16K подписчиков

Первый год войны, первый выход немецких «маасов» на Русский север: гибель "Пассата"

572 прочитали
Продолжаем знакомиться с боевой историей немецких эскадренных миноносцев типа "Леберехт Маас". В сражении при Нарвике корабли этого типа понесли серьезные потери, но несколько из них остались в строю Кригсмарине, и для них вскоре нашли новые задачи. Предыдущие публикации по "Маасам" можно прочитать, например, ЗДЕСЬ или ТУТ, или ВОТ ТАМ.
Эсминцы Z10 "Ганс Лоди", Z20 "Карл Гальстер"
Эсминцы Z10 "Ганс Лоди", Z20 "Карл Гальстер"

Казалось бы, катастрофа в Нарвике должна была заставить германское командование свернуть активные действия немецкого флота, в частности немецких эсминцев, в арктических районах. Однако этого не случилось, и после небольшого перерыва летом 1940 года немецкие корабли вновь вернулись к берегам Норвегии, но затем были перенацелены на другие театры военных действий. Вновь эсминцы, уже на постоянной основе, появились на севере Норвегии с началом войны с СССР, когда приморскому флангу наступающего корпуса генерала Э.Дитля потребовалось прикрытие с моря.

Немецкие эсминцы с 127-мм и 150-мм орудиями главного калибра у пирса
Немецкие эсминцы с 127-мм и 150-мм орудиями главного калибра у пирса

Для действий на Русском Севере была выбрана 6-я флотилия эсминцев, в которую вошли пять кораблей, из расформированных флотилий: «Ганс Лоди» (4-я флотилия), «Рихард Байтцен» (1-я), «Герман Шёман» (2-я), «Фридрих Экольдт» (1-я), «Карл Гальстер» (3-я флотилия). Как видим, именно в эту флотилию был определён единственный оставшийся в строю эсминец типа «Леберехт Маас» – Z-4 «Рихард Байтцен».

Эсминец «Ганс Лоди» (1939 год) – участник боевых действий в советском Заполярье
Эсминец «Ганс Лоди» (1939 год) – участник боевых действий в советском Заполярье

Местом базирования на первое время для эсминцев стал Киркенес, но они не отстаивались в порту: прибыв на базу 10 июля, они уже утром 12 июля вышли в первый рейд к советскому побережью. Однако первый активный поиск оказался неудачным, несмотря на то, что корабли шли широкой завесой, начав разведку всего в 70 милях от советского побережья и двигаясь в юго-восточном направлении в поисках противника.

Эсминец «Рихард Байтцен» - участник боевых действий в советском Заполярье
Эсминец «Рихард Байтцен» - участник боевых действий в советском Заполярье

В тот период Северный флот сосредотачивал свои ограниченные ресурсы главным образом на оборонительные задачи на сухопутном фронте. Для решения задач освещения обстановки даже в прибрежной морской зоне, ведения противолодочной и противовоздушной обороны флот не располагал и минимумом потребных корабельных и авиационных сил. Поэтому к несению дозорной службы и эскортированию внутренних конвоев привлекались переоборудованные из рыболовных судов, заведомо слабые в боевом отношении корабли (это особенно касалось вооружения, средств обнаружения противника, скоростных и маневренных качеств). Общее отставание в оснащении радиолокацией (которая на бывших траулерах вовсе отсутствовала), гидроакустикой и средствами связи также играло свою, далеко не последнюю, отрицательную роль в судьбе этих импровизированных боевых кораблей.

Немецкие эсминцы в боевом походе
Немецкие эсминцы в боевом походе

Отсутствие на Северном морском фронте оперативной (ближней и дальней) непрерывной разведки при недостаточной отработке способов боевого управления силами, в частности, организации всех видов связи и организации взаимодействия не только с сухопутными частями, но и между флотскими соединениями и отдельными кораблями, привело к безнаказанным действиям противника на наших прибрежных коммуникациях. Это и подтвердили действия немецких эсминцев во время своего первого боевого рейда.

К вечеру 12 июля 1941 года командир немецкой флотилии капитан-цур-зее А.Шульце-Хинрихс (флагман – эсминец «Ганс Лоди») разделил корабли на две группы, которые должны были самостоятельно вести поиск вдоль побережья Кольского полуострова, двигаясь навстречу друг другу.

