Анри Картье-Брессон — это имя, которое первым приходит на ум, когда говорят о людях, превративших документальную фотографию в жанр искусства.
Несколько поколений фотографов считают его своим учителем, и даже сегодня работы мастера остаются эталоном качества. В своей статье «Решающий момент» Картье-Брессон блестяще формулирует принципы, которыми он пользуется, и объясняет своё видение фотографии, которая, несмотря на её создание в эпоху плёнки, остаётся актуальной и в наш цифровой век.
Решающий момент
Статья начинается с цитаты кардинала де Ретца, которая и дала название всей работе:
«В мире нет ничего, что не имело бы своего решающего момента».
Под решающим моментом Картье-Брессон понимает ту долю секунды, в которую следует нажать на спуск фотоаппарата. Но мастер не был бы мастером, если бы не рассказал о том, как он пришёл к фотографии; какие люди и явления сформировали его уникальное видение. Говоря о своей жизни и профессиональных навыках, он делает это откровенно и иронично, располагая к себе читателя.
Начало карьеры
Нет ничего удивительного в том, что практически ровесник века (будущий мастер родился в 1908 году и умер в 2004) Картье-Брессон с детских лет увлекался рисованием. В то время фототехника не позволяла обращаться с ней ребёнку, хотя финансы родителей позволяли одарить мальчика камерой ещё в колыбели.
Анри отдавал большую часть свободного времени рисованию, но первая камера марки «Box Brownie» заставила его позабыть о живописи. От ранних опытов фото как способа развлечь себя Анри вскоре перешёл к вдумчивому фотографированию.
На это повлиял кинематограф: бегущие по экрану кадры, по словам Картье-Брессона, учили его «видеть, смотреть…». «Броненосец Потёмкин» Сергея Эйзенштейна, «Сломанные побеги» Гриффита, «Алчность» Штрогейма, «Жанна Д’Арк» Дрейера — именно эти работы мастер считает своими вдохновительницами, а их режиссёров — учителями.
Первой профессиональной фотокамерой Анри была каноническая коробка на треноге, объектив которой фотограф должен был открывать перед снимком. С помощью такой техники можно было снимать лишь статичные, не требующие мгновенной реакции образы и сюжеты. Это больно ударило по «притязаниям» начинающего фотографа.
Однако Картье-Брессон успевает поиронизировать над собой, добавляя, что инструментарий тогдашних фотографов делился в его глазах на «слишком сложный» и «любительский», и то и другое, по его мнению, не имело ничего общего с Искусством (обязательно с большой буквы). Признаётся он и в неумении заниматься проявкой снимков — юный Анри не знал, что разная фотобумага способна придавать снимкам мягкость или наоборот контрастность.
Жизнь «в ловушке»
В 1931 году, отправляясь в Кот-д’Ивуар, фотограф покупает миникамеру фирмы «Krauss» и продолжает снимать на неё в течение года. Хотя Картье-Брессон часто и много ездил по миру, он признаётся, что толком не понимает в путешествиях — привыкнув к новой стране, он может представить её своей «родиной», которую не обязательно покидать.
Лишь вернувшись из Африки во Францию, Картье-Брессон встретил свою «любовь» — фотоаппарат немецкой фирмы «Leica», который, по его словам, стал «продолжением его глаза» и с которым он не расставался больше никогда. Анри стал скитаться по улицам, снедаемый желанием запечатлеть, ухватить некий секундный момент, который без его фотоаппарата исчез бы навсегда.
Этот процесс мастер сравнивает с попыткой поймать жизнь «в ловушку». Но молодому экспериментатору было далеко до идеи «фоторепортажа», последовательности снимков, которые рассказывали бы целую историю. Несколько лет творческих поисков и наблюдений за коллегами потребовалось ему, чтобы сформировать свой уникальный стиль.
Фоторепортаж
Картье-Брессон замечает, что редко удаётся сделать снимок, охватывающий значительное событие, впитывающий его и представляющий зрителям. Такая удача, когда «рассеянные в пространстве и времени элементы изображения» создают единое целое, заставляя фотографию «излучать внутренний свет», очень редка.
Решением, компенсирующим недостаточность и обрывочность отдельного снимка, является фоторепортаж, способный «свести воедино элементы, разбросанные по разным фотографиям». Нужно это, чтобы запечатлеть процесс разворачивания события и максимально точно передать впечатление от него. Чтобы провернуть такую спецоперацию, фотограф должен задействовать одновременно зрение, сознание и чутьё, то есть интуицию.
Последний пункт важен, поскольку большинство событий несут в себе несколько разных смыслов, и нужно быть достаточно «подвижным», чтобы успеть ухватить их все.
Останавливаться нельзя — мир всё время в движении, и задержавшись на секунду, ты рискуешь его не догнать.
Всё вышеперечисленное является единственной постоянной в уравнении фотосъёмки, отмечает Картье-Брессон — только личные качества могут прийти на выручку, ведь никаких готовых схем и концепций в этом деле нет и быть не может.
Избирательность в фотографии
При этом фотограф должен уметь воздерживаться — слишком много вещей хотят привлечь его внимание, заставить снимать себя. Настоящий мастер должен уметь противостоять соблазну «охватить всё на свете». Подобно скульптору, отсекающему всё лишнее, фотограф должен избирательно и осторожно избавляться от несущественного.
