Найти тему

«Ученик превзошёл учителя». О Сергее Павлове и его «Лунной радуге»…

Мне тут недавно написали о том, что герои Сергея Павлова будут как-то поживее, чем герои Ивана Ефремова. И не просто так его упомянули. Дело в том, что Сергей Павлов – фактически, ученик Ивана Антоновича. И вот тут, наверное, начинается самое интересное… Мне посоветовали прочитать «Лунную радугу», которую и сравнивали с «Туманностью Андромеды». Как большая часть моих читателей знает, я «Лунную радугу» читал. Тут на канале даже рассказ про неё есть. И, если в двух словах, то это произведение мне безумно понравилось. Я не буду сейчас касаться её сюжета, разве что самую малость, просто изредка – примеры приводить. Просто, чтобы сравнить героев Павлова и его учителя…

Материал создан при поддержке моих подписчиков на платформе Boosty: Arti, Belsnickel, Arti, Belsnickel, Igor Sablin, Lorgar Balthasar, Squatterbloat, Starletter, Анатолий Ломовцев, Вадим Юрков, Василий, Дмитрий, Ильдар Арасланов, Олег, Павел Павлов, Петр Усов, Сергей Ряховский, Таня Топилина, Madshmax, Marina Kushak, MetaModern671games, Nikolausta, Olov Viking, Pavel Bosenko, Ven Berg, Александр Барышников, Алексей Гнитько, Алексей Попов, Архидемон из Герои 5, Виктор Айрон, Илья Фертиков, Ольга Суханова, Михаил Яшин, Егор, Стас Крюков, matty@yandex.ru, Егор Зевсович, Reader Marver, Сергей Соловьёв, Дмитрий Кац, Саня Номад и Птица Птица! Огромное им за это спасибо!

Могу ошибаться, но наверное, это Фрэнк на полигоне?
Могу ошибаться, но наверное, это Фрэнк на полигоне?

Для начала, чем мне вообще понравился роман «Лунная радуга»? Можно сказать, что он очень удачно начинается – с такого, довольно интересного «экшна». Не могу сказать, что это главное, что мне в книге понравилось, но эта сцена, как Фрэнк Полинг проходил полигон, задаёт определённый «ключ» для всей книги. То есть, потом, читая книгу, ты просто будешь находиться в этом ритме, неважно, что именно сейчас происходит - воспоминания ли членов экипажа «Лунной радуги», или очередное заседание. Хотя, там и сами заседания описаны довольно интересно…

Но, если вспомнить «Туманность», то она тоже начинается довольно бодро – только вот, там этой «бодрости» хватило всего на две главы, после чего идут те самые рассуждения о жизни в мире будущего. И всё, по большому счёту, после этого роман становится скучным, потому, что картины этого мира не так интересны, как те же события на той планете. В первый раз, я их просто пролистывал, так как не мог понять, почему мне должно быть это интересно. Да, на самом деле, много кто про это говорил, но я тоже скажу – Иван Антонович имел хорошие, годные и интересные идеи. Но, у него просто не было возможности хорошо и интересно их описать. И именно в этом и есть главная проблема его романа.

А вот, если обратиться именно к творчеству Павлова – то там как раз всё хорошо. Герои – интересные. Самое начало – тот же Полинг, ни разу не супермен, ни разу не крутой оперативник, который с бластером наперевес гоняется за преступниками по всей Солнечной. Кстати, такой «супермен» в их команде есть – парень по прозвищу «Носорог», забыл имя. У него ещё шрам остался после задержания «банды Шлокера», если кто-то помнит. Сам же Полинг – скорее, следователь, которому тоже надо проходить зачёты и быть готовым к разного рода неожиданностям. Потому его и гоняют по этим полигонам. Но, полигон – это просто начало романа. Потом-то, как раз и начинается самое интересное.

Фрэнк и Нортон...
Фрэнк и Нортон...

