Продолжаем знакомиться с боевой историей немецких эскадренных миноносцев типа "Леберехт Маас". В сражении при Нарвике корабли этого типа понесли серьезные потери, но несколько из них остались в строю Кригсмарине, и для них вскоре нашли новые задачи. Предыдущие публикации по "Маасам" можно прочитать, например, ЗДЕСЬ или ТУТ, или ВОТ ТАМ.
Казалось бы, катастрофа в Нарвике должна была заставить германское командование свернуть активные действия немецкого флота, в частности немецких эсминцев, в арктических районах. Однако этого не случилось, и после небольшого перерыва летом 1940 года немецкие корабли вновь вернулись к берегам Норвегии, но затем были перенацелены на другие театры военных действий. Вновь эсминцы, уже на постоянной основе, появились на севере Норвегии с началом войны с СССР, когда приморскому флангу наступающего корпуса генерала Э.Дитля потребовалось прикрытие с моря.
Для действий на Русском Севере была выбрана 6-я флотилия эсминцев, в которую вошли пять кораблей, из расформированных флотилий: «Ганс Лоди» (4-я флотилия), «Рихард Байтцен» (1-я), «Герман Шёман» (2-я), «Фридрих Экольдт» (1-я), «Карл Гальстер» (3-я флотилия). Как видим, именно в эту флотилию был определён единственный оставшийся в строю эсминец типа «Леберехт Маас» – Z-4 «Рихард Байтцен».
Местом базирования на первое время для эсминцев стал Киркенес, но они не отстаивались в порту: прибыв на базу 10 июля, они уже утром 12 июля вышли в первый рейд к советскому побережью. Однако первый активный поиск оказался неудачным, несмотря на то, что корабли шли широкой завесой, начав разведку всего в 70 милях от советского побережья и двигаясь в юго-восточном направлении в поисках противника.
В тот период Северный флот сосредотачивал свои ограниченные ресурсы главным образом на оборонительные задачи на сухопутном фронте. Для решения задач освещения обстановки даже в прибрежной морской зоне, ведения противолодочной и противовоздушной обороны флот не располагал и минимумом потребных корабельных и авиационных сил. Поэтому к несению дозорной службы и эскортированию внутренних конвоев привлекались переоборудованные из рыболовных судов, заведомо слабые в боевом отношении корабли (это особенно касалось вооружения, средств обнаружения противника, скоростных и маневренных качеств). Общее отставание в оснащении радиолокацией (которая на бывших траулерах вовсе отсутствовала), гидроакустикой и средствами связи также играло свою, далеко не последнюю, отрицательную роль в судьбе этих импровизированных боевых кораблей.
Отсутствие на Северном морском фронте оперативной (ближней и дальней) непрерывной разведки при недостаточной отработке способов боевого управления силами, в частности, организации всех видов связи и организации взаимодействия не только с сухопутными частями, но и между флотскими соединениями и отдельными кораблями, привело к безнаказанным действиям противника на наших прибрежных коммуникациях. Это и подтвердили действия немецких эсминцев во время своего первого боевого рейда.
К вечеру 12 июля 1941 года командир немецкой флотилии капитан-цур-зее А.Шульце-Хинрихс (флагман – эсминец «Ганс Лоди») разделил корабли на две группы, которые должны были самостоятельно вести поиск вдоль побережья Кольского полуострова, двигаясь навстречу друг другу.
В это время в ночь на 13 июля 1941 года сторожевой корабль (СКР) «Пассат» (командир – старший лейтенант В.Л. Окуневич) эскортировал два спасательных судна (бывшие РТ-67 и РТ-32), буксировавших судоподъемные понтоны (по другим данным – емкости для топлива) из Мурманска в Иоканьгу. Иногда в литературе этот караван называют отрядом ЭПРОНА.
Прошло всего 10 дней, как рыболовный траулер РТ-102 «Валерий Чкалов» был вооружён двумя 45-мм орудиями и двумя 7,62-мм пулемётами и включён в состав Северного флота под названием СКР «Пассат». Как мы ещё увидим, две «сорокопятки» и два пулемёта – это типовое вооружение для всех сторожевых кораблей, переоборудованных из рыболовецких траулеров. И из таких судов на Северном флоте было сформировано несколько дивизионов СКР для действий в Кольском заливе, Иоканьге и на Белом море.
С наступлением пасмурного рассвета 13 июля караван советских судов находился в районе Гавриловских островов (прошли 18 миль после маяка Териберский), в этом районе он и был обнаружен тремя немецкими эсминцами, которые начали пристрелочную стрельбу по нашим кораблям.
