Не устану повторять, меня удивляет русский язык. Порой даже в самых обыденных словах и выражениях кроется глубинная народная мудрость, заметить которую иногда получается чисто случайно.
И да, мое почитание русского языка скорее всего связано с тем, что это мой родной язык. Но как иначе? Ведь лишь хорошее знание языка и культуры за ним стоящей, помогут вскрыть смыслы.
Начнем, как кажется, с простого.
Что значит "выйти замуж"?
Всем известно, что раньше жен выдавали замуж, в том смысле, что жена уходила из родительского дома в дом мужа.
С развитием государства с его системами контроля и учета, появлением паспортов и фамилий, "уход из родительского дома" стал оформляться еще и символически - в смене фамилии. Своеобразная "приписка" к опредеденной семье.
Но это объясняет лишь слово "выйти". Ведь выражение не звучит как "выйти к мужу" или "выйти перед мужем", "встать рядом с мужем".
"Замуж", у большинства однозначно ассоциируется как "за мужа", т.е. встать за его спиной.
Это и понятно, патриархальная традиция говорит, что муж - кормилец и защитник. Жена должна быть за мужем, как за каменной стеной. Не даром, если мужчина "присматривается" к женщине, его предостерегают: она замужняя, т.е. защищенная. Этимология одна, только в слове "защищенный", корень "щит". Муж как щит.
Но в православной традиции важно другое. Муж - глава семьи. И потому:
Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа. Еф: 5:33
Это перевод, и потому слово "боится" здесь можно трактовать как чтит, уважает, повинуется. А точнее все сразу.
Муж глава семьи в том смысле, как Христос глава Церкви.
Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Еф: 5:22-24
Муж задает правила. И потому слово "боится" схоже по смыслу с выражением о страхе Божьим. Речь здесь не о подавлении или страхе наказания. Нет.
Речь о боязни оскорбить мужа и его Любовь к жене словом или поступком. Оскорбить, значит привнести скорбь, обидеть.
Замужем, означает не просто, что жена "вышла" за мужа и стоит. Нет, она идет за мужем. Только движение в едином направлении сберегает семью.
Почему же муж главный в этом движении?
Что значит жениться?
Однажды я услышал, что кто-то сказал о Толкине, как о самом женатом человеке.
По-моему, нет более точного попадания в суть этого слова.
Женатый, значит "погруженный" в жену в том смысле, что он безмерно ее любит, что она становится одним из смыслов его жизни, и он видит себя обязанным ее оберегать от любых невзгод.
В приведенной выше цитате сперва говорится об обязанности мужа любить жену, как самого себя, и лишь потом о том, что жена должна бояться мужа.
Сначала идет Любовь мужа. Потом ответная реакция жены. И никак иначе.
Другими словами, жена повинуется мужу не потому, что он сильнее. Муж должен быть "подобен" Богу в праведности и мудрости, чтобы жена добровольно за ним шла.
К слову о том, как муж должен любить жену в послании к Ефесянам целых 6 стихов (с 25 по 30). В два раза больше, чем о повиновении жены. Кому интересно, прочтите все послание. Особенно мужья :)
И кстати, небольшое отступление, когда жена выходит замуж, она выходит именно за мужа. Ни при каких обстоятельствах, семья мужа не должна им управлять, тем самым управляя и его женой. Жена выходит за мужа, а не за его семью. Об этом прямо говорится:
Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Еф: 5:31
Так почему же муж главный?
Современная критика патриархальности и традиционной семьи со стороны новомодных "учений" типа феминизма, видят привилегию в том, что муж - глава семьи.
И, к сожалению, мужья своим неправедным поведением дали им запонный повод к критике.
Однако, в правильном прочтении глава семьи - это не привилегия, а обязанность, тяжкая ноша.
Глава семьи несет ответственность за семью, в том числе перед Богом. Уже одно это страшит. Да, муж советуется и прислушивается к жене, но он - рулевой, он принимает решение куда идти.
Помните, выше мы называли мужа защитником? Защитник, тот кто защищает, несет щит. А щитоносцы всегда идут впереди, они первые подвержены опасности.
Так и с мужьями, куда бы они не повернули, им первым встречать опасность. С них спрос. Не правильно ли, в этом случае им выбирать путь?
Более того, помните, что муж глава над женою, как Христос над Церковью?
Но главное не в том, что Христос главный, как Бог. Нет, он главный как тот, кто отдал себя на растерзание за Церковь. Он умер за нее, понеся тяжкие страдания.
Обязанность мужа - Любить жену также, как Христос любил Цековь, вплоть до готовности страдать за нее и умереть.
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее. Еф: 5:25
Если муж, ведя жену, должен встретить любую опасность и быть готовым умереть за жену или испытать муки, не достаточно ли этого, чтобы позволить ему выбирать путь? Замените слово "муж" и "жена" на "человек" и "другой человек".
В завершении, стоит оговориться, что все это работает только в верующей семье, потому что семья состоит не только из мужа и жены, но и Бога над ними, как третьего "члена семьи". Потому что жена с мужем должны жить
повинуясь друг другу в страхе Божием.Еф: 5:21
Т.е. повиноваться друг друга в том смысле и границах, в которых определил Бог.
- - - - - - - - -
⬇️Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи, ставьте лайк 👍 и пишите с чем (не)согласны💬.
》》》Поддержать канал 🤝《《《 можно по ссылке в закрепленном комментарии🙏❤️