Схема удара противника по конвою «Пассата»
Схема удара противника по конвою «Пассата»

В это время в ночь на 13 июля 1941 года сторожевой корабль (СКР) «Пассат» (командир – старший лейтенант В.Л. Окуневич) эскортировал два спасательных судна (бывшие РТ-67 и РТ-32), буксировавших судоподъемные понтоны (по другим данным – емкости для топлива) из Мурманска в Иоканьгу. Иногда в литературе этот караван называют отрядом ЭПРОНА.

Прошло всего 10 дней, как рыболовный траулер РТ-102 «Валерий Чкалов» был вооружён двумя 45-мм орудиями и двумя 7,62-мм пулемётами и включён в состав Северного флота под названием СКР «Пассат». Как мы ещё увидим, две «сорокопятки» и два пулемёта – это типовое вооружение для всех сторожевых кораблей, переоборудованных из рыболовецких траулеров. И из таких судов на Северном флоте было сформировано несколько дивизионов СКР для действий в Кольском заливе, Иоканьге и на Белом море.

Эсминец «Ганс Лоди» - флагман группы эсминцев, которая уничтожила «Пассат»
Эсминец «Ганс Лоди» - флагман группы эсминцев, которая уничтожила «Пассат»

С наступлением пасмурного рассвета 13 июля караван советских судов находился в районе Гавриловских островов (прошли 18 миль после маяка Териберский), в этом районе он и был обнаружен тремя немецкими эсминцами, которые начали пристрелочную стрельбу по нашим кораблям.

В момент обнаружения советского конвоя немецкие эсминцы («Ганс Лоди», «Карл Гальстер», «Герман Шёман») находились прямо за кормой у наших кораблей, на расстоянии всего 25-30 кбт от берега. В условиях полярного дня, дождя и тумана немцам удалось оставаться незамеченными вплоть до момента открытия огня. Первые выстрелы прогремели в 02:52 с дистанции около 4000 м, причём немецкому флагману удалось выйти на позицию, с которой можно было реализовывать полный пятиорудийный залп с каждого корабля.

Неравный бой и гибель СКР «Пассат» (рисунок)
Неравный бой и гибель СКР «Пассат» (рисунок)

Первый удар принял на себя один из спасателей – головной РТ-67, именно на него обрушились первые залпы 127-мм орудий противника, он был повреждён уже вторым залпом с «Карла Гальстера» и потерял ход.

Командир «Пассата» приказал судам укрыться в бухте Гавриловских островов, а сам, прикрывая их дымовой завесой, принял бой с немецкими кораблями, открыв огонь из 45-мм пушек. Однако бой «Пассата» с «маасами» и «гальстерами» не мог продолжаться долго – пятый залп с «Ганса Лоди» снёс ходовой мостик вместе с командиром и со всеми, кто там находился. Правда гибель командования не повлияла на действия экипажа – расчеты 45-мм орудий продолжали вести огонь до последней минуты. Немецкие эсминцы обогнули сторожевик с севера и приблизились к маленькому конвою. Несмотря на то, что во время манёвра точность немецких орудий снизилась, русский сторожевик получил несколько попаданий. Один из разрывов немецких снарядов вызвал большой взрыв на корме «Пассата», и он стал быстро погружаться в воду. По имеющимся данным, в 03:30, то есть почти через 40 минут после начала боя, сторожевой корабль «Пассат» скрылся под водой. Отважные действия сторожевого корабля «Пассат» помогли спастись большинству моряков спасательных судов.

Эсминец «Карл Гальстер» - напарник «Ганса Лоди» при уничтожении «Пассата»
Эсминец «Карл Гальстер» - напарник «Ганса Лоди» при уничтожении «Пассата»

Покончив с «Пассатом», немецкие эсминцы сосредоточили огонь на тонущем РТ-67, который вскоре также затонул примерно через 25 минут после гибели «Пассата». Но благодаря самоотверженности сторожевика экипаж с РТ-67 успел спустить две шлюпки, одной из которых удалось подобрать двух моряков из экипажа «Пассата». Всего из 99 человек экипажа «Пассата» и РТ-67 спастись удалось 26 морякам (менее трети экипажей).

