В Дагестане XVIII-XIX веков наибольшее влияние имели Тарковский шамхал и Кайтагский уцмий.
- Уцмий после шамхала всегда знатнейший у здешних народов был и ныне еще в великом почтении - Гербер И.-Г. Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря. 1728 г. // История, география и этнография Дагестана XVIII–XIX вв
Правители Кайтага ведут свою историю от Абу-Муслима. Когда тот покорил Дагестан, то назначил в Кайтаг одного из потомков Амир-Гамзы, дяди Пророка (Мухаммеда), по имени Амир-Чопан. Его потомок Рустем-хан стал называться уцмием.
Власть кайтагского уцмия была довольно номинальной:
- что народ его владения (уцмия) есть вольный. Мало ему повинуется, и он не в состоянии принудить его к удовлетворению обиженных - Акты собранные кавказской археографической комиссией (АКАК). Тифлис, 1873. Т. V.
Доходы уцмий получал от сдачи в аренду пастбищ, пошлины с караванов, выплат с соляных озер, нефтяных колодцев и с натуральных податей райятов (не мусульман). Всего этого, уцмию вполне хватало, чтобы жить безбедно. И даже награждать своих приближенных.
Вторым лицом после уцмия был Гаттын - то есть, наследник. Его выбирали одновременно с уцмием. В распоряжении Гаттына был постоянный отряд из 300 всадников.
Власть уцмия таким образом была сильно ограничена:
- Уцмий не имел права распоряжаться общественными землями, самопроизвольно творить суд, нарушать адаты, вести войну и объявлять мир, когда это дело касалось всего Кайтага, без соответствующего на то одобрения джамаатов - Магомедов Р. М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII – начале XIX века. Махачкала, 1957
Следующими шли Беки - наследственные владетели, имевшие близкие родственные связи с уцмиями. Они были таким образом, кадровым резервом на случай выборов нового уцмия. У беков было податное население из числа мусульман, которые селились на землях беков. В основном, это были два-три поселения. Но бывали и такие беки, которые получали подати с 16 сел.
При этом, уцмий строго следил, чтобы никто из свободных мусульман не передавал бекам своих земель. А также, чтобы беки не брали подати с райятов (те под уцмием).
В случае военных действий Беки со своими дружинами беспрекословно подчинялись уцмию. Тут его власть была абсолютной.
Опору уцмия составляли свободные общинники Уздени. Именно они выставляли на случай войны войско, которое составляло большую часть вооруженных сил - до 12 500 человек.
Ниже узденей стояли Чанка-беки. То есть, дети беков от женщин низкого происхождения. Участь их была тяжела: наследственных прав не имели, отцы только просили для них у сельских общин землю. Хотя официально они входили в аристократию уцмийства.
Еще ниже стояли Сеиды (шейхи). Это были потомки арабских завоевателей, которые в основном составляли класс религиозных служителей, получавших доход от проведения ритуальных церемоний.
Материал подготовлен на основе статьи Ильяса Алибековича Магомедова Феодальное сословие Кайтага в XVIII начале XIX века.
Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, и даже может быть подпиской! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!
Будет интересно почитать: