Замглавы МИД РФ Сергей Рябков заявил в интервью журналу «Международная жизнь», что ситуация вокруг специальной военной операции показала: «ядерное сдерживание в его прежнем классическом понимании работает не в полной мере». Поэтому, считает дипломат, «нужны некие концептуальные дополнения и корректировки».
Сергей Рябков считает, что через какое-то время произойдет «некая конкретизация того, какие могут быть подходы с нашей стороны к этим крайне важным и очень ответственным сюжетам в ситуациях дальнейшей эскалации со стороны наших противников». Он напомнил, что существует военная доктрина, и в ней прописан подробно ядерный элемент:
«Существует документ под названием «Основы государственной политики в области ядерного сдерживания», где ядерная составляющая военной доктрины изложена более подробно, предметно и в привязке к неким ситуациям», – сказал он.
Ныне действующий Указ президента «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания» был подписан Владимиром Путиным 2 июня 2020 года. В документе прописаны четыре ситуации, в которых глава государства может принять решение о применении ядерного оружия:
1) поступление достоверной информации о старте баллистических ракет, атакующих территории Российской Федерации и (или) ее союзников;
2) применение противником ядерного оружия или других видов оружия массового поражения по территориям Российской Федерации и (или) ее союзников;
3) воздействие противника на критически важные государственные или военные объекты Российской Федерации, вывод из строя которых приведет к срыву ответных действий ядерных сил;
4) агрессия против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства.
Прежняя военная доктрина РФ, подписанная в феврале 2010 года президентом Дмитрием Медведевым, гласила, что: «Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства». Точно такой же параграф вошел в Военную доктрину РФ в редакции 2014 года, принятую при Владимире Путине.
А вот до этого, в Военной доктрине 2000 года, порог применения ядерного оружия был иным:
«Российская Федерация оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических для национальной безопасности Российской Федерации ситуациях»,— говорилось в принятом тогда документе.
Аналитики считают, что порог «в критических для национальной безопасности Российской Федерации ситуациях» — ниже, чем «когда под угрозу поставлено само существование государства». Скажем, «критическим» может считаться как прорыв ВСУ в Крым или Донецк, так – и, например, оккупация Белоруссии войсками НАТО. Вообще, слово достаточно многозначное. Поэтому, не исключено, что будет принято решение вернуться именно к прежнему варианту: ведь он создает опасную неопределенность для нашего противника.
А что там у врагов? В «Обзоре ядерной политики» США от 2022 года сказано, что «Соединенные Штаты будут рассматривать возможность применения ядерного оружия только в крайних обстоятельствах для защиты жизненно важных интересов США или их союзников и партнеров».
Власти Великобритании оставляют за собой право «рассматривать возможность применения ядерного оружия только в крайних обстоятельствах самообороны, в том числе для защиты союзников по НАТО».
Во французской доктрине сказано, что «применение ядерного оружия возможно только в крайних обстоятельствах законной самообороны» и что ядерное сдерживание «защищает Францию от любой агрессии против ее жизненно важных интересов».
Китай заявляет о приверженности политике неприменения ядерного оружия первым.
20 июня президент России Владимир Путин в ходе пресс-конференции по итогам визита во Вьетнам заявил, что РФ думает о возможных изменениях в своей ядерной доктрине:
«Я уже говорил, что сейчас мы думаем… что и как в этой ядерной доктрине можно было бы поменять. И связано это с тем, что появляются — и во всяком случае мы знаем, что вероятный противник над этим работает, — новые элементы, связанные с понижением порога применения ядерного оружия».
Тем временем в НАТО активно обсуждают приведение ядерного оружия в боеготовность, а также его дополнительное размещение в Европе. Для чего? Ответ очевиден: Альянс рассматривает вариант превентивного ядерного удара по России.
Последние новости России на сегодня читайте здесь, на БлокнотРУ
#Новости Блокнот Россия
#Новости России
#Блокнот новости России
#Новости России 6 июля 2024
#Новости России и мира сегодня
Свое мнение о новостях России можно высказать в комментариях ниже