В момент обнаружения советского конвоя немецкие эсминцы («Ганс Лоди», «Карл Гальстер», «Герман Шёман») находились прямо за кормой у наших кораблей, на расстоянии всего 25-30 кбт от берега. В условиях полярного дня, дождя и тумана немцам удалось оставаться незамеченными вплоть до момента открытия огня. Первые выстрелы прогремели в 02:52 с дистанции около 4000 м, причём немецкому флагману удалось выйти на позицию, с которой можно было реализовывать полный пятиорудийный залп с каждого корабля.
Первый удар принял на себя один из спасателей – головной РТ-67, именно на него обрушились первые залпы 127-мм орудий противника, он был повреждён уже вторым залпом с «Карла Гальстера» и потерял ход.
Командир «Пассата» приказал судам укрыться в бухте Гавриловских островов, а сам, прикрывая их дымовой завесой, принял бой с немецкими кораблями, открыв огонь из 45-мм пушек. Однако бой «Пассата» с «маасами» и «гальстерами» не мог продолжаться долго – пятый залп с «Ганса Лоди» снёс ходовой мостик вместе с командиром и со всеми, кто там находился. Правда гибель командования не повлияла на действия экипажа – расчеты 45-мм орудий продолжали вести огонь до последней минуты. Немецкие эсминцы обогнули сторожевик с севера и приблизились к маленькому конвою. Несмотря на то, что во время манёвра точность немецких орудий снизилась, русский сторожевик получил несколько попаданий. Один из разрывов немецких снарядов вызвал большой взрыв на корме «Пассата», и он стал быстро погружаться в воду. По имеющимся данным, в 03:30, то есть почти через 40 минут после начала боя, сторожевой корабль «Пассат» скрылся под водой. Отважные действия сторожевого корабля «Пассат» помогли спастись большинству моряков спасательных судов.
Покончив с «Пассатом», немецкие эсминцы сосредоточили огонь на тонущем РТ-67, который вскоре также затонул примерно через 25 минут после гибели «Пассата». Но благодаря самоотверженности сторожевика экипаж с РТ-67 успел спустить две шлюпки, одной из которых удалось подобрать двух моряков из экипажа «Пассата». Всего из 99 человек экипажа «Пассата» и РТ-67 спастись удалось 26 морякам (менее трети экипажей).
Пока немцы расправлялись с «Пассатом» и РТ-67, второй спасатель – РТ-32, несмотря на то, что получил повреждения от огня «Герман Шёмана», всё же успел добраться до бухты Гавриловская и выброситься на отмель между рекой Воронья и мысом Гавриловский. Его экипаж во время боя потерял семь человек, а само судно через два года было снято с камней, хотя потом и не восстанавливалось. Поле боя осталось за немецкими эсминцами, и в 03:46 флагман Шульце-Хинрикс дал сигнал к отходу, эсминцы развернулись в сторону моря. Через 20 минут к ним присоединился «Рихард Байтцен» и «Фридрих Экольд», которым не удалось обнаружить советских кораблей.
После сбора всех кораблей немецкий флагман принял решение отказаться от повторного поиска советских рыболовных флотилий в Баренцевом море. Основной причиной в литературе называют потерю скрытности соединения, так как после гибели «Пассата» и РТ-67 в районе появилась советская авиация, которая начала систематические атаки.
В своей книге «Немецкие эсминцы Второй мировой. Демоны морских сражений» С.Патянин и М.Морозов приводят интересный факт: «… в ходе этого скоротечного боя эсминцы 1-го дивизиона умудрились израсходовать 4/5 артиллерийского боекомплекта и одну торпеду, которую, желая побыстрее добить своего противника, выпустил командир «Карла Гальстера» (торпеда предназначалась РТ-67). Так что не исключено, что данный факт тоже сыграл свою роль в принятии решения об отходе немецких эсминцев.
Во время отхода немецкого соединения для их перехвата было совершено около 40 самолёто-вылетов, в которых приняли участие бомбардировщики СБ, разведчики МБР и гидросамолёты. Но нанести повреждения отходящим немецким эсминцам советским лётчикам не удалось, большинство даже не смогли обнаружить противника, не то, что выйти в удачную атаку. Как здесь не вспомнить одинокий «Хейнкель» с неопытным фельдфебелем и попадание бомб в «Леберехт Маас»,((.
Более того, на перехват немецких эсминцев были отправлены советские эсминцы «Громкий», «Гремящий», «Стремительный», «Куйбышев» и «Урицкий». Но после того, как стало известно, что противник имеет не три эсминца, а пять, командование Северного флота, опасаясь, что возможный бой приведет к гибели советских кораблей, отозвало корабли на базу. Наверное, такое решение, основывающееся на подсчетах вымпелов и оценке боевой эффективности кораблей, в то время было верным. С другой стороны, история знает много примеров, когда победа достигалась, невзирая на численное преимущество противника. Но оставим предположения, приведём только слова самого командующего Северным флотом. Адмирал А. Г. Головко, командовавший в годы войны Северным флотом, впоследствии писал, что «…занятый сухопутными делами, беспокоясь за положение базы, я допустил… ошибку, не обеспечив разведку со стороны моря». Оценивая причины гибели кораблей (в том числе и «Пассата», и впоследствии «Тумана» и других), адмирал признает свои ошибки.
«…Увы, нам ещё не хватает оперативности мышления в новых условиях и умения анализировать уже известные факты… В двух предыдущих случаях появление вражеских эсминцев было предворено воздушной разведкой и совпадало по времени с нынешним случаем. Если бы сегодня мы учли это, если бы действовали быстрее…, картина боя могла быть иной. Ибо, где-где, а на войне время не ждет».
К слову сказать, ещё 12 июля, то есть накануне гибели «Пассата» две советские подводные лодки (М-175 и М-172), действуя на маршрутах выхода немецких эсминцев из базы в Киркенесе, упустили возможность обнаружить и атаковать эту группу немецких эсминцев.
В итоге вечером 13 июля немецкая 6-я флотилия эсминцев в полном составе прибыла к месту базирования в Тана-фьорд.
Продолжение следует.
Источники: Breyer, S. Deutsche Zerstorer im Einsatz (Teil I) /Marine-Arsenal mit internationalen Flottennachrichten und Marinerundblick. Band 17. – 1998.; Breyer, S. Die deutschen Zerstorer (Teil I) /Marine-Arsenal mit internationalen
Flottennachrichten und Marinerundblick. Band 33. – 1995.; Deutsche Zerstorer 1939-1945. Entwicklung. Einsatze.Verbleib. Eine Dokumentation in Bildern
/ U.Elfrath. – 150 p.; Fock, H. Z-vor! Internationale Entwicklung und Kriegseinsatze von Zerstorern und Torpedobooten im Zweiten Weltkrieg. 1940- 1945. – Hamburg. 1998.; Fock, H. Z-vor! Internationale Entwicklung und Kriegseinsatze von Zerstorern und Torpedobooten im Zweiten Weltkrieg. 1914- 1939. – Hamburg. 2001.; German Destroyers and Escorts / P.Stephens.- AZTEX, Tucson, Arizona.- 1983.- 98 p.; Апальков, Ю. ВМС Германии. 1914-1918. Справочник по корабельному составу / Ю.В.Апальков // Морская коллекция, № 3 (9) – 1996. – 32 с.; Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания. – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб: Теrra Fantastica, 2004. – 667 с.; Грановский, Е. Германские эсминцы в бою. Действия эскадренных миноносцев ВМФ Германии в 1939-1945 гг. Часть 1 – Антология войны на море. Вып.2 / Е.А.Грановский, М.Э.Морозов, А.В.Дашьян. – Москва, 1995. – 112 с.;
Грановский, Е. Германские эсминцы в бою. Действия эскадренных миноносцев ВМФ Германии в 1939-1945 гг. Часть 2 – Антология войны на море. Вып.4 / Е.А.Грановский, М.Э.Морозов, А.В.Дашьян. – Москва: ЧеРо, 1995. – 116 с.; Дашьян, А. Эсминцы Второй мировой: первый в мире полный справочник/ А.Дашьян. – Москва: Эксмо: Яуза, 2019. – 416 с.; Кобчиков, Е. Бой и гибель сторожевого корабля «Туман»/ Е.Ю.Кобчиков // Гангут, №6.- 1993. – С.98-107.; Кобчиков, Е. На траверзе маяка Гавриловский (бой и гибель сторожевого корабля «Пассат» / Е.Ю.Кобчиков // Гангут, №21.- 1999. – С.61- 74.; Марч, Э. Британские эсминцы. История эволюции. 1892-1953. Часть 4.- Период крушения
надежд. – СПб: ООО «Галлея Принт», 2014 – 248 с.; Мировая война: Взгляд побежденных, 1939 – 1945 гг. – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб: «Издательство «Полигон», 2002. – 736 с.; Патянин, С. Миноносцы типа «Вольф»/С.В.Патянин// Морская коллекция, № 2 (71) – 2005. – 32 с.; Патянин, С. Немецкие эсминцы Второй мировой. Демоны морских сражений/С.В.Патянин, М.Э.Морозов. – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.- 160 с.; Патянин, С. Эсминцы типа «Леберехт Маас». Эскадренные миноносцы серий 34,34А, 36/ С.В.Патянин // Морская коллекция, № 5 (62) –2004. – 32 с.; Руге, Ф. Война на море /Ф.Руге. – М.: ООО
«Издательство АСТ»; СПб: «Издательство «Полигон», 1998. – 400 с.; Трубицын, С. Минный заградитель «Грыф» С.Б.Трубицын// Морская коллекция, № 8 (167) – 2013. – 32 с.; Тулейя, Т. Сумерки морских богов /Т.Тулейя, Д.Вудворд. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000. – 640 с.