Родители детей с РАС часто задают мне вопросы про этот метод. У него сколько сторонников, столько же и противников.
АВА-терапия - это целая система занятий со своими плюсами и минусами. Принцип: «Если ребенку нравятся последствия его действий, то он их повторяет, а если нет — не повторяет»
АВА-терапия основана на принципе вознаграждения. Выполнил инструкцию/задание - получи «вознаграждение». Очень важно понять что, именно, будет мотивировать ребёнка: вкусность, мультики, батут, качели и т.д.
Детям с РАС тяжело освоить детям какие-либо действия, поэтому вся работа делится на маленькие блоки, которые осваиваются отдельно и постепенно. Не только на занятиях АВА-терапии, но и на любых других.
Перед занятиями проводят диагностику навыков, и на занятиях работают над восполнением пробелов. Пример:
- Ребенка просят выполнить простое действие (например, взять в руки синий мяч) и подсказывают, как он должен это сделать.
- Специалист подсказывает несколько раз, после чего повторяет просьбу, но уже без подсказки.
- Каждый раз, когда ребенок делает то, о чем его просят, он получает награду. Все неудачные попытки игнорируются.
- Когда специалист видит, что его ученик освоил одно действие, он обучает его второму, затем третьему и т.д.
- После этого упражнение усложняют: простые действия начинают чередовать.
Это метод помогает детям с РАС
- сформировать и закрепить новые навыки;
- научиться взаимодействовать с окружающими;
- повысить способность к обучению;
- скорректировать поведение;
- достичь соответствующего возрасту уровня развития интеллекта.
А теперь давайте подумаем, это дрессировка? Нет. Любой родитель любого нейротипичного ребенка использует метод вознаграждения. Например, получишь «пятерку» за контрольную - поедем в парк, закончишь четверть без троек - поменяем телефон, будешь себя хорошо вести, пойдем на батуты и т. д.
У детей с нарушениями развития, особенно с РАС, трудности с пониманием временных рамок и речи в целом. Например, для них «в пятницу пойдем в парк» - очень абстрактная и непонятная цель. Или «будешь хорошо себя вести, то купим конфеты» - тоже очень абстрактная цель. Как это «хорошо себя вести» - что именно от него требуют? А «если будешь заниматься с тетей Машей, сделаешь то-то и то-то, тогда посмотришь мультики, покатаешься на батуте, съешь конфету» - тут все понятно. С таких маленьких шагов и начинается формирование навыков.
АВА - это не постоянное повторение одного и того же. Занятия постоянно должны усложняться, ребенка нужно учить новым навыкам и умениям. Здесь важно найти хорошего специалиста. В нашей практике был ребенок, которого АВА-специалист год учил сортировать по цветам. Не смотря на то, что ребенок цвета знал, сортировать по цветам научился быстро, но специалист продолжал из занятия в занятие повторять одно и тоже (кстати, и щипковый захват у ребенка тоже был сформирован).
Один из аргументов АВА-терапии «зачем детей пичкать конфетами и чипсами»? Тут стоит согласиться, что многие родители и специалисты ищут легких путей и выбирают в виде вознаграждения конфеты, чипсы и прочие неполезные вкусности. Родителям стоит искать альтернативу: это может быть батут, качели (сейчас во всех центрах есть сенсорные комнаты), любимые овощи и фрукты (яблоко, морковка, огурец), полезные сладости. Педагог не будет кормить конфетами годами, со временем вознаграждением становятся жетоны, звездочки.
Поэтому вас могут ввести в заблуждение следующее:
- устаревшие или неправильные методики по АВА-терапии;
- горе-специалисты.
- чужой негативный опыт.
Занятия по АВА-терапии нужны детям, которым очень тяжело объяснить правила поведения, правила безопасности, включить их в работу с педагогом и т.д. А так же детям, у которых большие проблемы с коммуникацией, тогда специалист учит отвечать на вопросы. Но и здесь важно параллельно вести работу с желанием коммуницировать.
В «Аисте» не стоит цель научить ребенка повторять заученные фразы, мы работаем над желанием общаться и формированием осознанной речи.
Принципы АВА-терапии можно использовать с любыми детьми, например, приучение к горшку или если ребенок убегает на улице и т.д.
Вывод: нужно искать специалиста, который будет включен в реабилитацию. И конечно, все навыки должны закрепляться дома в обычной жизни. Но главный критерий: если вы видите результат от каких-либо занятий, значит нужно продолжать! Нужно пробовать разные занятия и методы. Все дети с аутизмом разные.