Коллективный намаз является сунной-муаккада для свободных мужчин, у которых нету причин не приходить на джамаат намаз. • За пропуск сунны муаккада от трех раз и более человек становиться грешником. • Если человек не пошел на коллективный намаз в мечеть, а свершил коллективно дома, то это с него спадает грех за пропуск джамаат намаза. Условия действительности имама в джамаат намазе: 1. Ислам (имам должен быть мусульманином). 2. Совершеннолетие (в ханафитском мазхабе если человек прочитает намаз за несовершеннолетним, то его намаза недействителен, т.к. для несовершеннолетнего намазы не являются фардом). 3. Разумный. 4. Мужского пола. 5. Чтобы он был способен читать из корана то, что необходимо для кыраата в намазе. 6. Чтобы он не был маъзуром (Однако если и у имама есть ‘Узр и у маъмуна он тоже есть, то дозволено делать намаз в таком случае). Условия следования за имамом в намазе: 1. Намерение следующего за имамом следовать за ним, и чтобы это было одновременно с намерением на намаз. 2. Это условие для женщин: женщина не может просто подойти и начать делать намаз за человеком, в отличии от мужчины. Мужчина за которым женщина делает намаз должен сделать намерение на то, что за ним будут читать женщина/ны. 3. Чтобы имам был как минимум на одну пятку впереди маъмуна (нахождение впереди или сзади определяется по пятке, но не по кончику пальцев ноги). 4. Чтобы имам не был ниже состоянием чем маъмун(например, имам делает нафиль, а маъмун фард). 5. Фард намаз у них должен быть один. 6. Муссафир(путник) не может делать намаз за мукъимом(не путник), после того, как время намаза 4 ракаатного намаза вышло. • Для муссафира является обязательным сокращать 4 ракаатные фард намазы(зухр, аср, иша). • Намаз муссафира превращается из 2 ракаатного в 4 ракаатный, если он делает намаз за мукъимом. • Если мукъим возмещает 4 ракаатный намаз во время 4 ракаатного своевременного намаз (например, он восполняет 4 ракаата зухра во время 4 ракаатов асра), то намаз муссафира который следует за ним (человеком который восполняет намаз) из 2 ракаатного в 4 ракаатный не превращается. Поэтому путнику нельзя следовать за ним (восполняющим намаз), потому что, если он будет читать первые два ракаата в намазе, то ему надо дочитать оставшиеся два ракаата, т.к. его двухракаатный намаз не стал четырехракаатным, так как для муссафира его последнее сидение будет во втором ракаате, в отличии от мукъима, т.к. для него его последнее сидение в 4 ракаате. • Если муссафир присоединится в 3 ракаате к мукъиму, который восполняет намаз, то, когда он будет читать аль Фатиху в 3 и 4 ракаате для него это чтение будет ваджибом, в отличии от мукъима, ведь чтение аль Фатихи в 3 и 4 ракаате для мукъима является мустахабб(желательным действием). • Муссафиру дозволено читать восполняемый намаз мукъимом, если он состоит из 2 ракаатов (фаджр намаз). • Также муссафир не может делать намаз за человеком, который опоздал на джамаат намаз, и продолжил чтение после завершения намаза имамом. 7. Также условием джамаат намаза является то, чтобы их ряды не разделяли ряды женщин (т.е. женщины должны стоять в последнем ряду).