Найти тему
Московские истории

Жизнь собачья: Любитель капроновых чулок и детоненавистница Герда

Оглавление

Татьяна Усманова, хоть и не москвичка, каждое лето проводила на даче родственников в Кратово. На этот раз ее воспоминания касаются связанной с этими периодами бурной собачьей жизнью.

Кратово. Я с мальчиком Юрой, 1956 год.
Кратово. Я с мальчиком Юрой, 1956 год.

Шерстяной колобок с хвостиком

Герду привезли на дачу в Кратово маленьким щеночком. И не подумаешь, что из такого может вырасти целая немецкая овчарка. Это был шерстяной колобок с хвостиком и двумя парами очень коротких лапок, которые мало способствовали передвижению. Забраться на крыльцо Герда вообще не могла. Надо отдать ей должное, она пыталась это делать самостоятельно, но попытки успехом не увенчивались - приходилось скулить и звать на помощь.

Конечно же, она в одночасье стала общей любимицей. Все возились и играли с ней. Но лето каждый год имеет привычку кончаться. Вот и тогда я уехала домой, в Свердловск (ныне Екатеринбург), на весь учебный год.

Я и Герда. В тот год нам, кажется, и привезли Дика.
Я и Герда. В тот год нам, кажется, и привезли Дика.

Беготня и прыжки до упаду

Когда через год я снова оказалась в Москве, Герда уже была уже даже не подростком, а юной собакой. Я боялась, что она меня забыла. Ничего подобного! Состоялась очень трогательная встреча. Тут и виляние хвостом с опасностью его отрыва, и энергичное облизывание лица, и располосованное когтями моё крепдешиновое платьице, перешитое из маминого. В общем, "встреча прошла в тёплой и дружественной обстановке", как тогда принято было писать в газетах. В это лето мы очень интенсивно с ней развлекались. В ход шли разные палочки, мячики. Иногда - просто беготня и прыжки до упаду. И снова кончается лето, и перерыв на учебный год.

На следующий год встреча повторилась в том же формате. Герда уже заметно подросла. Кажется, к тому моменту она уже имела какие-то награды за экстерьер и навыки, приобретённые занятиями и дрессировкой. В этой части я могу что- то напутать. Возможно, награды были получены позднее. Но, в общем, собака была уже взрослой.

Строгая иерархия и мысли Герды

Мне кажется, что учёные недооценивают мозг животных. Не может собака, чьи действия основаны только на рефлексах, обладать самостоятельным характером и видением окружающей действительности. А Герда этими качествами несомненно обладала. Например, она выстроила чёткую иерархию в семье.

Дядя Фотя - властелин и непререкаемый авторитет. Далее его дочь Юля - учитель (дрессировщик) и тоже авторитет, но поменьше. Номер три - тётя Нина, авторитет только потому, что жена властелина и её нельзя обижать. Я - подружка и соучастник по играм. В запале игры меня можно легонько тяпнуть, но соблюдая приличия. Последней шла наша добрейшая и безответная тётя Фаня. Она кормила Герду, вязала ей крючком тёплые подстилки, в общем, осуществляла уход. Значит, она служанка, не более того! Похоже, именно так думала наша Герда.

Я, тетя Фаня и Герда.
Я, тетя Фаня и Герда.

Герда терпеть не могла детей

Еще у Герды была очень плохая черта: она не любила детей. Мягко сказать, не любила. Она их просто не переваривала. Притом, детей в доме младше меня не было, и никто никогда её не обижал.

В те времена владельцы дач могли сдавать их на лето детским садам. Группы малышей часто проходили вдоль нашего забора. Организованные, в меру шумные, они никого не нервировали. Кроме Герды. Заслышав детские голоса, она пулей подлетала к забору и начинала яростно лаять. Она просто тряслась и разрывалась от возмущения. Забор был невысокий, и я боялась, что она может его перепрыгнуть. Дети проходили, а она ещё долго ворчала им вслед. Ну откуда взялась эта дрянная черта её характера?

Гость, внесший в нашу жизнь новые, феерические краски

Однажды, уже году в 1965-м. наша летняя жизнь заиграла новыми феерическими красками. Дяде позвонил его брат. Они всей семьёй собрались на море и можно ли привезти на дачу  щенка добермана, которого невозможно взять с собой. Дядя пошёл им навстречу, и щенок был привезён. Его звали Дик. И он действительно был дик - кличка очень подходила.

