В конце мая 1977 года Юрка закончил первый класс. В июне он гостил у бабушки с дедушкой в деревне. Большую часть июля мальчик провёл на базе научно-исследовательского института в тайге, а в августе Юркины родители решили отправить его в пионерский лагерь.
Но для того, чтобы поехать в пионерский лагерь, сперва предстояло на несколько дней вернуться в город и уже оттуда специальный автобус вёз школьников к месту отдыха.
Квартира Юриных родителей находилась на окраине города, в Академгородке. Корпуса же институтов стояли отдельно в 20-25 минутах ходьбы от жилой зоны.
В жилой зоне, помимо многоквартирных домов, были детские сады, больницы, школы и магазины. И птицы в жилой зоне были типично городские — голуби и воробьи. Вокруг же институтов на открытых пространствах жили жаворонки и суслики — это, конечно, не рябчики и бурундуки, но и не спутники человека.
В небольших рощицах вокруг институтов Юрка с друзьями часто собирал настоящие лесные грибы — подберёзовики и подосиновики. Кроме того, довольно часто там встречались кусты крупной и вкусной черёмухи.
Мальчику было всего лишь 8 лет, но он помнил, как строилось здание института, в котором работал его отец. А до этого институт находился в центре города, и на новогоднюю ёлку нужно было целый час ехать.
В первом же классе Юрка уже шёл на новогоднюю ёлку для детей сотрудников института всего лишь 20-25 минут, и вестибюль там был гораздо просторнее, а окна в нём гораздо больше, чем в старом здании.
Но иногда под некоторыми деревьями и кустами Юрка замечал оставленные рабочими, которые строили новые корпуса институтов, лужицы застывшего вара. Замечал, конечно, летом, а не зимой. Эти лужицы там оставались годами, и никто их убирать не собирался — ведь замечали их только школьники, которые собирали грибы или черёмуху.
В тот день Юрка решил пособирать именно черёмуху — она как раз в это время года начинала созревать. Под одним из кустов ребёнок заметил жаворонка, который почему-то никуда не улетал и даже не пытался убежать.
Присмотревшись, мальчик понял, что птица увязла в варе. В жаркий июльский день вар стал жидким, и когда жаворонок приземлился под куст, его лапки тут же увязли.
При помощи сломанных сухих веток Юрка аккуратно отделил комок вара с застрявшей в нем птицей от остальной липкой лужи и пошёл домой. При этом жаворонок постоянно колотил руки ребёнка своим клювом, но никакого вреда мальчику принести не мог.
Дома мама дала Юрке растворитель и несколько старых тряпок. До утра следующего дня ребёнок усердно работал, протирая намоченными в растворе кусками ткани прилипшее к ногам птицы смолистое вещество. Вскоре после того, как мальчик начал эту процедуру, жаворонок прекратил колотить его руки клювом. Вряд ли он понял, что его хотят спасти — скорее всего, пернатый просто устал.
Когда Юрка убедился, что все пальчики пленника полностью свободны от вара, он встал на подоконник, открыл форточку и выпустил птичку.
Жаворонок сперва сел на соседский балкон, посидел несколько минут, затем поднялся и полетел в сторону институтов — туда, откуда мальчик его вчера вечером принёс.
Будем надеяться, что в дальнейшем всё у этого певца полей в жизни было хорошо и он больше никогда не попал в смолистую ловушку.