Одной из главных проблем для Европы раннего Средневековья был крайне серьезный дефицит металла. Для того чтобы отковать обычный топор, нужно было добыть, очистить, смолоть и довезти до кузни примерно тонну так называемой болотной руды. Той самой, что сейчас называют лимонитом или бурым железняком. Параллельно с этим нужно было пережечь в уголь несколько центнеров древесины, потому что только уголь мог дать приемлемую температуру горения, достаточную для работы с железом.
А еще нужна была инфраструктура. Горны, печи, кузни, углежогные ямы. ну и, конечно, серьезная для того времени геологоразведка. Ведь от того, насколько богата железняком порода, зависело не только количества железа, получаемого из нее, но и его качество. И нужно сказать, богатая железом порода попадалась в те времена нечасто. В общем, всем нам давно известно, что железа во времена раннего Средневековья всегда не хватало.
Но подождите, а как же бронза? Ведь если во времена раннего Средневековья был настолько серьезный дефицит железа, то почему люди не использовали бронзу? Ну, понятно, что литье бронзы сложнее обработки железа, да и качеством бронзовые изделия обычно бывают похуже. Но раз железа нет, то почему не использовать то, что есть? Ведь в самом деле, не могли де люди взять и разучиться делать бронзу, что ко времени падения Рима была известна человечеству уже несколько десятков веков?
Бронза. Она вообще сопровождала человечество с момента ее открытия почти непрерывно. С одинаковым успехом из нее делали как оружие во времена расцвета Микенской цивилизации, так и пушки во вполне прогрессивном XVII веке. И в Античной Греции ее использовали и во времена Вечного города. Так куда же она исчезла в эпоху Раннего Средневековья? Что такое произошло во времена падения Рима? Давайте разбираться.
И для начала пару слов, собственно о бронзе. Несмотря на некоторую замороченность изготовления этого сплава, есть у него одно преимущество, которое нельзя переоценить. Его главный компонент - медь - начинает плавиться уже при температуре около 1000 градусов. А это значит, что, в отличие от железной руды, для обработки бронзы не требовались сложные системы нагнетания воздуха. Ведь даже печи, загруженные обычными дровами, позволяли поддерживать ту самую тысячу градусов при наличии нормальной тяги. То есть не нужно было никаких углежогных ям, горнов и прочих вещей, так усложнявших кузнечное производство.
А еще бронзу лили, а не ковали. То есть, конечно, де её можно было греть и вытягивать молотом до нужной формы, но вот вся эта история с науглероживанием, многочисленными проковками, закалкой и "отпуском" тоже, в общем, проходила мимо. И это был еще один огромный плюс. В общем, с какой стороны не посмотреть, бронза была отличным металлом, и совершенно неудивительно, что человечество никак не могло с ней расстаться, даже когда научилось варить приличную сталь.
Но была у бронзы так же одна большая проблема. И заключалась она в том, что была бронза не металлом, а сплавом. И если с главным ее компонентом - медью, особых проблем не было никогда, медными рудами Европа была не обделена. То вот второй компонент сплава классической бронзы - олово, встречался в Европе не то чтобы сильно часто. Даже во времена Античности олово было настолько редким, что в разных рецептах бронзы его зачастую заменяли всякой дрянью.
Чего только не кидали в сплав тогдашние оружейники. Очищенная руда свинца, цинка, марганца и даже того самого лимонита, из которого получали железо. Да что там говорить, в бронзу добавляли даже мышьяк, получая совершенно отдельный вид мышьяковистой бронзы. И ты, конечно же, спросишь меня, дорогой читатель, а как же кузнецы? Неужели их здоровье никого не интересовало? Ну что за глупости! Конечно, интересовало. Все очень огорчались, если мастера болели и умирали. Но пара тонн бронзы остаются парой тонн бронзы, как ни крути.
Из-за всех этих экспериментов длиной в несколько веков понятие "бронза" стало чрезвычайно объемным. Бронза, сделанная в Античном Причерноморье, и бронза, выплавленная в землях кельтов времен Римской империи, были совершенно разными бронзами, с очень различающимся составом добавок. и роднило их, в общем, только медная основа сплава.
Впрочем, как бы то ни было, главной добавкой к медной основе ко времени появления Вечного города стало все же олово. Классическая оловянная бронза была максимально прочной и легкой в обработке. И все было бы хорошо, вот только олова, в отличие от медной руды, в Европе было немного.
К началу I века в Европе были известны четыре главных месторождений олова. Одно лежало в северных землях кельтских племен у Северного моря, что намного позже назовут Бретонью, второе - к западу от Альпийских гор, в местности, где через шесть веков франки сойдутся в единоборстве с вестготами, оспаривая Восточную Аквитанию. Еще один источник оловянной руды лежал в верховьях Эльбы. Четвертое же и крупнейшее месторождение олова лежало в землях иберийских племен к северу от будущей Португалии.
Такое положение дел долгое время устраивало Вечный Город, который уже к началу I века так или иначе имел доступ ко всем этим месторождениям. А благодаря отличной логистике и непревзойденным римским дорогам олово везлось со всего света в мастерские Рима, превращая мягкую медь в прочные бронзовые инструменты, оружие и украшения. И все было отлично до тех пор, пока ближайшие месторождения не начали иссякать.
Сначала закончились богатые оловом руды на поверхности, и пришлось зарываться под землю все глубже и глубже. Потом закончились даже бедная оловом порода. Ко второй половине I века империя настолько сильно нуждалась в олове, что это привело к серии Римских походов в Британию, где на юге Корнуэлла были найдены фантастически богатые залежи оловянной руды.
Да, это было далеко. Да, транспортировка была долгой и опасной. Но вместе с добычей в Иберии и экспортом с римского Востока этого хватало для того, чтобы закрыть потребности империи.
Бронзовые доспехи, хотя и не были основным типом брони в Риме, тем не менее были привычными и надежными шестеренками военной машины Вечного Города. Шлема, Lorica squamata, Lorica musculata, и даже оружие нередко делалось из бронзы. И это не говоря об украшательстве и техническом ее использовании. И, казалось бы, все идет неплохо. НО.
Римская империя рухнула, и первыми вместе с ней в небытие отправилась логистика и торговые пути. Великое переселение народов просто смело Римский мир в Европе, нарушив торговые и любые другие связи внутри павшей империи на долгие века вперед.
Первым перестало поступать олово из Иберии. Вестготские всадники, решившие, что тут будет их новая родина, радостно гоняли местное население, объясняя им, кто теперь здесь правит. Местные, поняв, что что-то идет не так, объединившись, отвечали захватчикам, чем могли. В общем, все занимались любимым делом, рубили в мелкий фарш себе подобных и о добыче олова думали в последнюю очередь.
В Британии пикты, англы и саксы, поняв, что Рим ушел всерьез и надолго, тоже начали делить территории. И это, что характерно, так же не способствовало нормальной добыче металла. Месторождения же, что были непосредственно в Европе, к этому времени истощились почти полностью, а то немногое, что добывалось, никак не могло изменить общую ситуацию.
Но главное было даже не это. До нового появления в Европе нормальных торговых путей и приличной логистики должно было пройти еще примерно четыре века. А пока этого не случилось, олово, даже если его добывали, никуда дальше региона добычи так и не уходило. С юго-востока на все это смотрела Восточная Римская Империя и от всей души размашисто крестилась, понимая, мимо чего она только что чудом прошла.
Вот так и получилось, что прочный, легкий в обработке и добыче сплав, появившийся намного раньше железа, не смог выдержать конкуренции с этим самым железом даже в условиях его тотального дефицита. Просто потому, что производство его оказался очень зависимым от множества факторов: от логистики до состояния финансовой системы мира.
В эпоху "Венделя" и "варварских королевств" классическая бронза из привычного всем производственного металла стала превращаться в редкий материал для ювелирных изделий и украшения оружия и доспехов. И, казалось бы, на этом можно было бы закончить историю бронзы в раннем Средневековье. Вот только есть один небольшой нюанс. На всем протяжении темных веков во всех варварских королевствах Европы бронзу использовали практически везде и чрезвычайно активно.
Так, погоди, автор, - подозрительно посмотрит на меня самый недоверчивый читатель,- ты ведь только что, на трех страницах подробно объяснил, почему бронзы в раннем Средневековье не было и быть не могло. И вот теперь говоришь, что ее много и часто использовали. Как тебя вообще понимать?
Ну что тут сказать, да, выглядит это немного странно. Но, друзья мои, позвольте мне все объяснить. Как мы уже выяснили, технически, бронза - это не исключительно сплав меди и олова. И даже не только смесь олова и мышьяка. В его составе всегда будет огромное количество разных сопутствующих примесей - от свинца до цинка. И пропорции этих примесей могут быть совершенно различны. И вот один из таких сплавов, где цинка было заметно больше, в отсутствии нормальной оловянной бронзы, стал чрезвычайно популярен в раннем Средневековье. А назывался он латунь.
Потеряв возможность производить нормальную бронзу, кузнецы раннего Средневековья, конечно же, не опустили руки и начали искать ей замену. И оказалось, что при добавлении в сплав большей, чем обычно, части цинковой руды бронза все же получается. Вот только была совершенно не такая прочная, как мышьяковистая, а тем более оловянная. Но все же это был металл, с которым можно было работать.
Нужно отметить, что латунь была, конечно же, известна значительно раньше и использовалась вместе и вместо бронзы еще со времен ранней Античности. Так что кузнецы раннего Средневековья не совершили никакого открытия. Просто опытным путем, смешивая медь с оловом и другими компонентами, нашли, пусть и не самую лучшую, замену бронзе. Хотя почему замену? Технически, средневековая латунь из-за огромного количества разнообразных примесей и присадок это именно что бронза. Хотя, конечно, и не лучшего качества.
Зато она была более или менее доступна, да и в обработке была сильно проще любого другого металла, за исключением, может быть, только свинца и золота. И совершенно неудивительно, что латунь стали пихать туда, куда только можно. А так же туда, куда пихать ее не стоило.
Для начала, внезапно выяснилось, что латунь цветом и фактурой чрезвычайно похожа на золото. Ну, разве что имеет чуть-чуть иной оттенок и, в отличие от золота, окисляется. И это немедленно сделало ее самой распространенной основой под золочение. В отличие от золоченого железа, стали и даже серебра, тонкий слой позолоты, наносимый на предмет, истираясь, не обнажал другой цвет основы. И шлем, меч или кольцо, даже серьезно поношенные и потертые, значительно дольше радовали своего владельца гармоничным золотистым цветом, без потертостей и проплешин.
А еще довольно низкая температура плавления позволяла не только отливать сложные элементы оружия, например, гарды и навершия целиком, но делать их пустотелыми и тонкостенными. Или, наоборот, делать цельные толстые отливки, компенсируя таким образом не самую высокую прочность этого золотистого металла. А отличные возможности обработки превращали мечи эпохи варварских королевств, в те самые произведения оружейного искусства, которые мы так любим.
Да что мечи. Латунь нередко использовалась и в шлемостроении, причем не только в роли декоративного материала. Например, в ранних меровингских шлемах, датируемых V-VI веком, ее количество составляло до сорока процентов от общей массы изделия. И тут, конечно же, немедленно возникает вопрос. Сорок процентов? Это, простите, что же делали из такого количества мягкой латуни? И не было ли у мастеров оружейников тех времен опасения, что при ударе мечом по шлему что-то может пойти не так?
Наверное, такие опасения были, и поэтому чаще всего латунь (а иногда и вообще медь) в этих шлемах шла на полосы и пластины что формировали ребра жесткости, и были закреплены поверх железного купола, скрепляя его в единое целое. Кузнецы справедливо считали, что удар все равно придется в первую очередь на железный купол, и только во вторую - на скрепляющие его ребра.
В качестве же дополнительной защиты их просто и безыскусно утолщали, делая в два - два с половиной раза толще, чем железный купол. Вся эта конструкция, надетая на толстую меховую или войлочную шапку, защищала если и хуже цельножелезго шлема, то ненамного. И хотя, такая блестящая и празднично выглядящая защита головы была тяжелой, словно колода, но, жить захочешь, и не такое на голову оденешь.
Одним словом, латунь, появившаяся в условиях дефицита металла вообще и бронзы в частности, быстро стала ее эрзац заменой. Она на протяжении всего раннего Средневековья тем или иным способом присутствовала по всей территории Европы от Скандинавских гор до Северного Средиземноморья. Иногда превращаясь вновь в бронзу, когда в регионе появлялось достаточно олова, и вновь становясь латунью, когда оловянный ручеек снова пересыхал.
Вот так и получалось, что бронзы в Европе во времена раннего Средневековья почти не было, и в то же время она была распространена там чрезвычайно. История. Она вообще любит шутить и обладает отличным, хотя и очень специфическим и непростым чувством юмора.
И только к концу XV века появившиеся новые технологии позволили начать разрабатывать те оловянные рудники, которые раньше были совершенно недоступны или считались выработанными. А налаженные торговые и транспортные пути позволили довезти добычу этих рудников в любую точку Европы. И тогда в мир пришли бронзовые пушки, колокола и прочие замечательные вещи. Но, впрочем, это совсем другая история.