И потом Фрэнк Полинг у нас раскрывается во всей красе – в сцене разговора с Нортоном, в самом конце первой части романа. Там он «раскалывает» Нортона, который и сам тяготится своим положением, выводит его на откровенность – но сам при этом понимает, что ничего хорошего в этом нет. Это, наверное, самая главная сцена в романе, и как же хорошо она прописана! С одной стороны – Дэвид Нортон, неплохой, в общем-то, мужик, который только утром совершил подвиг, спасая соседского пацана от верной смерти (кстати, если бы в фильм включили этот эпизод – фильм был бы просто в разы лучше, как мне кажется!), но у Нортона есть большая проблема, он по большому счёту, уже и не человек. Нечто большее, чем человек, но и нечто меньшее. А с другой стороны – следователь особой группы Фрэнк Полинг, который, в принципе, уважает Нортона и не только за то, что тот женат на его сестре, но и потому, что Нортон – реально, без всяких скидок, герой. На его счету немало всего, где тот отличился по своей работе во Внеземелье. И да, он отлично понимает, что Нортон – хороший мужик, который никому не желает зла, но вот так вышло, что из своих походов – в частности, из десанта на Оберон, он привёз… что-то нехорошее, и никто не знает, опасно это, или нет…

И на самом деле, все, кто просто упоминается в книге, все, кто действует в разных сценах – все они живые. То есть, мы понимаем трагедию Нортона и его жены Сильвии. Мы понимаем, что она знает о том, что с мужем не всё так хорошо – это можно видеть даже в той сцене, когда к ним приезжает Фрэнк и ест трубочки с кремом. В этой сцене понятно, что у Сильвии не всё хорошо. Она очень хорошо чувствует проблемы Нортона. А та сцена, когда Нортон обедает в кафе на Меркурии, и к нему подсаживается вдова одного из тех, кто погиб на Обероне? Людмила Бакулина, в девичестве Быстрова. Разговор на самом деле короткий, но как же пронзительно он написан! Молодая женщина, можно сказать, ненавидит Внеземелье за то, что оно забрало у неё мужа. Она видит того, кто выжил, а её муж – погиб. И да, ей хочется понять – почему? А воспоминания про «Плоскогорье Огненных Змей»? Помните, как Нортон вспоминает хронологию штурма этого плоскогорья? Как вслед за тяжёлой беспилотной машиной, пошёл лёгкий вездеход с двумя работниками? И как потом одного из них, Аймо Зотто по прозвищу «Канарейка» доставали из скафандра – после поражения шаровой молнией…

Как я уже говорил, герои Павлова получились очень живыми, им хочется и можно сопереживать и сочувствовать. А что касается сцен в космосе… Нет, понятное дело, что прошло время, можно сказать, что Павлов писал на основе того, что он мог представить себе. Но, насколько же «Лунная радуга», несмотря на то, что там почти нет описаний корабля (только того супертанкера, который пилотировал Тобольский во второй части), лучше прописана! Там нет ни слова о том, на какой тяге она ходит по Солнечной системе, но понятно, что это довольно быстро. Там вообще, на удивление мало технических подробностей – но от того, роман не становится хуже. Более того, если разобраться, то книга о людях, о том, как они сильно изменились после того рейда на Оберон. Но именно само будущее тут описано намного интереснее, чем то, что описал Ефремов. Так же, как и в «Туманности», здесь нет никакой привязки ко времени, но мы понимаем, что прошло не так уж много времени относительно нашего. Остались границы государств, но нет никаких проблем, чтобы побывать там, где тебе хочется. Люди вполне себе понимают друг друга – нет никаких указаний на язык общения, но есть немало сцен, в которых спокойно разговаривают русские и американцы. Есть особая контора, которая ищет и ликвидирует «артефакты иной цивилизации», наследие гонки вооружений. И видно, что гонка эта длилась больше, чем в нашем мире – ибо описание некоторых «изделий», реально пугает…

В общем, у Павлова получился реально интересный роман. Жаль, что потом, продолжая мир «Лунной радуги», он тоже скатился…

Интереса ради - зайдите на этот канал. Тут обозревают фильмы... под иным углом.

Кино под углом | Дзен

И подпишитесь сюда...

Исповедь волонтера | Дзен