с этим незначительное уменьшение защищённости компенсировалось увеличением толщины брони.

-5

Крыша рубки состояла из двух частей. Переднюю часть приваривали к передним, скуловым и бортовым листам. В ней в дополнение к двум круглым люкам сделали дополнительное отверстие для установки вентилятора боевого отделения (посередине), которое снаружи закрывалось броневым колпаком, также предусматривались лючок для доступа к заливной горловине левого переднего топливного бака (слева) и отверстие антенного ввода (справа). Задний лист крыши выполнялся съемным и крепился болтами. Следует отметить, что установка вытяжного вентилятора стала существенным достоинством ИСУ-152, по сравнению с СУ-152, в которой вытяжной принудительной вентиляции не было вообще и члены экипажа во время боя порой теряли сознание от скапливавшихся пороховых газов.

Впрочем, по воспоминаниям самоходчиков, и на новой машине вентиляция оставляла желать лучшего - при открывании затвора после выстрела лавина густого порохового дыма струилась из ствола орудия и медленно заполняла боевое отделение.

ИСУ 152 вид сверху на моторное отделение
ИСУ 152 вид сверху на моторное отделение

Крыша над моторно-трансмиссионным отделением состояла из съемного листа над двигателем, сеток над окнами воздухопритока к двигателю и броневых решеток над жалюзи. Съемный лист имел люк для доступа к узлам и агрегатам двигателя, его закрывала откидная крышка. В его задней части расположили два лючка для доступа к заправочным горловинам топливного и масляного баков. Средний кормовой лист корпуса в боевом положении привинчивался болтами, при ремонте можно было откинуть на петлях. Для доступа к агрегатам трансмиссии в нем имелись два круглых люка, закрытых откидными броневыми крышками.

Днище корпуса было сварено из трех бронелистов и имело лючки и отверстия, закрывавшиеся броневыми крышками и пробками.

ультимативный аннигилятор калибра 152 мм внутри бронерубки
ультимативный аннигилятор калибра 152 мм внутри бронерубки

152-мм гаубица-пушка МЛ-20С обр. 1937/43 г. монтировалась в литой рамке, игравшей роль верхнего станка орудия, и защищалась литой же броневой маской, заимствованной у СУ-152. Качающаяся часть самоходной гаубицы-пушки имела незначительные отличия, по сравнению с полевой: были установлены откидной лоток для облегчения заряжания и дополнительная тяга к спусковому механизму, ручки маховиков подъемного и поворотного механизмов находились у наводчика слева по ходу машины, цапфы были вынесены вперед для естественного уравновешивания.

Вертикальные углы наведения колебались в пределах от -3° до +20°, горизонтальные - в секторе 10°. Высота линии огня составляла 1800 мм. Для стрельбы прямой наводкой применялся телескопический прицел СТ-10 с полунезависимой линией прицеливания, для ведения огня с закрытых огневых позиций служила панорама Герца с удлинителем, объектив которой выходил из рубки через открытый левый верхний люк.

При стрельбе в ночных условиях шкалы прицела и панорамы, а также прицельная и орудийная стрелки подсвечивались электрическими лампочками прибора "Луч 5". Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 3800 м, наибольшая - 6200 м. Скорострельность - 2 - 3 выстр./мин. Орудие имело электрический и механический (ручной) спуски. Гашетка электроспуска находилась на ручке маховика подъемного механизма. На орудиях первых выпусков использовался механический (ручной) спуск. Подъемный и поворотный механизмы секторного типа крепились на кронштейнах к левой щеке рамки.

На части машин с октября 1944 года на вращающемся погоне командирского люка стала устанавливаться зенитная турель с 12,7-мм пулеметом ДШК обр. 1938 г. Боекомплект к пулемету составлял 250 патронов. Кроме того, в боевом отделении укладывались два пистолета-пулемета ППШ (позже - ППС) с боекомплектом 1491 патрон и 20 ручных гранат Ф-1.

двигатель ИСУ 152 в процессе реконструкции
двигатель ИСУ 152 в процессе реконструкции

Силовая установка и трансмиссия позаимствовали у танка ИС-1 (ИС-2). На ИСУ-152 устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный дизель В-2ИС (В-2-10) мощностью 520 л.с. при 2000 об/мин. Цилиндры располагались V-образно под углом 60°. Степень сжатия 14 - 15. Масса двигателя 1000 кг.

Общая емкость трех топливных баков составляла 520 л. Еще 300 л перевозилось в трех наружных баках, не подключенных к системе питания. Подача топлива принудительная, с помощью топливного насоса высокого давления НК1.

Трансмиссия САУ включала в себя многодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по ферродо), четырехступенчатую восьмискоростную коробку передач с демультипликатором, двухступенчатые планетарные механизмы поворота с многодисковым блокировочным фрикционом и двухступенчатые бортовые передачи с планетарным рядом.