Анри Картье-Брессон замечает, что часто, даже сделав по ощущениям самый главный снимок, фотограф продолжает снимать, не в силах предугадать, куда повернёт ситуация дальше, рискуя впасть в состояние «механической» бессмысленной съёмки.
Для этого нужна постоянная работа памяти — фотографу следует держать в голове сделанные им только что снимки, что позволяет не только не плодить лишний материал, но и не создать невосполнимых пустот.
«Фотограф никогда не сможет повернуть время вспять, чтобы отснять сцену заново».
Отбор фотографий
Отбор фотографий, согласно Картье-Брессону, делится на два этапа.
- Первый происходит в момент фотографирования, «через объектив».
- Второй наступает после проявки снимков. В этот момент фотографу нужно выбрать лучшие снимки из хороших. Это момент истины, в который можно осознать, что в решающий момент палец дрогнул, глаз моргнул или ум был в смятении перед открывшейся ситуацией.
Искусство, лишённое искусственности
Анри Картье-Брессон делает акцент на том, что фотография — единственное искусство, способное запечатлеть и остановить мгновение.
Писателю и художнику позволительно связывать и менять местами элементы своих произведений даже много лет спустя, создавать черновики и наброски — фотограф начисто лишён такой возможности.
Однако в этой же слабости мастер находит и силу своей профессии. Документальная фотография, по Картье-Брессону, — искусство, лишённое искусственности. Фотограф не подтасовывает условия, не манипулирует реальностью (с чем поспорила бы Сьюзен Зонтаг в своём сборнике эссе «О фотографии»).
Более того, мастер противопоставляет фотографа реальности. Фотограф должен быть шпионом, обладающим «бесшумным ходом и орлиным взором», чувствующим себя всюду незваным гостем, даже если он просто снимает натюрморт.
Отсюда вытекает совет использовать вспышку только в крайних случаях. Фотограф не должен быть агрессивным и назойливым — если люди воспримут его таким, нельзя надеяться на качественную съёмку (существуют даже истории о том, что мастер для незаметности заклеивал металлические части фотоаппарата чёрной изолентой). Однако при умелой работе фотограф сможет проникнуть камерой даже туда, куда обычно закрыт ход глазам.
Здесь Картье-Брессон оговаривается: нет универсальных подходов, каждый вырабатывается сиюсекундно с учётом местного менталитета, социальной группы и множества других условностей.
Читая статью мастера, создаётся впечатление, что он не только хотел поделиться профессиональными секретами, но и побудить к размышлению, анализу своего увлечения, своей профессии.
Нужно изучать людей
Переходя к осмыслению человека как объекта изображения, мастер говорит, что нужно изучать поведение людей, их мимику и жесты. Важно быть терпеливым и наблюдательным, ведь зачастую нужно подождать, пока ситуация достигнет своего апогея, чтобы поймать самый выразительный момент.
Картье-Брессон называет это процессом “ожидания резонанса” — когда все элементы кадра начинают взаимодействовать и создавать гармоничную композицию.
Поймать правду момента
Одна из главных задач фотографа, по мнению Картье-Брессона, — это уловить сущность и правду момента. Фотография должна передавать не только внешние детали, но и внутреннюю суть происходящего. Для этого важно быть честным перед самим собой и не пытаться улучшать реальность.
Он советует фотографам избегать постановочных сцен и не вмешиваться в события, которые они снимают.
Композиция
Картье-Брессон также подчеркивает важность композиции в фотографии. Он считает, что кадрирование и расположение элементов внутри кадра должны быть интуитивными и естественными.
Важным аспектом является знание классических принципов композиции, но не следует забывать и о свободе творчества, позволяющей нарушать эти правила, если это служит для создания более выразительного изображения.
Фотография для Анри Картье-Брессона — это не только технический процесс, но и глубокий философский акт. Он сравнивает фотографа с художником, который должен уметь видеть красоту в самых обычных вещах и передавать её зрителю.
Искусство фотографии заключается в умении передать эмоции и настроение момента, запечатлеть его так, чтобы зритель почувствовал то же, что и фотограф в момент съёмки.
Для Картье-Брессона важно было оставаться невидимым наблюдателем, незаметно погружающимся в окружающий мир. Это позволило ему создавать искренние и правдивые изображения, наполненные жизнью и эмоциями. Его работы, несмотря на их кажущуюся простоту, обладают глубокой выразительностью и силой.
Заканчивая свою статью, Картье-Брессон призывает фотографов быть честными перед собой и зрителем, стремиться к правдивости и искренности в своих работах. Он верит, что только так можно создать фотографии, которые будут оставаться актуальными и значимыми на протяжении многих лет.
Рассмотрев основные принципы и подходы Анри Картье-Брессона, можно сказать, что его вклад в развитие документальной фотографии огромен.
Его уникальное видение, честность и глубокое понимание сущности момента сделали его работы бессмертными.
Вдохновляясь его наследием, современные фотографы могут стремиться к созданию качественных и выразительных изображений, следуя заветам великого мастера.
Как вам работы мэтра? Делитесь в комментариях!