Всем привет! Не знаю у кого как, а лето, в краях, где я имею счастье жить, ну очень жаркое даже по нашим, южным меркам. И мое нынешнее состояние приблизительно вот такое:
Но… Но я рад приветствовать вас всех на канале ЮРИЙ КИСЛОВ, в котором я стараясь быть вдумчивым и скрупулезным, пишу о рок-музыке шестидесятых годов XX века. Уже написал о более чем ТРЕХСОТ исполнителе и групп. Не верите? Загляните в КАТАЛОГ канала – там всё по порядку и алфавиту с соответствующими ссылками:
Сегодня – о рок-группе RENAISSANCE, которая выпустила лишь два лонгплея в самом конце десятилетия, а всего - полтора десятка альбомов в разных составах, но, сделала все это, оттолкнувшись от любимого нами и великого десятилетия.
RENAISSANCE, как известно, это британская прогрессив-рок-группа, загнать которую в какие-то определенные жанровые рамки просто невозможно. Классика, фолк-рок, чистой воды прогрессив, - чего только нет в удивительном творчестве этой команды!
Чтобы сразу расставить точки над «ё», отмечу, что в своем развитии команда прошла три стадии, сохранив во всех составах СВОЁ, постоянно наращивая мощности и энергетику.
Итак, начнем с 1969 года…
Группу организовали бывшие участники THE YARDBIRDS Джим Маккарти и Кит Релф, пригласив туда Джона Хокена, Луиса Сенамо и сестричку Релфа по имени Джейн. Дело было в Сюррее, историческом графстве на юге Англии.
Получился такой расклад:
Джейн Релф - ведущий вокал, бэк-вокал, перкуссия
Кит Релф - гитара, губная гармоника, ведущий вокал, бэк-вокал
Джон Хокен - фортепиано, клавесин
Луи Сенамо - бас - гитара
Джим Маккарти - барабаны, перкуссия, бэк-вокал
Первый этап своего развития RENAISSANCE завершили, выпустив два альбома, -«Renaissance» (1969) и «Illusion» (1970).
Сразу же - содержание первого альбома:
SIDE ONE
Kings and Queens 10:55
Innocence 7:05
SIDE TWO
Island 5:57
Wanderer 4:00
Bullet 11:24
Особой радости создатели альбома при этом не испытали. Привыкали друг к другу и к музыкальным пристрастиям команды, только что созданной. Да и публика отнеслась к нему довольно прохладно. Она еще не знала, что последует далее.
Но хотелось бы сразу отметить несколько основополагающих для дальнейшего развития группы вещей. Во-первых – опора на женский вокал. Во-вторых – яркая роль клавиш, да и вообще, вкусно и значительно выполненные инструментальные части. Несомненно – это дух экспериментирования и сразу же, преподнесенная как на блюдечке, грамотная и захватывающая смесь классики, джаза, блюза, рока и фолка. Ну и поэтика: тексты там были далеко не примитивные.
Это потом, в девяностых, дебютный альбом команды начали переиздавать, будто спохватились.
Группа, раскручивая свой первый лонгплей, довольно активно выступала в Британии, заезжала в Европу, и даже выступила в США, в Сан-Франциско, на знаменитой концертной площадке «Fillmore».
А затем, при работе над второй пластинкой, коллектив начал распадаться. По большому счету альбом «Illusion» (1970) можно считать каким-то незавершенным.
Разборок внутри коллектива не было. Просто Джим Маккартни устал от гастролей, а Кит Релф решил уйти вместе с ним, решив создать вместе с Сенамо команду ARMAGEDDON.
Забегу вперед: Кит Релф в семидесятых много времени посвятил «скрещиванию» чистой гитарной акустики и рока. В 1976 году его нашли мертвым в доме. В руках у него была подключенная к усилителю электрогитара…
Затем, (я возвращаюсь в 1970-й) Джим со товарищем вернулся, прихватив с собой Майкла Данфорда.
Отмечу, что во втором альбоме с разваливающейся группой стала сотрудничать поэтесса Бетти Тэтчер: отныне почти все тексты её. Она писала их на уже готовые мелодии. Вот один из образцов её творчества:
Весь ветер
Плавающий во времени
Пыль в жизнь,
Солнечный поток широко течет
Дрейфуя в пустоте
Все еще раскалывается,
Великая космическая звезда
В клетке тьмы
В RENAISSANCE, в ходе создания второй пластинки, подтянулись еще несколько музыкантов. По составу сложилась следующая картина:
Джейн Релф – ведущий вокал, бэк-вокал, перкуссия
Джон Хокен – клавишные
Кит Релф – гитары, ведущий вокал, бэк-вокал
Луи Сенамо – бас-гитара
Джим Маккарти – барабаны, перкуссия, ведущий вокал, бэк-вокал
Терри Кроу – ведущий вокал
Майкл Данфорд – гитары
Нил Корнер – бас-гитара
Терри Слэйд – барабаны, перкуссия
И еще в шестой композиции на клавишных отыграл приглашенный в компанию Дон Шинн.
Вкратце пробегусь по композициям из этого альбома… Понятно, что мое мнение сугубо субъективно.
«Love Goes On» - в принципе, типичный поп-рок шестидесятых. О любви. Хотя среди таких песенок встречались настоящие шедевры.
«Golden Thread» - баллада в стиле PROCOL HARUM, где партия фортепиано и вокал заслуживают отдельного внимания. Сильно, что там говорить.
«Love Is All» - чистая и светлая композиция эры хиппи.
«Mr. Pine» - здесь перекликаются фолк и балладный стиль а-ля «рыцари короля Артура». Между прочим, композиция написана Майклом Данфордом.
«Face Of Yesterday» - очень приятный вокал Джейн Релф плюс своеобразная перекличка бас-гитары и фоно, с явными полутонами от джаза.
«Past Orbits Of Dust» - это уже джаз-рок. Конечно не динамичный и резкий, но свидетельствует о стилевом разнообразии и поисках музыкантов…
На гастроли, связанные с раскруткой второго альбома отправились Хокен, Данфорд, Кроу и Слэйд, Корнер и Джейн Релф, которая после всего этого ушла из группы. Вместо нее (ну не могли они без женского вокала!) у микрофона встала американка Бинки Каллом. А Хокен подался в SPOOKY TOOTH. Сенамо перешел в COLOSSEUM. За клавиши сел Джон Тайт.
Итог?
Итог таков, что из оригинального состава в группе не осталось НИКОГО.
И Данфорд (!!!) собирает под вывеской RENAISSANCE совершенно другой коллектив, который вошел в историю рок-музыки, как «золотой состав». Обратите внимание: он практически не имел никакого отношения к прежней группе, но никто из первоначального состава даже не заикнулся против такого решения.
Вот он, этот самый «золотой состав»:
Энни Хэслэм – вокал
Майкл Данфорд – гитара
Джон Таут – клавишные
Джон Кэмп – бас-гитара, вокал
Теренс Салливан – ударные, перкуссия
Отмечу потрясающий голос новой солистки Энни Хэслэм, которая имела пятиоктавный диапазон голоса.
По этому поводу немножко отвлекусь. Когда-то я работал худруком ГДК, и к нам на гастроли заехал оркестр Олега Лундстрема. После потрясающего концерта, пока грузилась аппаратура, за рюмкой чая я выразил свое восхищение солисткой ансамбля. На что кто-то из музыкантов заметил, что она берет семь октав.
- Такого не может быть! – Возмутился я.
- Элементарно, Ватсон! – Ответил мне музыкант, сев на клавиши рояля. - Вот я беру две октавы. А она – семь.
Конечно же, это хохма, связанная с особенностями фигуры этой талантливейшей и замечательной певицы. Извините, что я отвлек вас от основной темы…
Мы переходим в семидесятые годы и так далее. Не бросать же рассказ о RENAISSANCE на полпути!
Альбом «Prologue» 1972 года… Впечатляющие инструментальные композиции и чарующий голос новой солистки… Альбом, как отметили музыкальные критики, получился амбициозным. Но всё еще было впереди.