Ходовая часть САУ применительно к одному борту состояла из шести сдвоенных литых опорных катков диаметром 550 мм и трех поддерживающих катков. Ведущие колеса заднего расположения имели два съемных зубчатых венца с 14-ю зубьями каждый. Направляющие колеса - литые, с кривошипным механизмом натяжения гусениц, взаимозаменяемые с опорными катками. Подвеска - индивидуальная торсионная. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 86 одногребневых траков каждая. Траки штампованные, шириной 650 мм и шагом 162 мм. Зацепление цевочное.

Для внешней радиосвязи на машинах устанавливалась радиостанция 10Р или 10РК, для внутренней - переговорное устройство ТПУ-4-бисФ. Для связи с десантом на корме имелась кнопка звуковой сигнализации.

ИСУ -152, ее основные элементы и размещение экипажа
ИСУ -152, ее основные элементы и размещение экипажа

Экипаж САУ ИСУ-152 состоял из 5 человек. Три члена экипажа находились слева от орудия. Впереди было место механика-водителя, сразу за ним находился наводчик орудия, а сзади сидел заряжающий. Командир самоходки и замковый располагались с правой стороны от орудия. Посадка и высадка экипажа осуществлялась через прямоугольный двухстворчатый люк, расположенные на стыке крышевого и заднего листов бронерубки, а также через круглый люк, находящийся справ от орудия. Еще один круглый люк, находящийся слева от орудия, использовался для вывода наружу удлинителя панорамного прицела и не использовался для посадки экипажа. В корпусе САУ имелся также аварийный люк, расположенный в днище.

Все люки, которые использовались для посадки/высадки экипажа, а также люк артиллерийской панорамы оснащались перископическими приборами Mk IV, которые использовались для наблюдения за обстановкой на поле боя (всего 3 штуки). Механик-водитель САУ вел наблюдение за дорогой при помощи смотрового прибора с триплексом, который прикрывался от осколков специальной бронезаслонкой. Этот прибор размещался в бронированном люке-пробке на лобовой бронеплите САУ слева от орудия. Во время маршей и в спокойной обстановке данный люк-пробка мог быть выдвинут вперед, обеспечивая механику-водителю лучший обзор с его рабочего места.

Боевое применение

С весны 1944 года тяжелые самоходно-артиллерийские полки СУ-152 перевооружались установками ИСУ-152 и ИСУ-122. Их переводили на новые штаты и всем присваивали звание гвардейских. Всего до конца войны было сформировано 56 таких полков, в каждом имелась 21 машина ИСУ-152 или ИСУ-122 (часть из этих полков - смешанного состава). 1 марта 1945 года 143-я отдельная танковая Невельская бригада в Белорусско-литовском военном округе была переформирована в 66-ю гвардейскую Невельскую тяжелую самоходно-артиллерийскую бригаду РВГК трехполкового состава (1804 человека, 65 ИСУ-122, 3 СУ-76).

ИСУ 152 на огневой позиции
ИСУ 152 на огневой позиции

Тяжелые самоходно-артиллерийские полки, приданные танковым и стрелковым частям и соединениям, в первую очередь использовались для поддержки пехоты и танков в наступлении. Следуя в их боевых порядках, САУ уничтожали огневые точки противника и обеспечивали пехоте и танкам успешное продвижение. В этой фазе наступления САУ становились одним из основных средств отражения танковых контратак. В ряде случаев им приходилось выдвигаться вперед боевых порядков своих войск и принимать удар на себя, обеспечивая тем самым свободу маневра поддерживаемых танков.
Так, например, 15 января 1945 года в Восточной Пруссии, в районе Борове, немцы силами до одного полка мотопехоты при поддержке танков и самоходных орудий контратаковали боевые порядки нашей наступавшей пехоты, вместе с которой действовал 390-й гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский полк.
Пехота под давлением превосходящих сил противника отошла за боевые порядки самоходчиков, встретивших удар немцев сосредоточенным огнем и прикрывших поддерживаемые подразделения. Контратака была отбита, и пехота вновь получила возможность продолжать свое наступление.

Тяжелые САУ иногда привлекались к участию в артподготовках. При этом огонь велся как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. В частности, 12 января 1945 года во время Сандомирско-Силезской операции 368-й гвардейский полк ИСУ-152 1-го Украинского фронта в течение 107 минут вел огонь по опорному пункту и четырем артиллерийским и минометным батареям противника. Выпустив 980 снарядов, полк подавил две минометные батареи, уничтожил восемь орудий и до одного батальона солдат и офицеров противника. Интересно отметить, что дополнительные боеприпасы заранее выкладывались на огневых позициях, однако прежде всего расходовались снаряды, находившиеся в боевых машинах, иначе был бы значительно снижен темп стрельбы. Для последующего пополнения тяжелых САУ снарядами требовалось до 40 минут, поэтому они прекращали огонь заблаговременно до начала атаки.