Фотографий Дика нет, но выглядел он примерно так. Источник https://baldezh.top/58616-poroda-doberman-schenki-67-foto.html
Фотографий Дика нет, но выглядел он примерно так. Источник https://baldezh.top/58616-poroda-doberman-schenki-67-foto.html

После отъезда хозяев, он выл у калитки до вечера. Все жалели маленькую тоскующую собачку. Впрочем, горе аппетита не испортило. После ужина тоска его улетучилась, и он начал исследовать участок.

Герда молча наблюдала за гостем. Потом она направилась в дом и легла у входа в одну из комнат. Дик пошёл за ней. Надо сказать, что в этой половине дома была большая терраса. Из неё, через маленький тамбур, был вход в две комнатки. У входа в одну из них лежала Герда.

Как Дик у меня выработал условный рефлекс

Дик приблизился к ней, и она его тяпнула за бок. Хорошо так тяпнула, от души! Он взвизгнул, влетел в другую комнату и сделал на полу огромную лужу. Мне пришлось мыть пол. Но самое интересное, что условный рефлекс появился в тот же миг: с тех пор все маленькие дела он непременно ходил делать в ту комнату. Щенка не останавливали нападения Герды, а если дверь была закрыта, он терпел до того момента, когда кто-нибудь ее открывал. Отучить его я не удалось, зато у меня тоже выработался условный рефлекс: Дик делает свои дела - я мою пол. Происходило это по нескольку раз в день. Почему-то негласно всеми было решено, что Диком заниматься буду я. Кормёжка была за тётей Фаней, а всё остальное за мной.

Любитель капроновых чулок

Дик жрал всё, что попадало в поле его зрения, начиная от незрелых ягод и кончая содержимым помойного ведра. Еще он обожал жевать капроновые чулки. Тогда тонкие колготки были дороги и многие женщины носили "капронки". На них появлялись стрелки и затяжки при обычной носке. Что же будет, если их пожуёт своими острыми зубами собака? Дыры, конечно. Я не раз вынимала чулки из его пасти, а иногда даже, почти из пищевода! Он их умудрялся заглатывать. Находил он чулки везде: на верёвке, где они сушились, в ящике шкафа, если кто-то неосторожно оставил его дверцу приоткрытой, на стуле в комнате, приготовленные для одевания.

Дик и селедка

Один случай его необычайной прожорливости запомнился мне навсегда. Мама приехала из Москвы с полными сумками продуктов. Стала их распаковывать и показывать свою добычу. Среди продуктов была шикарная большая солёная селёдка. Мама подняла её почти выше головы, чтобы показать её размер.

В воздухе промелькнуло маленькое тощее тельце Дика. Он схватил рыбину поперёк туловища и исчез. Я бегала по всему участку с криками:

- Дик! Дик!

Тишина! Наконец в самом дальнем углу сада, под кустом смородины, я увидела этого воришку. Прошло уже довольно много времени. Я думала. что селёдка уже исчезла у него в животе. Нет. Он, как схватил её, так и пытался заглотнуть целиком. Не откусить, а именно сразу проглотить.

В общем, с этим парнем нам скучно не было никогда. Мы ждали его хозяев с огромным нетерпением. Когда они приехали, мы встречали их, как Царь Соломон царицу Савскую - с бубнами, тимпанами и танцами!

Тетя Нина, Юля и предшественник Герды.
Тетя Нина, Юля и предшественник Герды.

Вишенка на торте

Ну и, как сейчас модно говорить, вишенка на торте. Когда это чудовище ещё было у нас, мы с Юлей поехали ненадолго в Москву. Вечером Юля пошла в душ, а я наслаждалась временной передышкой от общения с Диком. Зазвонил телефон. Я отвечаю. Голос в трубке спрашивает:

- Кто это?

Я отвечаю:

- Племянница из Свердловска, -  и обещаю передать Юле всё, что скажут.  

Мне говорят примерно следующее:

- Мы знаем, как в семье любят собачек. Не могли бы они приютить на пару недель нашу чудесную лайку?

Тут я начинаю истерически хохотать. Ну, темперамент, ничего не поделаешь. Они наверное, подумали, что меня привезли в Москву на консультацию к какому- нибудь светилу психиатрии. Отсмеявшись, я прошу номер телефона и обещаю, что Юля им перезвонит. У неё, кстати, была такая же реакция на эту просьбу, как и у меня, только никто этого не слышал. Она потом перезвонила и вежливо отказала.

Еще про собак: