Найти тему
Юрий Кислов

Прог-рок-группа RENAISSANCE из шестидесятых: не легендарная, но достойная

Всем привет! Не знаю у кого как, а лето, в краях, где я имею счастье жить, ну очень жаркое даже по нашим, южным меркам. И мое нынешнее состояние приблизительно вот такое:

Но… Но я рад приветствовать вас всех на канале ЮРИЙ КИСЛОВ, в котором я стараясь быть вдумчивым и скрупулезным, пишу о рок-музыке шестидесятых годов XX века. Уже написал о более чем ТРЕХСОТ исполнителе и групп. Не верите? Загляните в КАТАЛОГ канала – там всё по порядку и алфавиту с соответствующими ссылками:

Из рок-архивов шестидесятых: каталог канала ЮРИЙ КИСЛОВ по алфавиту
Юрий Кислов4 июня 2021

Сегодня – о рок-группе RENAISSANCE, которая выпустила лишь два лонгплея в самом конце десятилетия, а всего - полтора десятка альбомов в разных составах, но, сделала все это, оттолкнувшись от любимого нами и великого десятилетия.

RENAISSANCE, как известно, это британская прогрессив-рок-группа, загнать которую в какие-то определенные жанровые рамки просто невозможно. Классика, фолк-рок, чистой воды прогрессив, - чего только нет в удивительном творчестве этой команды!

-2

Чтобы сразу расставить точки над «ё», отмечу, что в своем развитии команда прошла три стадии, сохранив во всех составах СВОЁ, постоянно наращивая мощности и энергетику.

Итак, начнем с 1969 года…

Группу организовали бывшие участники THE YARDBIRDS Джим Маккарти и Кит Релф, пригласив туда Джона Хокена, Луиса Сенамо и сестричку Релфа по имени Джейн. Дело было в Сюррее, историческом графстве на юге Англии.

Получился такой расклад:

Джейн Релф - ведущий вокал, бэк-вокал, перкуссия

Кит Релф - гитара, губная гармоника, ведущий вокал, бэк-вокал

Джон Хокен - фортепиано, клавесин

Луи Сенамо - бас - гитара

Джим Маккарти - барабаны, перкуссия, бэк-вокал

Первый этап своего развития RENAISSANCE завершили, выпустив два альбома, -«Renaissance» (1969) и «Illusion» (1970).

Сразу же - содержание первого альбома:

SIDE ONE

Kings and Queens 10:55

Innocence 7:05

SIDE TWO

Island 5:57

Wanderer 4:00

Bullet 11:24

-3

Особой радости создатели альбома при этом не испытали. Привыкали друг к другу и к музыкальным пристрастиям команды, только что созданной. Да и публика отнеслась к нему довольно прохладно. Она еще не знала, что последует далее.

Но хотелось бы сразу отметить несколько основополагающих для дальнейшего развития группы вещей. Во-первых – опора на женский вокал. Во-вторых – яркая роль клавиш, да и вообще, вкусно и значительно выполненные инструментальные части. Несомненно – это дух экспериментирования и сразу же, преподнесенная как на блюдечке, грамотная и захватывающая смесь классики, джаза, блюза, рока и фолка. Ну и поэтика: тексты там были далеко не примитивные.

-4

Это потом, в девяностых, дебютный альбом команды начали переиздавать, будто спохватились.

Группа, раскручивая свой первый лонгплей, довольно активно выступала в Британии, заезжала в Европу, и даже выступила в США, в Сан-Франциско, на знаменитой концертной площадке «Fillmore».

-5

А затем, при работе над второй пластинкой, коллектив начал распадаться. По большому счету альбом «Illusion» (1970) можно считать каким-то незавершенным.

Разборок внутри коллектива не было. Просто Джим Маккартни устал от гастролей, а Кит Релф решил уйти вместе с ним, решив создать вместе с Сенамо команду ARMAGEDDON.

Забегу вперед: Кит Релф в семидесятых много времени посвятил «скрещиванию» чистой гитарной акустики и рока. В 1976 году его нашли мертвым в доме. В руках у него была подключенная к усилителю электрогитара…

Затем, (я возвращаюсь в 1970-й) Джим со товарищем вернулся, прихватив с собой Майкла Данфорда.

Отмечу, что во втором альбоме с разваливающейся группой стала сотрудничать поэтесса Бетти Тэтчер: отныне почти все тексты её. Она писала их на уже готовые мелодии. Вот один из образцов её творчества:

Весь ветер

Плавающий во времени

Пыль в жизнь,

Солнечный поток широко течет

Дрейфуя в пустоте

Все еще раскалывается,

Великая космическая звезда

В клетке тьмы

В RENAISSANCE, в ходе создания второй пластинки, подтянулись еще несколько музыкантов. По составу сложилась следующая картина:

Джейн Релф – ведущий вокал, бэк-вокал, перкуссия

Джон Хокен – клавишные

Кит Релф – гитары, ведущий вокал, бэк-вокал

Луи Сенамо – бас-гитара

Джим Маккарти – барабаны, перкуссия, ведущий вокал, бэк-вокал

Терри Кроу – ведущий вокал

Майкл Данфорд – гитары

Нил Корнер – бас-гитара

Терри Слэйд – барабаны, перкуссия

И еще в шестой композиции на клавишных отыграл приглашенный в компанию Дон Шинн.

-6

Вкратце пробегусь по композициям из этого альбома… Понятно, что мое мнение сугубо субъективно.

-7
Это британский релиз...
Это британский релиз...

«Love Goes On» - в принципе, типичный поп-рок шестидесятых. О любви. Хотя среди таких песенок встречались настоящие шедевры.

«Golden Thread» - баллада в стиле PROCOL HARUM, где партия фортепиано и вокал заслуживают отдельного внимания. Сильно, что там говорить.

«Love Is All» - чистая и светлая композиция эры хиппи.

«Mr. Pine» - здесь перекликаются фолк и балладный стиль а-ля «рыцари короля Артура». Между прочим, композиция написана Майклом Данфордом.

«Face Of Yesterday» - очень приятный вокал Джейн Релф плюс своеобразная перекличка бас-гитары и фоно, с явными полутонами от джаза.

«Past Orbits Of Dust» - это уже джаз-рок. Конечно не динамичный и резкий, но свидетельствует о стилевом разнообразии и поисках музыкантов…

-9

На гастроли, связанные с раскруткой второго альбома отправились Хокен, Данфорд, Кроу и Слэйд, Корнер и Джейн Релф, которая после всего этого ушла из группы. Вместо нее (ну не могли они без женского вокала!) у микрофона встала американка Бинки Каллом. А Хокен подался в SPOOKY TOOTH. Сенамо перешел в COLOSSEUM. За клавиши сел Джон Тайт.

Итог?

Итог таков, что из оригинального состава в группе не осталось НИКОГО.

И Данфорд (!!!) собирает под вывеской RENAISSANCE совершенно другой коллектив, который вошел в историю рок-музыки, как «золотой состав». Обратите внимание: он практически не имел никакого отношения к прежней группе, но никто из первоначального состава даже не заикнулся против такого решения.

Вот он, этот самый «золотой состав»:

Энни Хэслэм – вокал

Майкл Данфорд – гитара

Джон Таут – клавишные

Джон Кэмп – бас-гитара, вокал

Теренс Салливан – ударные, перкуссия

Отмечу потрясающий голос новой солистки Энни Хэслэм, которая имела пятиоктавный диапазон голоса.

-10

По этому поводу немножко отвлекусь. Когда-то я работал худруком ГДК, и к нам на гастроли заехал оркестр Олега Лундстрема. После потрясающего концерта, пока грузилась аппаратура, за рюмкой чая я выразил свое восхищение солисткой ансамбля. На что кто-то из музыкантов заметил, что она берет семь октав.

- Такого не может быть! – Возмутился я.

- Элементарно, Ватсон! – Ответил мне музыкант, сев на клавиши рояля. - Вот я беру две октавы. А она – семь.

Конечно же, это хохма, связанная с особенностями фигуры этой талантливейшей и замечательной певицы. Извините, что я отвлек вас от основной темы…

Мы переходим в семидесятые годы и так далее. Не бросать же рассказ о RENAISSANCE на полпути!

Альбом «Prologue» 1972 года… Впечатляющие инструментальные композиции и чарующий голос новой солистки… Альбом, как отметили музыкальные критики, получился амбициозным. Но всё еще было впереди.

-11
-12

Альбом «Ashes are Burning» 1973 года я ярко выраженным тяготением к акустике, для записи которого был приглашен оркестр, попал в биллбордовский Топ 200, значительно расширив число фанатов группы.

-13

Альбом «Turn of the Cards» 1974 года, это лонгплей, где участвует лишь единственный электроинструмент – бас-гитара. Её звук так смикшировали, что по сути, она стала чуть ли не главной, что не помешало игре струнных и духовых.

-14
-15

Это настоящий и артистичный прог-рок, где всё особенно – от вокала до мелодий. Интересно, что «Mother Russia» посвящена Александру Солженицыну и написана под впечатлением «Одного дня Ивана Денисовича».

В 1975 году вышел альбом «Scheherazade and Other Stories». Многие музыкальные критики называют его самым наивысшим успехом RENAISSANCE.

-16

На второй стороне пластинки – композиция, состоящая из разных частей, в которой звучат и хор, и оркестр, а на первой – три композиции, одна из которых до такой степени восхитила Ричи Блэкмора, что он записал «Ocean Gypsy» со своей командой «Blackmore's Night». К этому времени у RENAISSANCE сменилась ведущая вокалистка, т.к. Энни Хэслэм начала сольную карьеру. Ей стала Кэндис Найт (музыканты группы умели подбирать себе ведущих вокалисток).

Этот альбом был записан вместе с Нью-йоркским филармоническим оркестром, с которым до этого они с огромным успехом выступили с серией концертов в легендарном «Carnegie Hall».

Пластинка заняла 48-ю строчку в американских чартах.

Далее – альбом «Novella» (Топ 50 в британских чартах), альбом «A Song For All Seasons» (домашний Топ 40), где вовсю зазвучали электрогитары.

-17
-18

Чуть позднее началась коммерция: композиции сократились, в звучании появился синтезатор. Фанам и лейблу это не понравилось, и в начале восьмидесятых группа разбрелась кто куда. В 1981 году были записаны два альбома на грани попсы, ориентированных на синтезатор. Особого успеха это не имело, и в 1987 году состав вновь распался.

Затем они вновь соединялись, концертировали и вновь разбегались.

В первой половине десятых уже XXI века ушли из жизни Тэтчер, Данфорд и Таут, но в 2013-м RENAISSANCE выпустили альбом «Grandine Il Vento», который можно назвать попыткой вернуться к прежнему звучанию…

-19

ДИСКОГРАФИЯ КОМАНДЫ (КОМАНД):

Renaissance, 1969

Illusion, 1971

Prologue, 1972

Ashes are Burning, 1973

Turn of the Cards, 1974

Scheherazade and Other Stories,1975

Live at Carnegie Hall, 1976 (live)

Novella, 1977

A Song for All Seasons, 1978

Azure D'or, 1979

Camera Camera, 1981

Time-Line, 1983

Tuscany, 2001

In the Land of the Rising Sun, 2002 (live)

И, с вашего позволения, добавлю сюда сольные альбомы Энни Хэслем:

Annie in the Wonderland (1978)

Stlii Life (1985)

Annie Haslam (1989)

Blessing In Disguise (с Королевским Симфоническим оркестром) (1994)

-20

RENAISSANCE недаром именуют необычной группой, она - как тот кот, который гулял в мире рок-музыки сам по себе. Помимо таких классиков как Шопен, Бах, Дебюсси, они цитировали в своих композициях наших Прокофьева, Рахманинова, Римского-Корсакова и Чайковского.

-21

Для любого знающего меломана – RENAISSANCE далеко не последняя группа в координатах прог-рока. А для начинающего меломана – большой шанс прикоснуться, осознать и полюбить большое, а может, и великое…

По ранее заведенной традиции предложу вам несколько разных предыдущих материалов из репертуара канала ЮРИЙ КИСЛОВ:

На сегодня, кажется, всё. Буду благодарен за маленькую дружескую помощь - посильный взнос, который пойдет на развитие канала. Карточка СБЕРА МИР 2202 2036 0380 0006. Я не клянчу. Это важно для дальнейшего развития канала...

С уважением и до встречи!