Пока немцы расправлялись с «Пассатом» и РТ-67, второй спасатель – РТ-32, несмотря на то, что получил повреждения от огня «Герман Шёмана», всё же успел добраться до бухты Гавриловская и выброситься на отмель между рекой Воронья и мысом Гавриловский. Его экипаж во время боя потерял семь человек, а само судно через два года было снято с камней, хотя потом и не восстанавливалось. Поле боя осталось за немецкими эсминцами, и в 03:46 флагман Шульце-Хинрикс дал сигнал к отходу, эсминцы развернулись в сторону моря. Через 20 минут к ним присоединился «Рихард Байтцен» и «Фридрих Экольд», которым не удалось обнаружить советских кораблей.

Спасательному судну РТ-32 «Кумха» удалось спастись и выброситься на берег
Спасательному судну РТ-32 «Кумха» удалось спастись и выброситься на берег

После сбора всех кораблей немецкий флагман принял решение отказаться от повторного поиска советских рыболовных флотилий в Баренцевом море. Основной причиной в литературе называют потерю скрытности соединения, так как после гибели «Пассата» и РТ-67 в районе появилась советская авиация, которая начала систематические атаки.

В своей книге «Немецкие эсминцы Второй мировой. Демоны морских сражений» С.Патянин и М.Морозов приводят интересный факт: «… в ходе этого скоротечного боя эсминцы 1-го дивизиона умудрились израсходовать 4/5 артиллерийского боекомплекта и одну торпеду, которую, желая побыстрее добить своего противника, выпустил командир «Карла Гальстера» (торпеда предназначалась РТ-67). Так что не исключено, что данный факт тоже сыграл свою роль в принятии решения об отходе немецких эсминцев.

Во время отхода немецкого соединения для их перехвата было совершено около 40 самолёто-вылетов, в которых приняли участие бомбардировщики СБ, разведчики МБР и гидросамолёты. Но нанести повреждения отходящим немецким эсминцам советским лётчикам не удалось, большинство даже не смогли обнаружить противника, не то, что выйти в удачную атаку. Как здесь не вспомнить одинокий «Хейнкель» с неопытным фельдфебелем и попадание бомб в «Леберехт Маас»,((.

Эсминец «Гремящий» не смог помешать немецким эсминцам
Эсминец «Гремящий» не смог помешать немецким эсминцам

Более того, на перехват немецких эсминцев были отправлены советские эсминцы «Громкий», «Гремящий», «Стремительный», «Куйбышев» и «Урицкий». Но после того, как стало известно, что противник имеет не три эсминца, а пять, командование Северного флота, опасаясь, что возможный бой приведет к гибели советских кораблей, отозвало корабли на базу. Наверное, такое решение, основывающееся на подсчетах вымпелов и оценке боевой эффективности кораблей, в то время было верным. С другой стороны, история знает много примеров, когда победа достигалась, невзирая на численное преимущество противника. Но оставим предположения, приведём только слова самого командующего Северным флотом. Адмирал А. Г. Головко, командовавший в годы войны Северным флотом, впоследствии писал, что «…занятый сухопутными делами, беспокоясь за положение базы, я допустил… ошибку, не обеспечив разведку со стороны моря». Оценивая причины гибели кораблей (в том числе и «Пассата», и впоследствии «Тумана» и других), адмирал признает свои ошибки.

Эсминец «Валериан Куйбышев» модернизированный «новик» существенно уступал немецким
«маасам»
Эсминец «Валериан Куйбышев» модернизированный «новик» существенно уступал немецким «маасам»
«…Увы, нам ещё не хватает оперативности мышления в новых условиях и умения анализировать уже известные факты… В двух предыдущих случаях появление вражеских эсминцев было предворено воздушной разведкой и совпадало по времени с нынешним случаем. Если бы сегодня мы учли это, если бы действовали быстрее…, картина боя могла быть иной. Ибо, где-где, а на войне время не ждет».