Альбом «Ashes are Burning» 1973 года я ярко выраженным тяготением к акустике, для записи которого был приглашен оркестр, попал в биллбордовский Топ 200, значительно расширив число фанатов группы.
Альбом «Turn of the Cards» 1974 года, это лонгплей, где участвует лишь единственный электроинструмент – бас-гитара. Её звук так смикшировали, что по сути, она стала чуть ли не главной, что не помешало игре струнных и духовых.
Это настоящий и артистичный прог-рок, где всё особенно – от вокала до мелодий. Интересно, что «Mother Russia» посвящена Александру Солженицыну и написана под впечатлением «Одного дня Ивана Денисовича».
В 1975 году вышел альбом «Scheherazade and Other Stories». Многие музыкальные критики называют его самым наивысшим успехом RENAISSANCE.
На второй стороне пластинки – композиция, состоящая из разных частей, в которой звучат и хор, и оркестр, а на первой – три композиции, одна из которых до такой степени восхитила Ричи Блэкмора, что он записал «Ocean Gypsy» со своей командой «Blackmore's Night». К этому времени у RENAISSANCE сменилась ведущая вокалистка, т.к. Энни Хэслэм начала сольную карьеру. Ей стала Кэндис Найт (музыканты группы умели подбирать себе ведущих вокалисток).
Этот альбом был записан вместе с Нью-йоркским филармоническим оркестром, с которым до этого они с огромным успехом выступили с серией концертов в легендарном «Carnegie Hall».
Пластинка заняла 48-ю строчку в американских чартах.
Далее – альбом «Novella» (Топ 50 в британских чартах), альбом «A Song For All Seasons» (домашний Топ 40), где вовсю зазвучали электрогитары.
Чуть позднее началась коммерция: композиции сократились, в звучании появился синтезатор. Фанам и лейблу это не понравилось, и в начале восьмидесятых группа разбрелась кто куда. В 1981 году были записаны два альбома на грани попсы, ориентированных на синтезатор. Особого успеха это не имело, и в 1987 году состав вновь распался.
Затем они вновь соединялись, концертировали и вновь разбегались.
В первой половине десятых уже XXI века ушли из жизни Тэтчер, Данфорд и Таут, но в 2013-м RENAISSANCE выпустили альбом «Grandine Il Vento», который можно назвать попыткой вернуться к прежнему звучанию…
ДИСКОГРАФИЯ КОМАНДЫ (КОМАНД):
Renaissance, 1969
Illusion, 1971
Prologue, 1972
Ashes are Burning, 1973
Turn of the Cards, 1974
Scheherazade and Other Stories,1975
Live at Carnegie Hall, 1976 (live)
Novella, 1977
A Song for All Seasons, 1978
Azure D'or, 1979
Camera Camera, 1981
Time-Line, 1983
Tuscany, 2001
In the Land of the Rising Sun, 2002 (live)
И, с вашего позволения, добавлю сюда сольные альбомы Энни Хэслем:
Annie in the Wonderland (1978)
Stlii Life (1985)
Annie Haslam (1989)
Blessing In Disguise (с Королевским Симфоническим оркестром) (1994)
RENAISSANCE недаром именуют необычной группой, она - как тот кот, который гулял в мире рок-музыки сам по себе. Помимо таких классиков как Шопен, Бах, Дебюсси, они цитировали в своих композициях наших Прокофьева, Рахманинова, Римского-Корсакова и Чайковского.
Для любого знающего меломана – RENAISSANCE далеко не последняя группа в координатах прог-рока. А для начинающего меломана – большой шанс прикоснуться, осознать и полюбить большое, а может, и великое…
По ранее заведенной традиции предложу вам несколько разных предыдущих материалов из репертуара канала ЮРИЙ КИСЛОВ:
На сегодня, кажется, всё. Буду благодарен за маленькую дружескую помощь - посильный взнос, который пойдет на развитие канала. Карточка СБЕРА МИР 2202 2036 0380 0006. Я не клянчу. Это важно для дальнейшего развития канала...
С уважением и до встречи!