ИСУ 152 двигается к огневой позиции
ИСУ 152 двигается к огневой позиции

Весьма эффективно тяжелые САУ использовались в борьбе с танками противника. Например, в Берлинской операции 19 апреля 360-й гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский полк поддерживал наступление 388-й стрелковой дивизии. Части дивизии овладели одной из рощ восточнее Лихтенберга, где и закрепились. На другой день противник силою до одного полка пехоты при поддержке 15 танков начал контратаковать. При отражении атак в течение дня огнем тяжелых САУ было уничтожено 10 немецких танков и до 300 солдат и офицеров.

ИСУ-152 на улицах Берлина
ИСУ-152 на улицах Берлина

В боях на Земландском полуострове в ходе Восточно-Прусской операции 378-й гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский полк при отражении контратак успешно применял построение боевого порядка полка веером. Это обеспечивало полку обстрел в секторе 180°, чем облегчало борьбу с танками противника, атакующими с разных направлений. Одна из батарей ИСУ-152, построив свой боевой порядок веером на фронте протяженностью 250 м, успешно отразила 7 апреля 1945 года контратаку 30 танков противника, подбив шесть из них. Батарея потерь не понесла. Лишь две машины получили незначительные повреждения ходовой части.

погибшая ИСУ 152 "Зверобой"
погибшая ИСУ 152 "Зверобой"

ИСУ-152 находилась на вооружении Советской Армии до 1970-х годов, вплоть до начала поступления в войска САУ нового поколения. При этом ИСУ-152 дважды модернизировалась. Первый раз в 1956 году, когда САУ получила обозначение ИСУ-152К. На крыше рубки установили командирскую башенку с прибором ТПКУ и семью смотровыми блоками ТНП; боекомплект гаубицы-пушки МЛ-20С увеличили до 30 выстрелов, что потребовало изменение расположения внутреннего оборудования боевого отделения и дополнительных боеукладок; вместо прицела СТ-10 был установлен усовершенствованный телескопический прицел ПС-10. На всех машинах смонтировали зенитный пулемет ДШКМ с боекомплектом 300 патронов. На САУ поставили двигатель В-54К мощностью 520 л.с. с эжекционной системой охлаждения. Емкость топливных баков увеличили до 1280 л. Была усовершенствована система смазки, конструкция радиаторов стала другой. В связи с эжекционной системой охлаждения двигателя изменили и крепление наружных топливных баков. Машины оборудовались радиостанциями 10-РТ и ТПУ-47. Масса самоходки возросла до 47,2 т, однако динамические характеристики остались прежними. Запас хода возрос до 360 км.

Второй вариант модернизации имел обозначение ИСУ-152М. На машину установили доработанные агрегаты танка ИС-2М, зенитный пулемет ДШКМ с боекомплектом 250 патронов и приборы ночного видения.

Заключение.

Серийное производство САУ продолжалось с апреля 1944 по сентябрь 1945 года. До 1 июня 1945 года в Челябинске было собрано 1435 САУ ИСУ-122, которые достаточно активно использовались на всех фронтах Великой Отечественной войны. Всего за время серийного производства заводские цеха покинуло 1735 машин.

железнодорожный эшелон с ИСУ - 152
железнодорожный эшелон с ИСУ - 152

ИСУ-152 стала самой успешной универсальной тяжёлой самоходно-артиллерийской установкой. Лучшее подтверждение тому – срок ее службы, который продлился до 70-х годов прошлого века. За это долгое время поучаствовала она не в одном конфликте.

Хорошо бронированное чудовище с пушкой, против которой не существовало тогда брони, надежное и неприхотливое.

Недостатки конечно были. Самым весомым можно считать малый боекомплект. Всего 20 выстрелов. Большие снаряды, кроме того, были причиной долгой загрузки боекомплекта, около 40 минут.

Второй минус – оптика. Телескопический прицел СТ-10 был отградуирован на стрельбу на дистанции до 900 м, хотя орудие позволяло вести стрельбу прямой наводкой на дистанции до 3,5 км. Да, был панорамный прицел, но тут как раз наоборот, на дальней дистанции нужен был телескопический.

результат попадания осколочного-фугасного снаряда ИСУ -152
результат попадания осколочного-фугасного снаряда ИСУ -152

Стрельба осколочно-фугасными снарядами ИСУ-152 по бронированной технике была вполне обычным явлением, поскольку в боекомплекте 13 выстрелов из 20 были именно осколочно-фугасными. Остальные 7 были бронебойными (или, значительно реже, – бетонобойными). Но повторюсь, 152-мм ОФ-снаряда было достаточно, чтобы натворить дел.

один из памятников ИСУ-152
один из памятников ИСУ-152

***************************************************************************************

P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:

Донат на карту: 2200 7001 4990 8369

Или оформите ежемесячную подписку

Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!