К слову сказать, ещё 12 июля, то есть накануне гибели «Пассата» две советские подводные лодки (М-175 и М-172), действуя на маршрутах выхода немецких эсминцев из базы в Киркенесе, упустили возможность обнаружить и атаковать эту группу немецких эсминцев.

В итоге вечером 13 июля немецкая 6-я флотилия эсминцев в полном составе прибыла к месту базирования в Тана-фьорд.

Продолжение следует.

Источники: Breyer, S. Deutsche Zerstorer im Einsatz (Teil I) /Marine-Arsenal mit internationalen Flottennachrichten und Marinerundblick. Band 17. – 1998.; Breyer, S. Die deutschen Zerstorer (Teil I) /Marine-Arsenal mit internationalen
Flottennachrichten und Marinerundblick. Band 33. – 1995.; Deutsche Zerstorer 1939-1945. Entwicklung. Einsatze.Verbleib. Eine Dokumentation in Bildern
/ U.Elfrath. – 150 p.; Fock, H. Z-vor! Internationale Entwicklung und Kriegseinsatze von Zerstorern und Torpedobooten im Zweiten Weltkrieg. 1940- 1945. – Hamburg. 1998.; Fock, H. Z-vor! Internationale Entwicklung und Kriegseinsatze von Zerstorern und Torpedobooten im Zweiten Weltkrieg. 1914- 1939. – Hamburg. 2001.; German Destroyers and Escorts / P.Stephens.- AZTEX, Tucson, Arizona.- 1983.- 98 p.; Апальков, Ю. ВМС Германии. 1914-1918. Справочник по корабельному составу / Ю.В.Апальков // Морская коллекция, № 3 (9) – 1996. – 32 с.; Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания. – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб: Теrra Fantastica, 2004. – 667 с.; Грановский, Е. Германские эсминцы в бою. Действия эскадренных миноносцев ВМФ Германии в 1939-1945 гг. Часть 1 – Антология войны на море. Вып.2 / Е.А.Грановский, М.Э.Морозов, А.В.Дашьян. – Москва, 1995. – 112 с.;
Грановский, Е. Германские эсминцы в бою. Действия эскадренных миноносцев ВМФ Германии в 1939-1945 гг. Часть 2 – Антология войны на море. Вып.4 / Е.А.Грановский, М.Э.Морозов, А.В.Дашьян. – Москва: ЧеРо, 1995. – 116 с.; Дашьян, А. Эсминцы Второй мировой: первый в мире полный справочник/ А.Дашьян. – Москва: Эксмо: Яуза, 2019. – 416 с.; Кобчиков, Е. Бой и гибель сторожевого корабля «Туман»/ Е.Ю.Кобчиков // Гангут, №6.- 1993. – С.98-107.; Кобчиков, Е. На траверзе маяка Гавриловский (бой и гибель сторожевого корабля «Пассат» / Е.Ю.Кобчиков // Гангут, №21.- 1999. – С.61- 74.; Марч, Э. Британские эсминцы. История эволюции. 1892-1953. Часть 4.- Период крушения
надежд. – СПб: ООО «Галлея Принт», 2014 – 248 с.; Мировая война: Взгляд побежденных, 1939 – 1945 гг. – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб: «Издательство «Полигон», 2002. – 736 с.; Патянин, С. Миноносцы типа «Вольф»/С.В.Патянин// Морская коллекция, № 2 (71) – 2005. – 32 с.; Патянин, С. Немецкие эсминцы Второй мировой. Демоны морских сражений/С.В.Патянин, М.Э.Морозов. – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.- 160 с.; Патянин, С. Эсминцы типа «Леберехт Маас». Эскадренные миноносцы серий 34,34А, 36/ С.В.Патянин // Морская коллекция, № 5 (62) –2004. – 32 с.; Руге, Ф. Война на море /Ф.Руге. – М.: ООО
«Издательство АСТ»; СПб: «Издательство «Полигон», 1998. – 400 с.; Трубицын, С. Минный заградитель «Грыф» С.Б.Трубицын// Морская коллекция, № 8 (167) – 2013. – 32 с.; Тулейя, Т. Сумерки морских богов /Т.Тулейя, Д.Вудворд. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000. – 640 с.